Есть единственно вечные темы для размышлений – не о себе и своей жизни, но о Мыслящем-«Я», пребывающем в Мыслимом-бытии; о порождении им представлений и сопоставлении их посредством отношений мышления; о познании внутреннего Бога и Пути обретения сил, веры, истины и любви.
Те, кто боятся жизни, у кого недостаёт сил и веры в себя и в Бога, избегают таких тем и мыслей. «Бедный я человек: делаю, чего не хочу, а что хочу, то не делаю». Это – жалоба, самооправдание немощных, невежественных людей, обращённая к «небесам» и самим себе. Все наши «проблемы» порождены разумом и страстями, молчанием души и недостатком сил. А в основе их лежит страх.
Ты считаешь, что раньше у тебя «была вера во что-то определённое». Что же это за вера такая, и куда она делась? Так как вера есть безусловное знание, то либо прежнее знание заменилось новым (иной верой), либо оно разрушено, и ничего не создано взамен. А вера оказалась погребена под обломками старых представлений. Но я писал не только о ложности прошлых знаний (хотя и заявлял о неистинности любого знания вообще), сколько об их условности и относительности.
Ты часто спрашивал, почему я так много внимания уделяю Триаде Мышления. Но ведь мы способны постигать что-либо только посредством образов, слов, представлений и отношений разума. А характер наших познаний определяется тем, как мы мыслим, какие инструменты и процедуры мышления задействуем. И от понимания этого во многом зависит уровень самосознания человека и характер его отношений.
Отражая идеи в образы, отображая их в номены (слова) и сцепляя те и другие в представления, наш разум погружается в спиральный круговорот мышления. Думая и говоря о чём-то, как нам кажется, конкретном и вещественном, мы на самом деле рассуждаем о расплывчатом и нематериальном. И наоборот, мысля о чём-либо абстрактном и идеальном, подразумеваем под этим конкретные образы или абстрактно-конкретные представления.
Тем самым мы неизбежно оказываемся в плену иллюзий и субъективных отношений мышления, неизменно пребывая в мире идей, преобразуя их, воспринимая и порождая их искажённые подобия. Мы заняты поиском Истины там, где её нет и быть не может – в словах и понятиях. Нам кажется, что мы сумеем познать её сразу и целиком, если кто-то получше всё объяснит.
Но это – заблуждение. Обычный человек, руководствуясь условными и ограниченными знаниями, не способен постичь Истину, пройти её Путём. Его удел – неясные мечтания во тьме неведения.
Только Учитель может помочь в этом, не навязывая свою точку зрения, но осторожно направляя мышление ученика в нужную сторону, корректируя его представления и отношения и побуждая к самостоятельному поиску собственной «истины» бытия. Её нахождение, безусловное принятие и неукоснительное воплощение в жизни превращаются в веру человека. Однако при этом возникает новая проблема: знания – относительны и не остаются постоянными, а вместе с ними меняется вера. Что же делать?
И здесь вырастает фигура Учителя, личным примером разрушающего сомнения ученика. «Ученик не выше Учителя», который для него – путеводная нить и образец жизни. Вера в Знание и Истину как бы замещается верой в Учителя; его качественное превосходство в духе, состоянии сознания, мировосприятии и познаниях признаётся учеником и рождает стремление стать таким же: «Если смог Он, то сумею и я».
Поверить в Учителя – проще, чем в Бога, и нагляднее. «Господь», господин – не тот, кто повелевает и заставляет, но тот, кто ведает Путь и предлагает другим, незнающим, следовать за ним («Я есть Истина и Путь»). Вера в него есть обещание (обетование) будущих знаний.
Ученик не способен сам найти Учителя, но всегда Учитель выбирает себе ученика. Ученичество – это труд и ответственность, вера и верность. «Если я чего-то не знаю и не могу, то это – пока». Если ученик захочет, то сможет, и залог тому – его Учитель.
Я писал много и о разном, но не всё вмещается в твоё мировосприятие. Вера есть интуитивно-целостное знание, обретаемое без осмысления посредством понятий и присущее в большей мере внутреннему началу, душе, а не разуму.
