
Разговор со Станиславом вдохновил на создание темы, посвященной трем фундаментальным понятиям, которые выделились в нашем обсуждении и требуют рассмотрения в их взаимосвязи: необходимость, случайность и свобода.
Классическая философия Нового времени (практически все ее значимые представители) утверждала, что в мире нет подлинной случайности: каждое событие имеет свое "железное" основание или причину.
Интересно сопоставить эту позицию с позицией Платона, которая, напротив, утверждает, что в самой материи нет закономерностей - они привносятся идеями. Следовательно, в мире вещей царит случайность: возникнет вещь или нет - не предопределено, а лишь вероятно. Любая вещь закономерна постольку, поскольку она причастна идее, и неопределенна постольку, поскольку причастна материи. Необходимость и случайность здесь оказываются смешаны.
В современной науке эта платоновская мысль получила неожиданное возрождение в квантовой механике, а в философии - в размышлениях Хайдеггера.
Но какое отношение к этому имеет свобода? Для начала обратимся к слову самому: сво-бода - буквально означает свое бытие. "Свое" в том смысле, что принадлежит мне, а не господину, - иначе говоря, я не раб. Заметим, что этимологический смысл онтологичен, а не психологичен: свобода в данном случае не имеет ничего общего с так называемой "свободой воли". Интересно сопоставить это с другими европейскими аналогами: В греческом ἐλευθερία корень eleuth- изначально значил "принадлежать своему роду, дому" тоже в значении не быть рабом. Латинское libertas связано с и.-е. leudh - "народ, "член племени".
Но допустим, мы примем вероятностный, а не необходимый мир. Как проявит себя свобода здесь? Платон не разрабатывал идею свободы напрямую, но в его философии уже содержится ее прообраз: душа может созерцать идеи или отворачиваться от них. Обычные вещи существуют в силу своей природы, хотя и в смешении с возможностью; человек же существует в силу свободного выбора - выбора видеть Идеи или нет. В этом смысле свобода для него более фундаментальна, чем природа: она есть сам способ присутствия души.
Возможно, там, где природа переходит в свободу.
Отличие человека в том, что если у вещей и животных сущность неосознанна и просто реализуется в них автоматически, то человек способен видеть и осознавать свою сущность - и тем самым реализовывать ее свободно. Но может и не реализовывать. Тело в таком случае продолжает существовать, но человека уже нет как человека - он как бы опускается на уровень животного.
От человека зависит, что будет существовать, а что нет. Это значит, что у человека нет собственной природы; но все, что существует, существует или не существует благодаря человеку - не потому, что он создает вещи, а потому, что дает им место своим свободным решением.
Тогда кто же человек? Может быть, человек - это место мира? Но лишь в том случае, если он действительно дает миру место. Он может дать место миру, а может и не дать. Значит, онтологически человек - это возможность, благодаря которой мир может быть или не быть.
Эта идея противоречит привычному современному взгляду, будто человек - часть мира, возникшая по его законам. Здесь наоборот: мир возможен лишь постольку, поскольку возможен человек. Человек полагается прежде всякого мира - как то место, где мир только и может быть.
Если человек - это возможность мира, то свобода перестает быть психологическим состоянием или моральным выбором. Она становится онтологическим актом: тем, благодаря чему возможны и необходимость, и случайность. Необходимость выражает то, что уже осуществлено; случайность - то, что еще может произойти; свобода - то, благодаря чему одно переходит в другое.
В этом смысле свобода не принадлежит человеку как свойство - напротив, человек принадлежит свободе. Его существование есть форма ее осуществления. Через человека свобода становится событием, а мир - реальностью.
Свобода не утверждает мир и не отрицает его - она просто допускает его. Поэтому человек не творец мира и не его часть, а то, через что мир может быть. И, возможно, именно это и есть то "свое бытие", о котором говорит слово "свобода": бытие, которое никто не навязал, но которое дано только как возможность - возможность быть.
Комментарии
///Этимология слова "случай" любопытна: корень -луч- связан с идеей луча и направления. Таким образом, с-лучай буквально означает совместное попадание или совпадение.///
Вы не пробовали соединять значения таких слов, как "случка" и "чаяние"?...,))
А как вам словосочетание "паче чаяния"?
И почему "случилось" - это то, что произошло, а "случайность" - это не то, что просто происходит (случается), а то, что происходит почему- то неожиданно?
"Случай" - это что такое? Это происшествие или случайность?
А вам не кажется, что неожиданно может оказаться так, что "случайность" и "неожиданность" превратятся в смысловые противоположности?...,))
А ещё я знаю такое слово как "вольготность".
Помните:«Кому живется весело, Вольготно на Руси?»
Хороший пример: слово "случка" действительно имеет тот же этимологический смысл - "совпадение", но уже в самом прямом, телесном смысле - соединение самца и самки.
А слово "чаяние" происходит от древнерусского чаяти - "ждать, надеяться, ожидать", и этимологически связано не со "случаем", а с ожиданием чего-то грядущего. "Паче чаяния" - значит сверх ожидания.
"Случилось" обозначает сам факт происшествия - то, что стало действительным. А "случайность" фиксирует, что происшествие не было необходимо, не вытекало из закономерности, а произошло "просто так", неожиданно.
Вообще говоря, это близкие по смыслу слова, только "неожиданность" фиксирует психологический аспект: "я этого не ожидал", тогда как "случайность" описывает сам способ возникновения события - без необходимости.
Вы совершенно правильно идете по смысловому ряду: слово "вольготно" связано со словом "воля". Как это слово соотносится со словом "свобода"? "Воля" восходит к и-е корню *wel- / wol- - "желать, хотеть". Отсюда латинское voluntas - "воля, желание", немецкое Wille - "воля", английское will. То есть воля изначально имело онтологический смысл - это движение души, направленное на что-то. Лишь позднее оно было соотнесено по смыслу с социальной свободой, как состоянием, противоположным рабству (выпустили на волю, подневольный). В наше время это слово (как и слово "душа") окончательно закрепило психологический смысл: свобода воли в смысле свободы выбора.
