Размышление №2. О сущности Нравственности
Мы часто рассчитываем на нравственность других людей, когда простраиваем свои планы на ближайшее будущее, но каждый раз что-то идёт не по нашему плану. Часто, считая себя нравственным человеком, мы совершаем поступки, которые окружающие не могут принять нравственными, как бы мы ни доказывали им необходимость этого поступка. Что же есть нравственность, если всё вокруг спорно, относительно и противоречиво?
Общество - это представление о том, как люди организуют совместное существование в определенном ограниченном пространстве. Обществом может быть коммунальная квартира, подъезд, сельское поселение, государственное образование и виртуальное сообщество. Переход части жизненных интересов человечества в виртуальное пространство внес в представление об Обществе определенные коррективы, но в целом мало что изменилось.
› Статья
Ситуация в России носит характер аморального разложения, непроясненности и неоднозначности способов моральной самооценки и оценки других существ, из отсутствия целостного или холистического взгляда на мир по средним показателям в слоях российского общества.
- Что такое свобода?
О свободе можно говорить бесконечно, поскольку она необьятна и не постигается разумом непосредственно, напрямую. Ее можно определить только от противного. Например, как противоположность насилию, или как противоположность детерминизму - причинности, обусловленности, закономерности, повторяемости. Но можно определенно сказать, что свобода присуща мирозданию и более того, все движение, что происходит в нем, в конечном итоге направленно к свободе. Эта направленность проявляется в появлении и накоплении непредсказуемого, нового. В этом отличие свободы от случайности.
- Но наука доказывает, что свобода - фикция, ибо все в мироздании подчиняется законам. Ощущение свободной воли - хитрая иллюзия. На самом деле воли просто нет, у всякого действия есть причины. Так ли это?
Разумеется нет. Свобода воли - реальна так же как реально существование собственного я. Одно без другого невозможно. Что касается законов, наука ограничена детерминизмом, потому что все остальное не поддается изучению. Нетрудно догадаться, что "все остальное" - как раз и есть свобода и все что с ней связано. Например, этика.
- Наука настаивает, что этика, поскольку она очевидно существует, вытекает из законов, например эволюции, выживания, кооперации и т.п. Соответственно, универсальной этики не может быть, поскольку она служит субьекту - человеку или группе. Они опять ошибаются?
Поскольку я сам в какой-то степени релятивист, то могу поделиться своими сомнениями на эту тему. На мой взгляд, самое слабое место у релятивизма это честь, человеческое достоинство, которые весьма болезненно релятивизируются.
Вот такую короткую формулу придумал: Фильм об Отечественной войне является хорошим только тогда когда он помогает зрителю победить в будущей войне.
› Видео
Формальная этика как симметричная этика взаимодействия равных субъектов, основным правилом которого является взаимное ограничение своей свободы, чтобы дать свободу другому - реализуется в праве. Необходимо провести границу между правом и собственно нравственностью.
› Видео
Обсуждение этики Хайдеггера и Сартра, которая вырастает из определенного понимания онтологии. Присутствие. Присутствиеразмерные и неприсутствиеразмерные сущие. Экзистенция. Экзистенциал и категория. Бытие-в-мире. Забота. Собственное и несобственное бытие. Подлинность и неподлинность. Свобода. Люди. Конечность.
› Видео
В рамках рабочей гипотезы регионирования бытия (мира) рассматривается отдельная проблема регионирования этического. Как соотносится линия развития закона (справедливости) и линия развития понимания добра в этике?