› Видео
Семинар памяти Бориса Стругацкого. Обсуждается различие концепции "людена" братьев Стругацких и сверхчеловека Ницше. План имманентного и план трансцендентного. Кант. Фашизм. Этика. Христианство. Семинар "Философского Штурма". Состоялся 12.01.13.
Докладчик: Данилов Игорь (к.ф.н.):
Начну с цитаты из лекции Звиада Гамсахурдиа, когда он был еще (или, может быть, еще даже не был) Президентом Грузии, о великом прошлом и еще более великом будущем грузинского народа:
Вопрос:
«Какая связь существует между Лазарем и грузинскими языками?»
Ответ:
Вячеслав Лантушко: «Я понимаю всю трагичность для обеих сторон Второй мировой войны, но мы должны без предубеждения подойти к феномену новой морали немецких национал-социалистов, а эта мораль была основана на стяжании нового европейского человека и эволюции его в ницшеанского Сверхчеловека»… Он «понимает всю трагичность»
Заранее прошу извинить за резкость. Накипело! Фридрих Ницше снова «в моде». Без конца переиздаются его сочинения, делаются попытки обелить, представить хорошим, студенты с охотой и по своей инициативе пишут о нем рефераты. Это с одной стороны. С другой, в обществе растут настроения, сходные с немецким национал-социализмом.
Не брутальной бестией, могущей в дионисийском помрачении разорвать в куски человека, как какого-нибудь козла, а эдаким культурным потребителем, скажем, консервов из человечины.
В «Сумерках» Ницше в походе против «истинного мира», того самого, который на деле позади мира нашей жизни, чувственного, телесного мира, того самого «истинного мира», который философы установили как «безусловно есть», есть как некое «causa sui».
Поначалу Ницше полагал отделение великих от черни посредством образования, то есть именно образование станет непреодолимой границей для черни, тем самым вечно возобновляющимся барьером, всегда ясно отделяющим «Они» от «Мы».
Ницше мучил вечно возвращающийся мир последнего человека. Причину он видел в том, что самый великий еще слишком мало отличается от самого маленького, потому песнь о сверхчеловеке.
Жизнь состоит из крайностей и из середины. Один хочет прожить ее тихо, сидя на диване и лежа в постели. Мечтать, грезить. Вкусно есть-пить, любить спокойно. И работать – без перегрузок, но с приличным заработком. Другой – непоседа, буйный, порой бешеный в жизни и в труде. Часто лезет в драку.