Я говорил о Боге и божествах, иерархиях сознаний, идей, мыслимых миров и пр. Ты пытаешься найти подтверждение этой информации, но где, в своём разуме и бытии? А искать надо в душе, в состоянии «созвучия» её с Божественной Истиной-Идеей.
Советую ещё раз перечитать тексты «Бхагавад-гиты», это – великое Учение. И снова хочу подчеркнуть, что Бог находится не на «небе», но в сокровенной глубине души человека. Однако достичь Его, прикоснуться и услышать в себе Его «голос безмолвия» можно лишь став Им или частичным Его подобием.
Твоя прежняя «вера во что-то определённое», находящееся вовне, была «костылём», надеждой на кого-то, кто будет спасать, миловать и благодетельствовать. А нынешняя, предлагаемая мной, кажется размытой и трудно понимаемой, но это – вера в себя, в то, что ты должен и можешь измениться (только хватит ли на это желания и сил?).
Бог – не столько опора, сколько источник великих сил Духа и Любви, которые человек способен обрести и использовать для освобождения своего внутреннего начала от рабства внешнего. Однако свобода эта – отнюдь не вседозволенность («всё мне позволительно, но не всё полезно», не всё во благо), а тяжкий груз ответственности перед собой, другими людьми и миром.
Тебе предстоит самому определить и неукоснительно соблюдать границы допустимого. Ты должен стать хозяином и стражем своей веры, но пока не в силах решать эти задачи. Вожделения, страсти и страхи встают непреодолимой стеной перед долгом и служением (которые ты сам выберешь для себя, если сможешь), велениями сердца и души и сопутствующими им радостью и силами (пока ещё редко тобой ощущаемыми).
Никакая деятельность не будет грязной, запретной или мелочной, если ты не начнёшь её такой считать. И тогда останутся обязанности, помыслы и действия, которым нужно следовать и необходимо совершать, причём желательно – хорошо, никак к ним не относясь (оставаясь отстранённым наблюдателем). Надо чётко разграничивать то, что от тебя требуют внешние условия и «правила игры», от того, что ты сам свободно выбираешь.
«Сторонясь жизни», ты из-за страха пытаешься от неё убежать, но куда? Ведь другой у тебя нет. Тебе предлагают испытания для тренировки воли, мужества, сил и любви, а ты стараешься от них уклониться. Спокойно воспринимай всё не как «удары судьбы» (если бы стояла цель сломать тебя, да и любого человека, то достичь её можно было легко и просто), а как проверки и предложения, на которые ты должен находить верные ответы. Они – те «мелочи», которые составляют жизнь и определяют её ценность.
Не надо злиться на себя и других, когда совершаешь ошибки, но стоит провести анализ своих намерений и поведения и найти истоки неверных отношений. Нет людей, которые не ошибаются, без этого жизнь невозможна. Человек наказывается не за неправильные решения, но за неспособность учиться на своих ошибках, за их повторение.
Ни к чему «сжиматься в кулак» от страха, сомнений и неуверенности, наоборот, постарайся успокоиться в ожидании новых возможностей приложения сил («Да всё это ерунда, я всё смогу!»). Не жди от жизни каверз, но пытайся отвечать на неприятности пониманием, терпением и прощением, доброжелательностью, улыбкой и любовью.
Твои «безразличие и сомнения» есть следствие неверия в свои силы и в меня. Так поверь, и всё будет хорошо, тебе помогут и поддержат в трудную минуту. Но основное ты должен делать сам. Происходящее с тобой – естественный процесс самопознания, не ты первый, не ты и последний. Учись верить и любить. Читай священные книги и молись как умеешь. Молитвы бывают разные, у каждого свои. Возможна и высшая, непрестанная любовная молитва – состояние безмолвного общения с Высшими. Возжелай же Бога, духа и Истины и ничего не бойся.
t.me/tabularussia2016
Комментарии
Когда ученик готов, учитель появится.
Книги об учителях и учениках в йоге:
Йогананда Автобиография йога
Свами Рама Жизнь с мастерами в Гималаях.