К статусу Элементарной диалектической логики
Элементарная диалектическая логика (ЭДЛ) не является тривиальной — это концепция, которая, в отличие от традиционной формальной логики, исходит из продуктивности противоречия в рассуждениях. В отличие от ТФЛ, которая оценивает противоречие высказываний как неприемлемое, деструктивное, ЭДЛ исходит из продуктивности противоречия, но не всякого подряд, а существенных проблем, сформулированных в виде противоречия.
ЭДЛ ориентирована на совместное рассуждение собеседников, заинтересованных в разрешении проблемы, и использует не только истинностные высказывания (утверждения и отрицания), но и не-истинностные формы: вопросы, оценки, императивы. В отличие от индивидуального рассуждения, совместное рассуждение в реале обеспечивает прозрачность и наблюдаемость процесса рассуждения.
Основные принципы
- Диалектический принцип развития мысли как взаимодействия противоположных сторон, нацеленных на разрешение конкретных проблем.
- Субъектность логики — ориентация на совместное рассуждение, усложнение системы за счет включения субъекта высказывания в структуру рассуждения.
- Разрешение противоречить собеседнику и запрещение противоречить себе в публичном дискурсе.
ЭДЛ не исключает противоречия, а преодолевает их, разрешает.
Метапринципы:
- Принцип раздвоения единого и познания противоречивых частей — каждая вещь, каждое явление содержит в себе взаимоисключающие, противоречивые тенденции и стороны, находящиеся в органической связи, единстве и составляющие противоречие.
- Принцип рассмотрения предмета в его развитии, изменении — если всё в мире находится в движении, изменении, то, чтобы познать то или иное явление, необходимо рассматривать его в его собственном движении.
ЭДЛ имеет дело с проблемными противоречиями, при постановке проблемы заранее не известно, какое из пары противоречащих высказываний является истинным и какое ложным.
Критика
Концепция ЭДЛ не является универсальной — есть и критика, например:
- Критика закона исключённого третьего — некоторые логики считают, что он якобы является способом исключения противоречия из мышления, но в ЭДЛ необходимо не исключать противоречия, а преодолевать их.
- Критика предметной области рассмотрения — диалектическая логика корректно работает исключительно в среде неформализованных суждений, в бытовой речи. На формализованные высказывания не распространяется.
--
Комментарии
ЭДЛ - элементное диаложно-форменное
лжеучениелингвистикаЭлементное - потому что ставка и упор делается на элементы, особенно на "клеточки".
Я бы добавил цитату про клеточки в качестве доказательства, но гиперссылок в топикстартовом посте нет, и я не знаю, где искать остальные тексты.
ЭДЛ - элементное диалектико-логическое (
диаложно-форменное).Элементарное - потому что ставка делается на простоту и фундаментальность логической системы с противоречием в структуре рассуждения.
Клеточка - заимствование термина из диамата.
--
А какое дело бытовой речи до диалектической логики? Зачем она ей сдалась?
Диалектическая логика и диаложная, это разные понятия! Диалектическая нужна для проникновения в суть вещей, формирования мировоззрения, построения согласованных понятийных фреймворков. А диаложная тупо описывает синтаксис.
Это диаматовский дискурс диалектической логики, в широком смысле. Тогда как ЭДЛ - понятие диалектической логики в узком смысле логики правильных рассуждений с исходным противоречием высказываний.
--
Когда признаете необходимость формирования диаматовской логики (её институционализации, и т.д.), тогда и поговорим.
И без клеточек. Это была их ошибка, которую вы к себе скопировали.
//Аим, 11 Июль, 2025 - 06:47, ссылка
Когда признаете необходимость формирования диаматовской логики (её институционализации, и т.д.), тогда и поговорим.//
Диаматовская логика (в широком смысле) - это гносеология, онтология, методология: три в одном.
--
Что в России с учебниками по методологии материалистического мышления?
Кто после Ильенкова, и чтобы с кибернетическим подходом?
2022, Андренов Н.Б., Методология познания, 81 страница
2013, Шпаков А.А., Начальная методология (эпистемология и философия с моделью мира) : неофициальный учебник, 458 страниц
2008, Цофнас А.Ю., Методология познания: 50 терминов : краткий словарь-справочник с методическими указаниями и комментариями, 58 страниц
2006, Косьмин А.Д., Теория и методология познания, 478 страниц
2003, Сальников В.П. & Обухов В.Л. & Солонин Ю.Н. & Василькова В.В., Философия и методология познания : Учебник для магистров и аспирантов, 560 страниц
2003, Сальников В.П. & Алексеев Б.Т. & Алябьева З.С. & Бугель В.М., Философия и методология познания : Учеб. для магистров и аспирантов естеств. и гуманитар. специальностей 559 страниц
2001, Абасов А.С.о, Проблемы истории, теории и методологии познания, 284 страницы
1973, латвийский университет, Вопросы логики и методологии познания, 99 страниц
1972, Андреев И.Д., Проблемы логики и методологии познания, 318 страниц
Меня не интересует методология науки, исследований, природы, социума и т.п.
//"Ходят слухи, что из всего арсенала современной математики практически используется лишь 5%. Означает ли это, что 95% математики является «знанием ни о чем»?"
