Содержание публиковавшегося текста сводится к следующим тезисам:
Основанием безнравственности является частность, особость людей, что есть проявления случайного и ограниченного, но которые люди считают главной своей ценностью, принимая за свою уникальность, единственность, неповторимость, за свою личность.
Основанием нравственности является следование людьми своей всеобщности, своей сущности - принадлежности людей как Живому к Миру, пониманию как средству постижения Мира и своей всеобщности.
Или, короче:
Основанием безнравственности является частное, т.е. случайное, ограниченное в людях.
Основанием нравственности является всеобщее в людях, способность к пониманию.
Комментарии
Приветствую Александр!
Это сухая выжимка, которая мало кому интересна в нашем камеди клабе современности. У Вас же были наработки, масса материала. Его нужно просто структурировать и править. Взять нулевую главу, потом первую, потом вторую .... Разнести наработанный текст каждой главы по структуре сообщения, это в постановку проблемы, это в резюме поставленной проблемы, это уже развернутое решение, а вот это вывод.
И править править, править, править пока все эти пазлы не устаканятся и войдут во взаимодействием друг с другом.
Каждый форумчанин здесь на ФШ думает что имеет бриллиант истины, типа в дар другим форумчанам, который кто угодно будет носить. Но это не бриллиант, а пока еще алмаз, мало кто повесит на шею мутный камень с намеком прозрачности. Чтобы алмаз превратился в бриллиант его нужно гранить и гранить. Хотя бы стандартные 57 граней, тогда только он заиграет и будет радовать всех, а не только себя.
Расскажите, почему вы заинтересовались этой проблемой, какая никакая но актуальность? Поставьте ее, Сделайте резюме. Предложите решение. Сделайте вывод резюмирующий решение. А потом правьте, правьте, правьте, это и есть философия, причем не только для других, но и для себя самого.
Успехов в творчестве.
Кормин Михаил, 3 Сентябрь, 2025 - 18:52, ссылка
Правлю.
Основанием безнравственности являются права без обязанностей, а основанием нравственности являются обязанност без прав...,))
kosmonaft, 4 Сентябрь, 2025 - 09:17, ссылка
Права без обязанностей приводят к безнравственности, если люди уже безнравственны. Если нравственны, то не приводят.
А если в качестве людей рассматривать детей?
Дети УЖЕ безнравственны или ПОКА безнравственны?
Нравственные люди потому и нравственны, что права без обязанностей не приемлют...,))
kosmonaft, 5 Сентябрь, 2025 - 19:00, ссылка
Про детей лучше спросить у педагогов и психологов. Непрофессионально предположу, что дети не без-нравственны, а еще а-нравственны. Из а-нравственности достаточно легко делается и без-нравственность, да.
Отсутствие обязанностей при правах само по себе ничего не дает. Дает это "не приемлют" - проявление уже существующей безнравственности. Или пока а-нравственности.
В общем же, права и обязанности - из отношений при предположении о заведомой безнравственности людей, для ограничения безнравственности людей.
Это изначально, всегда и сразу - для нравов, права. Не о нравственности, которая не может не быть добровольной.
///Не о нравственности, которая не может не быть добровольной.///
И из чего же произрастает эта добровольная нравственность?
Разве не из нравов, царящих в обществе?
kosmonaft, 6 Сентябрь, 2025 - 09:08, ссылка
Из нравов, т.е. из частного, ограниченного произрастает не-нравственное. Моральное, приличное, пристойное, нормативное и т.п. И наоборот.
Нравственное, т.е. всеобщее (и - естественно - добровольное) произрастает из понимания. Больше не из чего. Из понимания своей частности, ограниченности и понимания равноценности всех людей.
Ндэ...
Озадачивает, что, когда я публиковал развернутый текст, где определял понятия и показывал их логику, связи, обосновывал выводы и т.д., то никто из сейчас пишущих не участвовал. Вообще никто не писал по сути.
Сейчас вдруг начали задавать вопросы и судить по десятку слов тезисов. Т.е. нужно каждому отвечать на вопросы, ответить на которые нормально может только текст...
