Об основном вопросе философии (ОВФ)

Аватар пользователя Роберт Юсупов
Систематизация и связи
Основания философии
Онтология
Гносеология
Диалектика
Логика
Философия науки и техники
Философское творчество
Наука и техника
Другое

Приведу сначала ряд высказываний классиков марксизма-ленинизма по теме основного вопроса философии, взятых из книги:

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.  О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ. М.: Политиздат, 1984

< https://www.marxistphilosophy.org/diahismat/index.htm>.

Вот эти высказывания:

---------

1. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ

Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию. Уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений1), пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, – уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру. Если она в момент смерти отделяется от тела и продолжает жить, то нет никакого повода придумывать для нее еще какую-то особую смерть. Так возникло представление о ее бессмертии, которое на той ступени развития казалось отнюдь не утешением, а неотвратимой судьбой и довольно часто, например у греков, считалось подлинным несчастьем. Не религиозная потребность в утешении приводила всюду к скучному вымыслу о личном бессмертии, а то простое обстоятельство, что, раз признав существование души, люди в силу всеобщей ограниченности никак не могли объяснить себе, куда же девается она после смерти тела. Совершенно подобным же образом вследствие олицетворения сил природы возникли первые боги, которые в ходе дальнейшего развития религии принимали все более и более облик внемировых сил, пока в результате процесса абстрагирования – я чуть было не сказал: процесса дистилляции, – совершенно естественного в ходе умственного развития, в головах людей не возникло, наконец, из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов представление о едином, исключительном боге монотеистических религий.

1) Еще и теперь у дикарей и варваров низшей ступени повсеместно распространено представление, что являющиеся им во сне человеческие образы суть души, на время покинувшие тело; при этом на действительного человека возлагается ответственность за те его поступки, которые снились видевшему сон. Это заметил, например, Тури в 1884 г. у индейцев Гвианы.

 

Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, имеет свои корни, стало быть, не в меньшей степени, чем всякая религия, в ограниченных и невежественных представлениях людей периода дикости. Но он мог быть поставлен со всей резкостью, мог приобрести все свое значение лишь после того, как население Европы пробудилось от долгой зимней спячки христианского средневековья. Вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, – этот вопрос, игравший, впрочем, большую роль и в средневековой схоластике, вопреки церкви принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?

Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, – а у философов, например у Гегеля, сотворение мира принимает нередко еще более запутанный и нелепый вид, чем в христианстве, – составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются. Ниже мы увидим, какая путаница возникает в тех случаях, когда им придают какое-либо другое значение.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 282-283.

Все идеалисты, как философские, так и религиозные, как старые, так и новые, верят в наития, в откровения, в спасителей, в чудотворцев, и только от степени их образования зависит, принимает ли эта вера грубую, религиозную форму или же просвещенную, философскую, подобно тому как только от степени их энергии, характера, общественного положения и т.д. зависит, относятся ли они к вере в чудеса пассивно или активно, т.е. являются ли они пастырями-чудотворцами или их паствой, и, далее, преследуют ли они при этом теоретические или практические цели.

Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. – Соч., т. 3, с. 538.

В своем «Людвиге Фейербахе» Энгельс объявляет основными философскими направлениями материализм и идеализм. Материализм берет природу за первичное, дух – за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе – мышление. Идеализм поступает обратно. Это коренное различие "двух больших лагерей", на которые делятся философы "различных школ" идеализма и материализма, Энгельс ставит во главу угла, прямо обвиняя в "путанице" тех, кто в ином смысле употребляет выражения идеализм и материализм.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 98.

За кучей новых терминологических ухищрений, за сором гелертерской схоластики всегда, без исключения, мы находили две основные линии, два основных направления в решении философских вопросов. Взять ли за первичное природу, материю, физическое, внешний мир – и считать вторичным сознание, дух, ощущение (– опыт, по распространенной в наше время терминологии), психическое и т.п., вот тот коренной вопрос, который на деле продолжает разделять философов на два большие лагеря. Источник тысяч и тысяч ошибок и путаницы в этой области состоит именно в том, что за внешностью терминов, дефиниций, схоластических вывертов, словесных ухищрений просматривают эти две основные тенденции...

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 356.

Материализм в полном согласии с естествознанием берет за первичное данное материю, считая вторичным сознание, мышление, ощущение, ибо в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи (органическая материя), и "в фундаменте самого здания материи" можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением. Таково предположение, например, известного немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля, английского биолога Ллойда Моргана и др., не говоря о догадке Дидро, приведенной нами выше. Махизм стоит на противоположной, идеалистической, точке зрения и сразу приводит к бессмыслице, ибо, во-1-х, за первичное берется ощущение вопреки тому, что оно связано лишь с определенными процессами в определенным образом организованной материи; а, во-2-х, основная посылка, что тела суть комплексы ощущений, нарушается предположением о существовании других живых существ и вообще других "комплексов", кроме данного великого Я.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч.. т. 18, с. 39-40.