("Arnold Tsofnas" А.Ю. Цофнас. Гносеология. 2005) //
Вопрос: "Как представлены и где хранятся эти неиспользуемые 95% знания математики?".
--
Я не вижу, чтобы прям было много "лишних" знаний. Литературы не хватает по всем темам, на которые падает взгляд.
Аим, 12 Июль, 2025 - 11:06, ссылка
Речь идет не о литературе, а о разрыве между абстрактными математическими исследованиями и реальными потребностями науки и техники.
Многие разделы современной математики (например, абстрактная алгебра, топология, теория категорий) создаются ради внутренней логики и красоты, а не для решения конкретных прикладных задач.
В инженерии, физике, экономике и других науках чаще всего применяются проверенные временем методы (математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей, дифференциальные уравнения).
Большая часть математики остаётся "чистой" и не находит прямого применения в реальном мире.
Вы не в теме просто. Теория категорий нужна для теории типов, теория типов нужная для языков программирования, а они нужны, чтобы ЧатГПТ-шечка ответы писала. Топология - это про границы (там ещё разное, но мне именно границы нужны), тоже очень философское, ещё с Гегеля началось. Парная к топологии - метрология и её подразделы, геометрия, стереометрия и т.д.
Это не про меня, а про Арнольда Цофаса (Arnold Tsofnas), американского математика, который сказал, что "из всего арсенала современной математики практически используется лишь 5%".
Возможно, приведенные мной примеры были неудачными, но тем не менее, они не опровергают тот факт, что чистой (неиспользуемой практически) математики гораздо больше, чем используемой.
Решил субботу посвятить религии. Пошел в ближайший храм (знаний). А библиотеку закрыли. Стоит пустое помещение.
А что вы хотели там найти? Или просто захотелось подышать книжным запахом?
Мусульмане ходят в мечети (неизвестно зачем),
Православные в церкви (но это неточно),
Буддисты в храм (он один в Москве),
а я атеист, хотел почтить веру предков.
Аим, 12 Июль, 2025 - 13:44, ссылка
Предков в каком поколении, простите?
Это несущественные детали.
1804..1872, Фейербах, был материалистом (учитель Маркса)
в XVI столетии, Франция, термин атеизм появился
~100 год до н.э., Нагасена, считал что души нет
~600 год до н.э., школа Чарвака в Индии, отрицание бога, как единого творца
~2100 год до н.э. Древний Египет, неверие в существование загробной жизни
Ну как же несущественные детали? Вдруг ваши предки обидятся? Ведь то, что вы в них не верите, еще не отменяет возможности их духовного присутствия и наблюдения.
Как сказал Блез Паскаль: если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё.
Все лично известные были атеистами. Некоторые даже служили Росатому
Аим, 12 Июль, 2025 - 15:37, ссылка
В Росатоме достаточно верующих.
Это позиция слабого... а вдруг есть этот монстр... лучше заранее задобрить его, а то кто его знает на что способна та тварь... Ну его к лешему, от греха подальше!)))
Дело до общезначимости диалектической логики. То есть область распространения на ситуации бытовой речи.
--
Да не нужно это бытовой речи. Покажите на примере форума, где бы разговор между участниками форума нуждался в вашей ЭДЛ.
Императивы! Использование ЭДЛ разрешает посылать собеседников в различных направлениях. Вежливый человек бы себе такого не позволил, а используя ЭДЛ - может!
Не конструктивно. И даже не критика.
--
Это не критика была. Это был реальный сценарий для использования в работе психологов и психотерапевтов. Есть, допустим, скромняга, которому(ой) сложно отправить кого-либо. Ему объясняют как это делать "по-научному", и затем он(а) начинает с задачей справляться.
"где бы разговор между участниками форума
нуждался[протекал] в вашей ЭДЛ" - Протекает разговор по прописям ЭДЛ: утверждения-возражения-оценки-трбования.--
Разговор так протекал десятки тысяч лет, причем без всяких ваших прописей. Что изменилось с появлением ЭДЛ?
Две теоретические модели естественных рассуждений: ТФЛ и ЭДЛ
Разговор так протекал десятки тысяч лет, причем без всяких Аналитик Аристотеля. С появлением логики Аристотеля и ЭДЛ стихийная практика оформлена в осознанной логической системе.
Аристотель примитивизировал естественное рассуждение: отвлёкся от участников, включил в логическое только суждения из-за их свойства быть истинными и ложными.
В этом сила и недостаток логики Аристотеля.
--
mp_gratchev, 11 Июль, 2025 - 08:02, ссылка
Бытовая речь игнорирует и Аристотеля, и ЭДЛ.
В быту и на форуме тоже пользуются логикой, доказывают что-то друг другу (продуктивно или безрезультатно). Доказательство самому себе - это калька внешнего межсубъектного доказательства в быту.
Библер. Для доказательства необходимы два лица; мыслитель раздваивается при доказательстве; он сам себе противоречит, и лишь когда мысль испытала и преодолела это противоречие с самой собой, она оказывается доказанной.
__________
Библер В.С. - Мышление как творчество
--