Есть единственно вечные темы для размышлений – не о себе и своей жизни, но о Мыслящем-«Я», пребывающем в Мыслимом-бытии; о порождении им представлений и сопоставлении их посредством отношений мышления; о познании внутреннего Бога и Пути обретения сил, веры, истины и любви.
Время, отображающее в мышлении непрестанно меняющиеся дискретные явления бытия, принято считать линейно-одномерным, характеризующим единственно возможную цепь причинно-следственных взаимосвязей (т.н. «стрелу времени»). При этом кажущийся парадокс предопределенности видится в несоответствии необходимости, как совокупности причин, которые порождают неизбежно возникающие последствия, и свободы выбора человека. Ведь предопределенность отрицает свободу выбора.
«Постоянное недовольство собой и раздражение окружающими» возникают вследствие многих причин, и прежде всего, из-за слабости и кажущегося несоответствия теоретических знаний, в которые ты готов поверить, внешним проявлениям жизни. Те постоянно провоцируют тебя, как бы нашёптывая: «Забудь, всё – не так, но совсем иначе, поступай, как считаешь нужным, выплёскивая эмоции и гнев на других, которые мешают тебе стать таким, каким хочешь».
Нет никаких иных Сил, кроме психических, – сил мысли, духа и воли (и не только человеческих). Не существует нигде и ничего, кроме сознаний, их идей, представлений и отношений, с помощью которых Мыслящие-«Я» формируют свои Мыслимые-бытии.
Кажущаяся парадоксальность моих текстов, связанных с мышлением, вызвана тем, что лишь посредством него человек познаёт «внешний мир», себя и рассуждает о чём-либо. Да, помимо твоего сознания существуют и другие, которые «ткут свои представления и бытиё» собственными отношениями.
Хочу вернуться к соотнесению разума и души. Они – две составные «части»-начала человека, дополняющие, но вместе с тем, как бы отрицающие друг друга («снимающие» по терминологии Гегеля). Всегда действует только одно из них: если «говорит» разум, то «молчит» душа, и наоборот.
Ты говорил о «близком человеке» – о том, с кем комфортно общаться, кто «смотрит на жизнь твоими глазами», но такое практически недостижимо. Мы всегда хотим от близких и окружающих больше того, на что они способны, так как не знаем толком ни их, ни себя. А несовпадение ожидаемых нами отношений и действий тому, как они реагируют и поступают, вызывает у нас раздражение, обиду и непонимание.
Внешняя сторона событий имеет скрытые, неведомые людям причины и «предназначения». Мы замечаем лишь ничтожную надводную часть этого «айсберга», на основании которой делаем выводы и реагируем, выстраивая свою жизнь.
Нам не дано изменить возникающие ситуации, и далеко не всегда мы можем повлиять на ход их развития. Тем более что значительная их часть – виртуальные представления, формируемые иерархической структурой отношений мышления.
Она проявляется единственно как Свобода выбора и есть высший Принцип, связывающий Мыслящего с Мыслимым, а также иерархию сознаний. Случайность, необходимость, судьба и предопределение – её следствия. Выбирают все, и люди, и божества, своими намерениями, словами и делами.
Провидение (всё есть результат судьбы как Божественной Игры, соотнесения вероятностей и необходимостей, выраженных через отношения обусловленностей), по сути, тождественно предопределению, воплощению в материальности Божественной Идеи. «Про-видение» или «пра-ведение» присуще Высшим Силам и основано на изначальном знании и осознанном выборе ими оптимальных (с точки зрения их логики, целей и средств) вариантов развития событий из множеств возможных.
Рассмотрим эти понятия, а также связанные с ними представления и отношения мышления и модели Мыслимого.
1. Случай («всё есть дело случая») характеризует минувшие события, те запечатлённые в памяти мгновения настоящего, для которых разум не нашёл логических причинно-следственных взаимозависимостей в рамках имеющихся моделей бытия. Для человека, верящего в случайность, мир – враждебен и непредсказуем, мышление становится инструментом выживания, а страх и противоборство – определяющими отношениями.