///Нравственное, т.е. всеобщее (и - естественно - добровольное) произрастает из понимания. Больше не из чего. Из понимания своей частности, ограниченности и понимания равноценности всех людей.///
Ага. Нравственность вырастает и начинает колоситься к старости.
Если конечно в процессе этого вырастания, её не побьёт градом и не задушит засуха...,))
//Озадачивает, что, когда я публиковал развернутый текст, где определял понятия и показывал их логику, связи, обосновывал выводы и т.д., то никто из сейчас пишущих не участвовал. Вообще никто не писал по сути.///
А в чем суть опубликованного вами развёрнутого текста?
Если суть развёрнутого текста вы отразили в этой теме то здесь мы эту суть и обсуждаем...,))
Как думаете, откуда в нравственное попадает общее? Разве оно туда попадает не из нравов, царящих в обществе?
А вот людоеды...Их для своего времени и своего общества можно считать нравственными?
kosmonaft, 7 Сентябрь, 2025 - 10:48, ссылка
Отец собирается в дальние края, спрашивает любимую дочку, что ей привезти в подарок. Она отвечает, что мужика здоровенного, зверюгу мощную. Отец в ужасе. Ладно, говорит доченька, пойдем длинным путем.
- Привези мне, батюшка, цветочек аленькый.
Повторюсь, "в нравственное попадает общее" не из нравов, которые никогда не суть всеобщее, а только "из" понимания. Больше не из чего.
Общепринятое и всеобщее могут частью совпадать, могут вообще не совпадать, т.к. это же не одно. Как и привычное и нормальное - не одно. Как и явленное и действительное.
Только понимание позволяет находить всеобщее, несмотря на принятое, "общее", "для своего времени" и т.п.
///Повторюсь, "в нравственное попадает общее" не из нравов, которые никогда не суть всеобщее, а только "из" понимания. Больше не из чего.///
А то, что способствует пониманию откуда попадает?
///Общепринятое и всеобщее могут частью совпадать, могут вообще не совпадать, т.к. это же не одно. Как и привычное и нормальное - не одно. Как и явленное и действительное.
Только понимание позволяет находить всеобщее, несмотря на принятое, "общее", "для своего времени" и т.п.///
Мне начинает казаться, что вы не всегда понимаете смысл слов, которыми пользуетесь при формализации своих мыслей...,))
Взять хотя бы это ваше "всеобщее". Вы считаете, что общее не является всеобщим если в качестве общности рассматривать объединение всех? А кто такие эти ВСЕ, которых непонятно с какой целью добавили к слову "общее"? Разве эти ВСЕ объединены в какую-то общность на основании некоего общего, которое в результате объединения всех во ВСЕобщность превратилось во ВСЕобщее?
Вот вы удивляетесь, почему не комментируют то, что вы написали в другой теме. А что там комментировать? Подобные ляпы? Если вы претендуете на хоть какую-то научность, то вы должны понимать какие и в какой связи допустимо употреблять те или иные термины.
А вот представим, что где-то (в какой-то деревне или в каком-то государстве или на всей планете) ВСЕ люди, общаясь между собой, матерятся.
И что, если ВСЕ, то, значит, это нравственно?
А главное, это подходит и под знаменитую формулу нравственности "не делай другому того, чего не хотел бы себе". Ведь никто никому не запрещает сквернословить, т.к. сам сквернословит.
Derus, 4 Сентябрь, 2025 - 10:43, ссылка
Принятое, общее в каком-то сообществе - это нравы. Принятое, общее на всей планете (вера в потустороннее, сквернословие, татуировки и что угодно) при том может не быть всеобщим, а преходящим.
Всеобщее в людях - это принадлежность людей к одному виду Живого с присущей ему способностью к пониманию (разум). Т.е. способность постигать вещи какие они есть.
Но это то, что я смог придумать.
alexander_chuprov, не могу сказать, что Вы ответили на предложенную задачку.
Ещё раз.
Все люди матерятся.
Согласно вашему тезису, основанием нравственности является всеобщее в людях (т.е. «принадлежность людей к одному виду Живого с присущей ему способностью к пониманию (разум). Т.е. способность постигать вещи какие они есть.»)
Но в задачке как раз и идёт речь о людях, которые все без исключения принадлежат одному виду живого и у них у всех есть разум, т.е. они способны постигать вещи как они есть.