В жизни нет ничего случайного. Смерть близкого человека, пожар, ограбление, болезнь, свадьба, рождение сына. Все обусловлено прошлой кармой.
Случайность события у нас задает множество возможных проявлений того события, и под микроскопом все эти вариации распределены огромным множеством элементарных событий составляющих возникновение того или иного проявления, по четко заданным вероятностям. И потому само событие как интеграция статистики произойдет уже закономерно в строго заданном проявлении, в итоге означаемом как следствие определенных причин.. И таким образом все события данной замкнутой системы будут происходит только так и никак иначе.. Но, если система открытая и могут вносится коррективы начальных условий, то и цепь событий (причинно следственных связей) будет меняться... Карма работает только в свете привязки к своему ложному эго, выйдя за рамки, став нейтральным к автоматическому потоку желаний того эго, получив связь с истинным Я, все меняется... Карма больше не крутится и вы не вращаетесь как белка в колесе..
///"Воля" восходит к и-е корню *wel- / wol- - "желать, хотеть".///
Тогда растолкуйте пожалуйста значение слова "приволье"...,))
///"случайность" описывает сам способ возникновения события - без необходимости.///
Случайность - это то, что случается (происходит).
Случайность - это случка желаемого с возможным. Типа, "мы этого хотели, и это случилось". Вроде бы случайность - это происшествие, произошедшее без причины. Если, конечно, не считать причиной желание желающего. Хотя...В этом случае нужно говорить не о случайности, а о слуЧЧайности...,))
А происшествие происходит потому что так случилось (сложились обстоятельства) или потому, что для этого имеется некая причина?
Происшествие - это факт или следствие?
Если сущность это форма, то форма чего?
Пример - Периодический закон - сущность вещества. Менделеев представил в виде таблицы.
Идеи упорядочивают материю, создают закономерности и научные законы. Пример - таблица Менделеева, Генетический код, законы физики.
Законы метафизики туда же, духовные законы. Все упорядочено, нет ничего случайного. Случайное - видимость.
Ваша жизнь протекает в соответствии с вашей кармой. Причина-следствие.
Изменения в природе и обществе происходят в соответствии с законами физики и метафизики..
Свобода достигается через познание научных и духовных законов и применения этих знаний на практике. Знания - сила. В том числе духовная. и свобода.
Всегда испытывал трудности в определении что такое случайность и необходимость. Являются ли эти характеристики событий их объективными свойствами? Или одно из них субъективно, а другое - объективно? Или, может быть, и то, и другое субъективно?
Когда я подбрасываю монетку и выпадает орел - это необходимое событие или случайное?
Дмитрий, 27 Октябрь, 2025 - 13:13, ссылка
И правильно затруднялись. Этими категориями малозначительны для понимания того как устроен мир. Ими оперируют ослы от философии.
А категорией возможного кто оперирует?
Корвин, 27 Октябрь, 2025 - 17:03, ссылка
Без контекста, в котором раскрывается содержание категории сказать нельзя. И тут как везде: либо глубокий мыслитель, либо все тот же осел.
Так мир вероятностный или необходимый? Есть свобода или нет?
FHN, 27 Октябрь, 2025 - 17:14, ссылка
Поверхостные вопросы. Прежде чем ими задаваться, надо ответить на вопрос что значит "быть", что значит "существовать". И в зависимости от того как Вы раскроете понимание бытия, сами собой появятся ответы на ваши вопросы. Без решения вопроса о том, что значит быть, браться за решение частных вопросов будет нерациональной тратой сил.
Но мне кажется, это только для самого себя можно ответить на эти вопросы, каждый сам для себя решает, что для него значит "быть", а вероятностный мир или нет - это вопрос уже сути общечеловеческой жизни.
FHN, 27 Октябрь, 2025 - 18:15, ссылка
Как же интересно вьется ваша мысль! Значит Вы сами для себя решаете, что для Вас значит "быть-жить". А вот вопрос о том, вероятностен ли мир или нет, значим уже для всех... То есть, например, Вы для себя решили, что ваша жизнь нечего не значит и с ней можно завершить свои отношения, но вот вопрос о том, вероятностен ли мир, Вас и в этом случае будет волновать и притягивать...
Ну мне кажется, что решать за других, что значит их бытие - это странно, а вероятностный мир или нет, это в таком случае просто качество мира, которое существует без относительно моего решения быть мне или нет, которое тоже является вероятностным.
Уже давно писал... В модели мультиверса на основе тех или иных начальных условиях, возможны ВСЕвозожные проявления Вселенных данного начального множества. Сознание же появляется в определенных Вселенных, где имеется стройная структура. На каждом такте изменения состояния Вселенной происходит схлопывание волновых функций всех элементарных частиц микромира, распределенных своими параметрами по четко заданным вероятностям, при этом имеем статистический эффект уже четко заданных закономерностей проявления в макромире, проявляется пространство - время. Для отдельно заданных частиц процессы случайны, для организованных структур макромира, состоящих из огромного числа элементарных частиц, уже вполне закономерны, но имеют и малые вибрации отклонений... Но, меняя начальные условия задания мультиверса, и те закономерности выстраиваются уже совсем другим образом, причем повторяя тот же путь до заданной точки смены параметров.. Вот здесь и проявляется так сказать свобода, без смены н.у. все это лишь фикция, ложное эго воспринимает процесс кармы, как случайный поток событий для себя, но по факту отклонения минимальны, в рамках Планковской величины..