взаимосвязи противоположностей - предположения

Аватар пользователя alexander_chuprov
Систематизация и связи
Диалектика

Были предположения, что противоположности (здесь противоположность - пара противоположного) могут быть самые общие - от всеобщего начала, для всего, во всем, и могут быть той или иной степени частности - в родовом, видовом. Были и допущения, что противоположности могут быть как-то связаны, соотноситься друг с другом.

Потом попалось у Аристотеля, Метафизика, IV, 2, 4:

По-видимому, и все остальные противоположности сводимы к единому и множеству ..., а уж признаваемые другими начала полностью подпадают под единое и множество как под их роды.

... начала же противоположностей - это единое и множество.

... если это верно для первичных противоположностей и их родов, например для единого и многого: ведь все другие противоположности сводятся к ним.

При том, Метафизика, X, 4:

А первичная противоположность - это обладание и лишенность, но не всякая лишенность (ведь о лишенности говорится в различных смыслах), а законченная.

Т.е. по Аристотелю может быть первичная противоположность[/первичные противоположности]. Которая может быть началом для всех остальных противоположностей. Или - все противоположности могут быть сводимы к первичной.

Можно ли считать единое и многое (или единое и множество) или обладание и лишенность или др. первичной противоположностью - вопрос.
Есть ли связь между разными противоположностями, есть ли производимость противоположностей от других, от "первичной" - вопросы.

Первое, что можно заметить - есть близкие, однородные противоположности. Например, единое-многое, единственное (одно)-множественное, целое-разделенное, цельное-отдельное, общее-частное.
Или, например, с близким смыслом - обладание-лишенность, наличие-отсутствие, все-ничто.

Второе, поскольку противоположности относятся к сущностям/субстратам - могут быть противоположности всеобщие, противоположности рода, противоположности вида, отдельной сущности. Соответственно, если считать противоположность единое-многое (или др.) относящейся к первоначалу, то она действует во всем - во всех родах, видах, во всех сущностях. И наоборот - если противоположность, например, вида или отдельной сущности, то она не действует для родов, первоначала.

Сколько противоположностей может быть от одной сущности - тоже вопрос. Одна, конечное количество, бесконечность?

Можно попробовать выделить противоположности всеобщие - от первоначала. Возможно, тогда станет понятнее их количество и взаимосвязи.

Комментарии

Аватар пользователя alexander_chuprov

Возможно, что первичная противоположность не единое-многое и не обладание-лишенность, а наличие-отсутствие.
Ведь прежде чем наполнять смыслами или определять частности, нужно убедиться в наличии нечто, чего-либо.

С другой стороны, первичная противоположность - это о бытии, наличие же бытия хоть какого-нибудь ведь никем не отрицается. Т.е. абсолютная всеобщая аксиома. Бытие есть - бытие наличествует.

Если верно второе, то наличие-отсутствие - не первичная противоположность.

Тогда единое-многое - лучше подходит для первичной противоположности.
И единое, и многое могут обладать чем-то, быть лишены чего-то. Но обладание и лишенность не могут быть ни единым, ни многим.

 

Аватар пользователя Эль-Марейон

Самая первая противоположность , что «проснулась» в самое себе?  Это были самое себе  противоположности - умение и неумение?  Не так, самые первые- это еще не противоположности, а только намек лишь на них. И что это было?  Это было  самое себе слово  «эффект»? Верно. Его пара пришла позже? Не так, не было самое себе пары у слова «эффект», пока самое себе слова не получило свою пару- не самое себя? Верно. Тогда получается, что первые противоположности- это самое себе и не самое себе? Так и получается. С уважением. 

Аватар пользователя эфромсо

Как мне кажется, жизнь ясно показала непродуктивность толкований о противоположностях, потому что собственно "противоположности" - это сугубо метафизические впечатления субъектов, не отдающих себе отчёта в трансцендентности собственной природы.

Аристотель чётко указал 

 ... начала же противоположностей - это единое и множество.

так что пока у субъекта нет понятия о действительно "едином"

(каковое может быть дано только в умозрении) -

его суждения о всём ему кажущемся могут быть сколь угодно убедительны 

для ему подобных но впечатления "цельности" не производят... 

http://philosophystorm.ru/platon-ideya-edinogo#comment-521400

 

Аватар пользователя alexander_chuprov

эфромсо, 9 Май, 2025 - 09:26, ссылка

Как мне кажется, жизнь ясно показала непродуктивность толкований о противоположностях

После Аристотеля до Гегеля к анализу и использованию противоположностей никто в размышлениях не прибегал. И после Гегеля, если не считать советскую тресконю, которая есть почти один шум.

"противоположности" - это сугубо метафизические впечатления субъектов, не отдающих себе отчёта в трансцендентности собственной природы.

Если можно, то конкретизируйте, плз. Для меня слишком неопределенно.

 

Аватар пользователя эфромсо

 конкретизируйте

В самом общем выражении:
человек в действительности - есть живой организм,
нервная деятельность какового производит субъекта
(воображаемую функцию,
хранящую те и иные впечатления о пережитом организмом
для использования в ходе коммуникации с другими человеками).
Субъект жизненно нужен организму как определяющий фактор выживания,
потому что подчинение деятельности организма схемам,
складывающимся в представлении субъекта -
радикально повышает эффективность совместных усилий
в противодействии стремлению сообществ других человеков
утвердить своё превосходство над всем что движется и покоится на планете.

Как я понимаю - в метафизике "существующим" называется всё то, что различает субъект.
При этом нет никакой речи о том, что собственно субъект собой представляет,
 оказываясь "нечтом", вмещающем "почти всё", а происходящим -  "из ничего"...