Вопрос. Эти люди нравственны?
Да или нет?
Всё просто.))
Derus, 5 Сентябрь, 2025 - 10:23, ссылка
Если матерщина - именно сквернословие, то нет, не нравственны.
Сейчас ключевое слово "следование". Если следуют (в т.ч. - не матерятся), то могут быть нравственными. Ведь сами эти основания - лишь возможности.
"Следуют" - используют разум (понимание), в т.ч. для появления способности сочувствовать, сопереживать, содействовать и т.п., для понимания своей равноценности с другими людьми.
Наличие возможности не означает, что она использована, используется. И мы же видим, что понимание используется очень мало и даже не используется вообще.
Видим, что главной ценностью может считаться следование своей частности, ограниченности, а следование им приводит к ограничению и даже исключению понимания, к неравноценности себя, своего и остальных.
alexander_chuprov, Вы говорите: «Если матерщина - именно сквернословие, то нет, не нравственны.»
1. Ну, разумеется, матерщина – это то, что сквернословие в себя обязательно включает.
2. Итак, всеобщность поступка не является признаком нравственного. Мол, если все так делают (или хотят так делать, или будут так делать и т.д.) – не делает поступок нравственным.
(Это, кстати, камень в огород Канта. Т.е. известная формула нравственности, как я в другом нашем разговоре с Вами и утверждал, – пустышка, а потому может быть формулой как нравственного так и безнравственного)
Что касается «основания нравственности», о котором Вы говорите («Основанием нравственности является следование людьми своей всеобщности, своей сущности - принадлежности людей как Живому к Миру, пониманию как средству постижения Мира и своей всеобщности.»), то, виноват, мог бы и догадаться, что Вы вновь рисуете слишком широкими мазками.
Т.е. «всеобщность», которой «следуют» люди, - нейтрально, т.к. она может быть нравственной, а может быть безнравственной. Например, если оно нравственно, то люди «Если следуют (в т.ч. - не матерятся), то могут быть нравственными.»
По поводу моральной нейтральности другого понятия, т.е. не «всеобщности своей сущности», а «понимания своей равноценности с другими людьми», мы также с Вами уже обговорили в другом месте, где я также пытался донести мысль, что без указания содержания ценности «равноценность» может быть из оперы «равнобезнравственности». А также, что нет ничего невозможного в том, что «неравноценность себя» без указания содержания ценности была бы не из оперы безнравственности, а наоборот означало бы: быть нравственным на фоне безнравственности остальных. И т.д.
Вывод.
Всё, что Вы говорите под рубрикой «основание нравственности», вполне годится и для «основание безнравственности».
Derus, 7 Сентябрь, 2025 - 12:59, ссылка
Об общем. Я не веду дело к относительности или "нейтральности" нравственности. Нравственность не может не быть человеколюбием.
Проблема возможности появления нравственности как явления, по-моему, в другом - нравственность как явление не может быть не добровольной и не всеобщей. Но для людей современных, для нас - когда безусловно, аксиоматически личность в любой ее частности, ограниченности принята как величайшая ценность - нравственность невозможна.
Всеобщность и общераспространенность - не одно, но могут совпадать.
Общераспространенность не [всегда] есть следование или соответствие всеобщности-сущности людей.
Конечно, общераспространенность, допустим, матерщины имеет отношение к сущности человека как живого существа - к необходимости воспроизводства людей, к естественности, необходимости телесных, половых отношений.
Но при этом матерщина - проявление отклонений от сущности людей, т.к. есть сведЕние человеческого к телесному-половому, к использованию других людей. В т.ч. как проявление пренебрежения к людям, унижение людей.
Всеобщность же действий - следование в них всеобщему людей.
Я здесь в начале немного уже начал об этом отвечать.
Нравственность не нейтральна, не относительна - нравственность есть человеколюбие. А - благодаря способности к пониманию - есть Миролюбие со всем его Живым, Бытием вообще.
Сущность людей как живых существ предполагает, включает необходимость выживания, благополучия, благоденствия людей как нашего целого, как единого, как общего - как вида Живого. Что предполагает и выживание, благополучие, благоденствие отдельных людей - ведь только через множество и отдельность людей это целое-единое-общее и существует. Что предполагает так же и выживание Живого вообще.