...Мысль есть функция мозга... ощущения, т.е. образы внешнего мира, существуют в нас, порождаемые действием вещей на наши органы чувств. Материалистическое устранение "дуализма духа и тела" (т.е. материалистический монизм) состоит в том, что дух не существует независимо от тела, что дух есть вторичное, функция мозга, отражение внешнего мира. Идеалистическое устранение "дуализма духа и тела" (т.е. идеалистический монизм) состоит в том, что дух не есть функция тела, что дух есть, следовательно, первичное, что "среда" и "Я" существуют лишь в неразрывной связи одних и тех же "комплексов элементов". Кроме этих двух, прямо противоположных, способов устранения "дуализма духа и тела", не может быть никакого третьего способа, если не считать эклектицизма, т.е. бестолкового перепутывания материализма и идеализма.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 88.

<https://www.marxistphilosophy.org/diahismat/txt01.htm>

---------

 

Главное здесь, следующее (выделение жирным моё - ЮРА):

За кучей новых терминологических ухищрений, за сором гелертерской схоластики всегда, без исключения, мы находили две основные линии, два основных направления в решении философских вопросов. Взять ли за первичное природу, материю, физическое, внешний мир – и считать вторичным сознание, дух, ощущение (– опыт, по распространенной в наше время терминологии), психическое и т.п., вот тот коренной вопрос, который на деле продолжает разделять философов на два большие лагеря. Источник тысяч и тысяч ошибок и путаницы в этой области состоит именно в том, что за внешностью терминов, дефиниций, схоластических вывертов, словесных ухищрений просматривают эти две основные тенденции...

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 356.

---------

В. И. Ленин из большого множества рассмотренных, изученных (проанализированных) философских воззрений, учений, течений, школ, теорий выделяет (усматривает, определяет) главное, основное, существенное, объективное обстоятельство (факт), что существуют  

«… две основные линии, два основных направления в решении философских вопросов. Взять ли за первичное природу, материю, физическое, внешний мир – и считать вторичным сознание, дух, ощущение (– опыт, по распространенной в наше время терминологии), психическое и т.п., вот тот коренной вопрос, который на деле продолжает разделять философов на два большие лагеря».

На это же обстоятельство (факт) указывает и Ф. Энгельс в своём труде «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

 

В. И. Ленин так об этом пишет:

В своем «Людвиге Фейербахе» Энгельс объявляет основными философскими направлениями материализм и идеализм. Материализм берет природу за первичное, дух – за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе – мышление. Идеализм поступает обратно. Это коренное различие "двух больших лагерей", на которые делятся философы "различных школ" идеализма и материализма, Энгельс ставит во главу угла, прямо обвиняя в "путанице" тех, кто в ином смысле употребляет выражения идеализм и материализм.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. – Полн. собр. соч., т. 18, с. 98.

---------

 

Так что в основе (в фундаменте) основного вопроса философии лежат объективные обстоятельства (факты) выявленные классиками марксизма-ленинизма. И поэтому этот вопрос философии носит название основного. Это главный аргумент в защиту основного вопроса философии в формулировке классиков марксизма-ленинизма, это в первую очередь Ф. Энгельс и В. И. Ленин.  

 

Враги, недруги (намеренно!!) диамата и марксизма или просто заблуждающиеся люди (непреднамеренно) упускают из виду это важнейшее обстоятельство (этот факт), когда заходит речь об основном вопросе философии.  И делают ложные выводы и заключения.

Врагов и недругов диамата и марксизма надо разоблачать в их лжи, демагогии, клеймить позором и опровергать (бить) аргументами. Врагов и недругов диамата и марксизма надо называть по именам. И тут на первом месте находится г. А. Арк со своей книгой «Главная ошибка марксистов – основной вопрос философии». Вокруг г. Арка сформировалась своя устойчивая бригада, подтанцовка, «компашка» во главе с неистово-беснующейся адептойшей Ольгой Философиней.

---------

 

С уважением

Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист

Литература

Третья сторона основного вопроса философии

https://philpapers.org/rec/YUSBXP

Сообщение о свершении научной Революции https://philpapers.org/rec/YUSHYJ 

Что такое ПРИРОДА?  https://philpapers.org/rec/YUSJRW

Философия и физика (Philosophy and Physics)

https://philpapers.org/rec/YUSYNY

Теория Природы https://philpapers.org/rec/YUSTON

Афанасьев, Виктор Григорьевич. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ. Для слушателей школ основ марксизма-ленинизма. М., «Мысль», 1968. 351 с. https://vk.com/wall-61771654_10328

Кедров Как изучать книгу Ленина МиЭ.djvu

В. И. Ленин Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии (1986)
https://vk.com/wall-61771654_3131

Комментарии

Аватар пользователя Ксари

...Мысль есть функция мозга..

