Единичное, всеобщее, (и какое?) групповое?

Аватар пользователя Аим
Систематизация и связи
Эпистемология
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Хочу посмотреть (изучить, проверить), как пополняется статьями раздел „Термины”.

Неясно, как, например, добавить термин в раздел "эпистемология". Как добавить раздел. Неясно, почему "до семи" терминов. Не ясно, почему не различаются те термины, которые в статье упоминаются (определяются), от терминов, на которые статья "опирается", т.е. которые используются в тексте определения понятия.

---

Единичное

Словарь слов (а вместо слов на самом деле нужен словарь словоформ, и из всевозможных словоформ нужна словоформа среднего рода):

https://ru.wiktionary.org/wiki/единичный 

  1. существующий в одном экземпляре или в очень небольшом количестве
  2. отдельный, редкий
  3. индивидуальный, частный, делающийся в одиночку
  4. матем. имеющий размер, равный одной единице (длины)

Википедия:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Единичное_(философия)

Единичное (философия) — философская категория диалектики. Находится в диалектической взаимосвязи с категориями особенного и всеобщего. Как и эти категории, отражает различные объективные связи мира, а также ступени познания этих связей. В реальном мире единичное обуславливается наличием у каждого материального объекта только ему присущих свойств, которые позволяют отличать его от других объектов. Единичное всегда указывает на отличие материальных объектов друг от друга и поэтому оно всегда выступает как особенное. Процесс познания в науке начинается с единичного. Каждое открытое новое явление или материальный объект всегда вначале воспринимаются как единичное. Когда эти явления или материальные объекты обнаруживаются многократно, их свойства осознаются как общее, присущее группе объектов.

Все единичное конечно и познается опытным путём.

LLM:

„единичное” — это философская категория, выражающая отдельность и неповторимость объекта. 

Критерий „Единичное” отрезает выбранный объект от прочей реальности. Единичное - это не обязательно „уникальное”.

Ярлык (метка) „Единичное” маркирует отдельное, единственное, уникальное. В общем смысле это может быть один конкретный объект или случай, который обладает свойствами, отличающими его от других.

Сравни „единичное” и „обособленное”. А то может надо дихтомию „единичное”-„всеобщее” заменить на „обособленное”-„прочее”. Заменить традиционное противопоставление "единичное" (singular) vs. "всеобщее" (universal) на "обособленное" (separate) vs. "прочее" (other/remainder).

не всё обособленное является единичным: можно говорить об обособленной группе (которая состоит из многих единиц). Обособленное фокусируется на границе и расстоянии. Это не столько вопрос того, что есть объект, сколько вопрос того, как он соотносится с другими объектами или средой. Объект остается единичным, даже если он тесно интегрирован в систему (например, атом в молекуле или солдат в строю). Его единичность не определяется тем, насколько он отдален от других.

Сравнение «единичного» и «обособленного» показывает различие между внутренней природой объекта (его индивидуальностью) и его положением относительно окружения (его границами). Единичное может быть не обособленным (Атом в молекуле может быть единичным, но не обособленым, а интегрированым в структуру молекулы). Обособленное может не быть единичным (Атомы кристалла обособлены от окружающей породы, но не являются единичным экземпляром, являются множеством атомов).

Если заменить "обособленное" на "логически обособленное, то сравнение понятий "единичное" и  "логически обособленное" приобретает новый оттенок. Новое понятие фокусируется на логической структуре мышления, а не на просто изолированности. "Логически обособленное" добавляет уровень абстракции: это не просто отдельный элемент, а элемент, чётко определённый через логику, имеющий границы в системе понятий. «Логически обособленное» — это эпистемологическая (познавательная) категория. Она описывает акт сознания, направленный на выделение, разграничение и определение сущности или группы сущностей с помощью ясных концептуальных границ. Фокус не на бытии самой сущности, а на способе ее мышления, классификации и определения, требует активного мыслительного акта — определения критериев, по которым нечто выделяется из континуума или множества.

чашка на столе — это и (конкретный) единичный (физический) экземпляр всеобщей чашки (как идеи), и вещь (поскольку о ней можно мыслить), и сущность - нечто, имеющее бытие.
Единичное является носителем (возможно воплощением) всеобщего. Оно реализует универсальный закон или идею, но делает это в конкретных пространственно-временных границах.

  Единичное Логически ограниченное
Основной вопрос Что это по своей уникальной природе? Как мы это определяем и отделяем в мысли?
Пример Этот конкретный, существующий сейчас стул. Объект (феноменально являющаяся сущность) «Стул», выделенная (вниманием?) из обстановки ситуации.

Единичная сущность, будучи уникальной, часто становится предметом логического обособления. Чтобы мыслить о конкретном экземпляре (например, чтобы дать ему имя или описать его историю), мы должны сначала логически обособить его от других сущностей.

Всеобщее

https://ru.wikipedia.org/wiki/Всеобщее

Гегель отличал подлинно всеобщее (идею) от просто общего или абстрактно всеобщего (формы человеческого представления). Абстрактно всеобщее есть словесно зафиксированное тождество ряда явлений друг другу, совпадающее с тем, что у Канта называется «понятием рассудка». Подлинное (конкретное) всеобщее есть прежде всего закон существования и изменения бесконечного ряда единичных и особенных явлений. Такое всеобщее уже нельзя понимать как простое сходство и тождество ряда явлений друг другу. В качестве закона, управляющего процессом превращения единичных и особенных явлений друг в друга, конкретное всеобщее есть «душа единичного». Всеобщее есть субстанция единичного.

Традиционная дихотомия "единичное-всеобщее" затрагивает фундаментальные вопросы бытия, познания и языка (напр., как единичное воплощает всеобщее). Замена на "обособленное-прочее" обедняет эту проблематику (проблематика = „история” на молодёжном сленге, обедняет эту историю), сводя её к чисто техническому разделению.  Пара "единичное — всеобщее" остаётся глубже и универсальнее. Она описывает не просто разделение, а диалектику частного и общего.
Дихтомия "единичное — всеобщее" отвечает на вопрос об отношении между конкретными вещами и абстрактными идеями (законами, концепциями).

"Прочее" часто воспринимается как негативная, неполноценная или остаточная категория (вроде "остальное"), что может исказить смысл. Например, в философии "другой" (Other) у Левинаса — это не просто "не-я", а этический вызов, что не сводится к "прочему".

Дихотомия "логически обособленное" (фокус) и "прочее" ("фон"). "Прочее" остаётся "мусорной категорией", что может упрощать сложные связи (в отличие от "всеобщего", которое обобщает единичности).