Я "не указывал содержание ценности", т.к. это подразумевается сущностью людей как Живого, есть необходимость для Живого.
Но здесь мы опять упираемся в то, что современные эгоцентричные городские люди живут в своем "вот я такой", принимая свою частность и ограниченность за сущность, за личность, за главное вообще. И потому наша сущность как людей для нас-современных есть из области отвлеченного умствования, т.е. ничто.
Есть еще капкан с равенством, равноценностью. Невозможно же считать действительно равными, равноценными злодеев и т.п.? Соответственно, невозможно, нельзя и относиться к ним, ко всем вообще людям как к равным, поступать с ними как с равноценными.
Ответа не знаю. Пока предположил, что люди равны, равноценны не все-всегда какие есть здесь и теперь, а все-всегда в возможности, в своем всеобщем - как живые существа одного вида Живого и как обладающие способностью к пониманию. Но быть одного вида еще не значит не вредить своим сородичам, обладать разумом еще не значит его использовать, не значит применять его последовательно и полно.
Т.е. получается предположительно так: все люди равны-равноценны, но поступать с людьми приходится в соответствии с мерой их следования нашему всеобщему.
.
Для alexander_chuprov и не только.
1. Вы пишете:
«Или, короче: Основанием безнравственности является частное, т.е. случайное, ограниченное в людях.
Основанием нравственности является всеобщее в людях, способность к пониманию.»
Отвечаю.
Вначале надо уточнить, что вы под безнравственным подразумеваете низкую нравственность, а под нравственным – высокую нравственность. (У понятия «нравственное» есть и другое значение.)
Ваши определения оснований – явно слишком широкие (это так называется распространённая у философствующих - логическая ошибка).
Проверяется это очень просто, надо просто найти то общее в людях, которое никак не связано с высокой нравственностью. (Например – все пукают …)
И то частное, что никак не связано с низкой нравственностью. (Например – выдающаяся способность к чему-либо.) Хотя ваше толкование частного, как случайного, это явно – вне логики, но об этом ниже.
2. Вы пишете:
«Основанием безнравственности является частное, т.е. случайное, ограниченное в людях.»
Отвечаю.
Частное, то есть случайное, ограниченное???
Вы приравниваете частное к случайному и ограниченному?
А по определениям этих понятий это разве равно?
Нет. Даже рядом …
Это всё ваши фантазии в толковании понятий…
3. Вначале учим логику и только потом философствуем так, чтобы не было стыдно за свои рассуждения.
4. В основе нравственности находиться всё-таки стремления к порядку, справедливости, возвышенному …
.
К.Б.Н., 6 Сентябрь, 2025 - 13:00, ссылка
Ндэ...
Озадачивает, что, когда я публиковал развернутый текст, где определял понятия и искал их логику, связи, обосновывал выводы и т.д., то никто из сейчас пишущих не участвовал. Вообще никто не писал по сути.
Сейчас вдруг начали задавать вопросы и судить по десятку слов тезисов. Т.е. нужно каждому отвечать на вопросы, ответить на которые нормально может только текст...
.
Для alexander_chuprov и не только.
1. Вы пишете:
«Озадачивает, что, когда я публиковал развернутый текст … то никто из сейчас пишущих не участвовал …»
Отвечаю.
Значит люди были заняты более важными делами.
Вы бы в начале этой темы дали ссылку на публикацию, на которую ссылаетесь. А то ведь нет ничего.
2. Ваши логические ошибки содержатся именно в тех тезисах, которые вы выдали на этой теме.
И ошибки надо исправлять, а не оправдывать их, мол, в каком-то тексте я там что-то написал … Это пустые слова.
Слишком широкое определение, это распространенная ошибка среди тех философствующих, кто слаб в логике. Так же, как и перетолкование понятий в удобную для себя сторону.
Я уже не раз сталкивался с тем, что люди при выявлении в их рассуждениях простейших логических ошибок начинали ссылаться на свои очень глубокие мысли в других текстах. Где-то там … у них что-то есть … очень мудрое … Но про логику – ни слова …
Ошибки будете исправлять?
.