в диалектике, как я её представляю - "существующим" называется исключительно то, что может быть предметно исследовано, а субъект - оказывается выдумкой конкретного живого организма, так что объекты, различаемые субъектом - пребывают в его  "картине реальности", каковая априори трансцендентна относительно действительности, а именно - действий и событий, производителем и участником которых есть реально существующий  организм-воображатель субъекта.

Обыденное сознание, ведя отсчёт впечатлений и познаний
от осознания своей самодостаточной  "данности" -
никак не сможет выявить действительные причины и механизмы
собственного функционирования,
потому что для этого необходимо учитывать и исследовать влияние на него
деятельности  бессознательных  движущих сил организма...

Бодрствующий организм много всякого зрит, слышит и осязает,
но  субъект, самоопределившийся в психике организма -
видит, слушает и чувствует  только то,
что  разум организма  - не "отсеивает"
как "несущественное для жизнедеятельности",
и вот на составляющие этого  "существенного"
субъект по своему выбору обращает своё(субъекта) внимание,
при необходимости - принуждая организм
сосредотачивать его(организма) внимание
на чём-то, что в обыденном режиме
"отсеивается" разумом  из "картины реальности",
в каковой субъект "обязан" ориентироваться
(проявлять своё внимание) сообразно  статусу,
признаваемому за ним  обществом ему подобных субъектов ...

Аватар пользователя 000

//начала же противоположностей - это единое и множество.//

начала уже первичнее единого и множества

начальное и конечное 

Аватар пользователя alexander_chuprov

000, 9 Май, 2025 - 21:18, ссылка

//начала же противоположностей - это единое и множество.//

начала уже первичнее единого и множества

начальное и конечное 

Пока предполагаю, что здесь омонимичность. Нужно обдумать.

Здесь у Аристотеля "начала" в смысле - первое, исходное, порождающее остальное. Этому "началу" нет противоположного.

Но начальное-конечное, начало-конец - конечно, из всеобщих противоположностей.

Аватар пользователя 000

Ничего не нужно обдумывать. Всё и так давно ясно: всё или ничего. Но всё входит в само бытие. Наивысшая абстракция первична. Бытие и небытие — это основа всего. Они порождают материальное и нематериальное. Противоположность первичная .

***

Бытие и небытие содержат все понятия, смыслы, всё содержание и форму. В их взаимодействии раскрываются глубинные истины, и именно через это взаимодействие мы можем постигать реальность.

 

Аватар пользователя kosmonaft

///... начала же противоположностей - это единое и множество.///

Единое или единственное?
Множество или множественное?

Аватар пользователя alexander_chuprov

kosmonaft, 9 Май, 2025 - 09:29, ссылка

///... начала же противоположностей - это единое и множество.///

Единое или единственное?
Множество или множественное?

Это действительно вопросы. Противоположности выделять нелегко.

Еще нужно добавить "многое".

Ваша версия? Лучше с обоснованиями.

Аватар пользователя kosmonaft

Еще нужно добавить "многое".

Тогда следует добавить ещё и "малое". А как же все эти бритвы?...,))
А вот единому я бы предложил противопоставить не множество, а РАЗРОЗНЕННОЕ.
В качестве обоснования предлагаю первое попавшееся определение.

РАЗРОЗНЕННЫЙ - не имеющий связи с кем либо или с чем либо; не объединенный с другими в одно целое.

Аватар пользователя alexander_chuprov

kosmonaft, 9 Май, 2025 - 21:31, ссылка

Еще нужно добавить "многое".

Тогда следует добавить ещё и "малое". А как же все эти бритвы?...,))

Малое противоположно крупному-большому-огромному. Бритвы не отрезают существующее.

А вот единому я бы предложил противопоставить не множество, а РАЗРОЗНЕННОЕ.
В качестве обоснования предлагаю первое попавшееся определение.

РАЗРОЗНЕННЫЙ - не имеющий связи с кем либо или с чем либо; не объединенный с другими в одно целое.

В этом определении уже есть ответ - разрозненному противопоставлено связанное, объединенное. Конечно, в этом отношении разрозненное противоположно и единому. Но не прямо, а как подвид. Да, единое всегда связанное и объединенное, но это к вопросу самой темы - "взаимосвязи противоположностей", к тезису Аристотеля о первичной противоположности и порождению ей остальных.

Аватар пользователя kosmonaft

Малое противоположно крупному-большому-огромному.

Не малое, а маленькое или мелкое. Крупному противоположно мелкое, большому - маленькое, а огромному - миниатюрное...,))
Малое относится не к размеру, а количеству. 

К тому же имеются некоторые тонкости. Говорят: малое количество, но малые архитектурные формы.

но это к вопросу самой темы - "взаимосвязи противоположностей", к тезису Аристотеля о первичной противоположности и порождению ей остальных.
 

Вы понимаете, что словосочетание "первичная противоположность" лишено смысла?
Что Аристотель называет "первичной противоположностью" ?
"Имя, сестра, назови имя".
Чему эта первичная противоположность противоположна?
Сказочник он, этот ваш Аристотель. Наверное у него был избыток свободного времени...,))
"А первичная противоположность — это обладание и лишен­ность, но не всякая лишенность (ведь о лишенности говорится в различных смыслах), а законченная."

Бред какой-то. И он эти обладание-лишенность размазывает по тарелке тонким слоем...,)) Может проще было назвать эти обладание и лишенность наличием и отсутствием и успокоится на этом?

Есть языки, перевод текстов с которых на русский язык не являются аутентичным текстам на языке оригинала. С особенным подозрением нужно относиться к переводам, если это переводы не художественных текстов, а философских.