Для такого простого и базового понятия должно быть обозначение (словосочетание) покороче. Да и с этим длинным есть непонятки. Почему, например сознание, а не разум, ум, рассудок и что там ещё бывает?
диалектическая логика и логика диалога - две разные вещи.
Логика диалога - это логика диалога, а диалектическая логика- это логика развития мысли как в совместном рассуждении, так и в индивидуальном рассуждении.
Написанное верно, но дальше идёт разрыв логической цепочки. Чтобы разрыв закрыть, нужно показать, что ЭДЛ это именно диалектическая логика. В реальности ЭДЛ является именно логикой диалога. А так как диалектическая логика и логика диалога разные вещи, то ЭДЛ не является диалектической логикой (потому что она логика диалога, диаложная логика).
А должна быть моноложной?
Идём в википедию, в статью "Внутренний диалог", находим там источник:
1987, Визгина А.В., Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Автореф. дисс. … к.психол.н.. — М.
«различает 3 основные формы внутреннего диалога:
1) Генетически исходные, зачаточные формы, характеризующие сознание и самосознание ребёнка.
2) Развитые (сформированные, ставшие) формы, к которым относятся — мыслительные — реализаторы процессов мышления, и личностные внутренние диалоги.
3) Диалоги конфликтных личностей, эмпирически выделенные в гештальттерапии, транзактном анализе и когнитивной психотерапии.»
Если есть три понятия, и они нужны нашим целям, то к ним должны существовать три именующие словосочетания, чтобы использовать концепты (понятие = внеязыковой концепт + выражающий знак).
«Визгина А.В. предлагает под внутренним диалогом понимать в различной мере развёрнутую речевую активность субъекта»
Ну, это нормально, придумать название для понятия №2. Но нас-то интересуют все три, и первое тоже. А возможно даже четыре (потом расскажу, почему, если не забуду).
Почему вообще мы полезли во внутренний диалог? Потому что надо дать его определение. Связано ли определение "внутреннего диалога" с определением "внутреннего монолога"? Однозначно да, диалог к монологу добавляет модель идеального субъекта, с которым диалог ведётся. То есть, монолог - это кандидат на "снимаемое" понятие в рамках создания диалектического определения понятия "внутренний диалог".
Может ли монолог описываться диалектическим методом? Может и должен, если этого не сделать, нельзя будет говорить о сформированном диалектическом понимании диалога. К монологу применима половина ЭДЛ (там, где императивы, вопросы, перетекание смысла между ними и т.п.). Для работы в режиме монолога у нас есть инструктирующее стихотворение Киплинга в переводе Маршака:
«Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, - Всё знаю я от них.
Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где.
Я по морям и по лесам Гоняю верных слуг. Потом работаю я сам, А им даю досуг.
Я по утрам, когда встаю, Всегда берусь за труд, А им свободу я даю - Пускай едят и пьют.
Но у меня есть милый друг, Особа юных лет. Ей служат сотни тысяч слуг - И всем покоя нет.
Она гоняет, как собак, В ненастье, дождь и тьму Пять тысяч Где, семь тысяч Как Сто тысяч Почему!»
Это всё напоминает категории Аристотеля,
«выделял десять категорий, категории описывают различные способы, которыми можно говорить о сущностях:
Эти категории помогают в анализе и классификации различных аспектов»
То есть, диалектическую теорию внутреннего монолога построить можно, и этим надо заниматься.
1934, Выготский Л.С., Мышление и речь
работа является основополагающей для советской психолингвистики.
«С середины XX века по настоящее время активно появляются
исследования внутреннего диалога (далее ВД) в связи с проблемами
психологии общения, психологии мышления и психологии личности (
Г. М. Кучинский [1988],
А. В. Визгина [1987],
А. В. Россохин [2010],
M. Leiman [2012],
K. Osatuke, W. B Stiles [2011],
Х. Херманс [2014; 2015]
).»
2015, Hermans H. J.M., Dialogical Self in a Complex World: The Need for Bridging Theories // Europe’s Journal of Psychology. № 11 (1). P. 1–4.
2014, Hermans H. J.M., Self as a society of I-positions: a dialogical approach to counseling // Journal of Humanistic Counseling. № 53(2). P. 134–159.
2012, Leiman M., Dialogical sequence analysis in studying psychotherapeutic discourse // International Journal for Dialogical Science. № 6 (1). P. 123–147.
2011, Osatuke K. & Stiles W. B., Numbers in assimilation research // Theory & Psychology. № 21(2). P. 200–219.
2010, Россохин А. В., Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: Интерсознание в психоанализе. М. : «Когито-Центр», 304 с.
1988, Кучинский Г. М., Психология внутреннего диалога, Минск: «Университетское», 208 с.
1987, Визгина A. B., Роль внутреннего диалога в самосознании личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., . 20 с
2004-02-10, Еремина И.А., Рассуждение как переходный тип речи между монологом и диалогом : На материале английского языка : диссертация ... кандидата филологических наук : Москва, 151 с.
1988, Кучинский Г.М., Психология внутреннего диалога, Минск : Университетское, 304,[2] с.; 20 см.; ISBN 5-7855-0012-4 : 1 р. 80 к.
1983, Кучинский Г.М., Диалог и мышление, Минск : Изд-во БГУ, 190 с.; 20 см.