› Статья
Человек как цель и итог эволюции
1
Когда мы задаёмся вопросом о смысле жизни человека и о его месте в природе, то основополагающим становится ответ на связанный с ним вопрос о случайности появления человека в мире.
Существует, пожалуй, две основные гипотезы происхождения человека. Одна из них, эволюционная, предполагает случайное происхождение человека, да и мира вообще, в результате мутаций, естественного отбора и борьбы за существование. Другая, креационизм, настаивает на сотворение мира и человека Богом.
Наткнулся в сети на статью Василия Ключарева (директора Института когнитивных нейронаук ВШЭ) «ГЛАВНОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ. НЕЙРОФИЗИОЛОГИ УСОМНИЛИСЬ В СУЩЕСТВОВАНИИ СВОБОДЫ ВОЛИ.» Статья опубликована на сайте ВШЭ (не сразу это понял, первый раз там оказался, случайно) и, к сожалению, не предполагает возможности комментирования. Сам текст по этой ссылке https://iq.hse.ru/news/304864214.html , не стал пытаться вставить его сюда, получилось бы не слишком "читабельно".
Математикам хорошо "понятно" отношение между корреляцией и детерминацией. Они просто берут коэффициент корреляции, возводят его в квадрат и говорят, что это - коэффициент детерминации.
И всё бы хорошо, но не очень понятно, что такое "корреляция". Для того, чтобы составить понятие корреляции, надо ему противопоставить его противоположность.
Излагаемое здесь не классический экзистенциализм, типа Хайдеггеровского подхода с его различением «сущего» и «бытия», первичностью «бытия», с отношением человеческой сущности к «истине бытия» постольку, поскольку принимается объективное существование мира вне человеческого сознания, которое в дальнейшем трактуется как сущее.
- Что такое свобода?
О свободе можно говорить бесконечно, поскольку она необьятна и не постигается разумом непосредственно, напрямую. Ее можно определить только от противного. Например, как противоположность насилию, или как противоположность детерминизму - причинности, обусловленности, закономерности, повторяемости. Но можно определенно сказать, что свобода присуща мирозданию и более того, все движение, что происходит в нем, в конечном итоге направленно к свободе. Эта направленность проявляется в появлении и накоплении непредсказуемого, нового. В этом отличие свободы от случайности.
- Но наука доказывает, что свобода - фикция, ибо все в мироздании подчиняется законам. Ощущение свободной воли - хитрая иллюзия. На самом деле воли просто нет, у всякого действия есть причины. Так ли это?
Разумеется нет. Свобода воли - реальна так же как реально существование собственного я. Одно без другого невозможно. Что касается законов, наука ограничена детерминизмом, потому что все остальное не поддается изучению. Нетрудно догадаться, что "все остальное" - как раз и есть свобода и все что с ней связано. Например, этика.
- Наука настаивает, что этика, поскольку она очевидно существует, вытекает из законов, например эволюции, выживания, кооперации и т.п. Соответственно, универсальной этики не может быть, поскольку она служит субьекту - человеку или группе. Они опять ошибаются?
Случайность - непознанная необходимость.
Случайность - машинная свобода.
Свобода - ощущение момента потенции, возможности реализации решения (задачи).
Восток есть Восток, Запад есть Запад, и им никогда не соединиться. И это есть два основных направления развития, полагаю я. Первое направление – это преобладание государственной деспотии над личной свободой граждан, второй наоборот: признание приоритета индивидуальных прав и свобод гражданина.
Сотворив добро, закрой уши! Сладкие слова делают твою душу слишком приторной, от того и кажется всё потом таким горьким.
Люди-монстры - самые тихие социопаты. Опасайся их, ибо ты не знаешь чего от них ожидать.
Создавая принципы для себя! Создавая принципы ради других, ты ущемляешь себя и сковываешь!
Нить сильна лишь когда натянута, но именно тогда она и может порваться. Поэтому каждая нить близка к разрыву.
› Философ
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (род. 6 марта 1874, Киев – ум. 23 марта 1948, Кламар, близ Парижа) – рус. религиозный философ; с 1922 в эмиграции, жил в Берлине, затем – в Париже.
1. Человеком можно стать только среди людей.
Каждый человек уникален, как личность.
Парадоксально, но, истинное единство людей возможно только в признании, принятии инаковости другого человека, в признании его свободы выбора своей правды, своих ценностей, своего понимания добра.
.
2. Только человек имеет возможность посмотреть на самого себя со стороны и судить о себе и своих собственных поступках.