В эту запись перенесено окончании дискуссии между участниками ФШ boldachev и Пермский, начатой на странице Есть ли сознание у муравья? [Прось
Поскольку в философской секции часто встречаются вопросы о том, что такое человек, какова его природа, попробую изложить своё видение, основанное на религиозном представлении о человеке и на современных данных психологии, в том числе зоопсихологии и сравнительной психологии. Ведь говоря о природе человека, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой его сходства и различия с животными.
Существуют разные религиозные концепции человека, но мне близка христианская, где человек выступает как триединство: тело-душа-дух.
Хрисипп и школа стоиков (фрагменты из разных дошедших до нашего времени источников).
- лишь тело - причина в собственном смысле, а бестелесное - в несобственном смысле и по подобию.
- Ни одно благо не может быть больше или меньше другого блага.
- мир един, имеет пределы и удерживается единой силой.
взаимодействуют только Тела* как Целые, а не сущие которые соотносятся.
И с каким Телом как Целым действующий индивид ассоциирует себя, от этого зависит и наполнение его морали**, и вектор её направленности.
› Видео
В смысле собирания материалов, достойных для просмотра и ознакомления, выкладываю ссылку на серию лекций Анатолия Рясова об жизни и творчестве Антонена Арто.
Уважаемые коллеги, гости, друзья!
Философский штурм – это то, что нам нужно и единственное, что нам остается. Ибо философское пресмыкательство уже не поможет, а значит – необходим штурм. Ибо адекватная философия нужна, чтобы адекватно руководить остальным, а не пресмыкаться и наживаться на остальном, как это – увы! – имеет место быть.
Человек рождается от человека, т.е. природу свою во всей её полноте каждый из нас получает от родителей - это значит, что мы зачинаемся уже людьми, состоящими из духа, жизни и тела - сначала неразвитых, но именно человеческих.
Простец: <…> умом (mens) является то, от чего возникает граница и мера (mensura) всех вещей. Я полагаю, стало быть, что его называют mens – от mensurare (измерять, полагать меру).
Философ: А не считаешь ли ты, что ум – одно, а душа – другое?
Введение.