Здесь важно отметить, что у материалистов мысли из мозга растут как грибы из пня! Тут ничего не поделаешь, заблуждение материалистов - это системная ошибка всей науки естествознания! Предлагаю посмотреть на эту ошибку, что называется невооруженным взглядом. Вот, к примеру, имеем такую мысль:

«Мысль есть функция мозга».

Согласимся с тем, что эта мысль как мысль! Обыкновенная, сама по себе - мысль!

Однако, вопрос: Где в этой мысли материалисты видят КУСОЧКИ своего мозга? Налицо, все материалисты страдают обманом зрения! Не верьте глазам своим, Роберт!cheeky

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Вот частные, личные, субъективные мнения об ОВФ некоторых людей. Это не марксисты и не диалектические материалисты:

1) Сергей Бычинский (buch)

buch, 14 Апрель, 2025 - 04:46, ссылка

Роберт Юсупов, 14 Апрель, 2025 - 04:15, ссылка

Алмазович !

Думаю сегодня основной вопрос трансформировался в вопрос , скорее , о взаимодействии сознания и материи , чем о первичности . Называется вопрос о " ментальной каузальности " .

Для себя же я вопрос о первичности решил : первично сознание . Есть одно Всеобщее Сознание . Оно же и первичное . Наши сознания это всего лишь деформации ( трансформации , реакции...) этого одного сознания . Материя- это количественный аспект мышления этого Всеобщего Сознания ( его математика ) . Возможно , на каком то этапе , физика будет сведена к объективным математическим зависимостям ( типа золотого сечения ) оперирующим математическими естественными константами ( типа числа пи , е и т.д. ) . То есть материя тоже объективно существует . Это объективная реальность , со всеми объективными физическими ( математическими ) законами . Мы пока просто не смогли создать представление , позволяющее нам совместить ( найти переход ) сознание и материю и тем самым создать новый предмет для конкретного изучения

 

2) Алексей Томилов (эврика)

эврика, 14 Апрель, 2025 - 10:53, ссылка

Роберт Юсупов, 14 Апрель, 2025 - 04:15, ссылка

Как вы относитесь к основному вопросу философии (ОВФ) в марксистском изложении?

На вопрос "что первично: дух, сознание или материя?" надо просто давать ответ. Я считаю, что человеческое сознание точно вторичное. Ещё это вопрос межевания (партийности).

Задаваться большими вопросами об этом смысла большого не вижу. Далее надо только реализовать такое представление приемлемым образом.

Гораздо мощнее вопрос познаваемости, ведь если мир не познаваем, то тогда и вопрос о первичности не имеет смысл.

эврика, 14 Апрель, 2025 - 13:39, ссылка

Роберт Юсупов, 14 Апрель, 2025 - 12:04, ссылка

Алексей Томилов (эврика) спасибо за полный ответ,

Он совсем не полный. Есть ещё проблема существования и развития.

Ответив на вопрос что такое существование, мы пододвигаемся к развитию.

 

3) Владимир Ильич Рогожин из СПб

Владимир Рогожин, 14 Апрель, 2025 - 12:01, ссылка

Роберт Юсупов, 14 Апрель, 2025 - 04:11, ссылка

Для меня "ОВФ" - не является т.н. "основным вопросом философии".

Сегодня - это уже пережиток линейного мышления в философии.

---------

 

Более полная версия ответа

Владимир Рогожин, 14 Апрель, 2025 - 12:01, ссылка

Роберт Юсупов, 14 Апрель, 2025 - 04:11, ссылка

Здравствуйте,  Роберт!

Вот Вы не поздравили меня с 35-летием философской системы "ОнтоТопоЛогиа", а тут же   задаете мне скучные вопросы..:)

Для меня "ОВФ" - не является т.н. "основным вопросом философии".

Сегодня - это уже пережиток линейного мышления в философии.

Я просто "копаю" до самых удаленных смыслоразличимых глубин бытия Вселенной как вечного целостного процесса порождения всё новых и новых смыслов, форм и структур, даю новый взгляд на материю (развиваю идеи Платона-Аристотеля-Кузанского-Гегеля-Уайтхеда) и её определение, а также обосновываю  её онтологическую структуру, ввожу концепт "онтологическая (структурная, космическая) память" и определяю онтологический статус феномена сознания,  ввожу его математический символ.
Затем строю Примордиальную (изначальную, абсолютную) порождающую структуру для всей системы знания и модель "Осознающая себя Вселенная" согласно завету В.В.Налимова.
И завершаю "Диалектику Природы".

Обосновываю необходимость Большой Онтологической революции в метафизическом/онтологическом базисе "фундаментальной науки".
+++++++++

 

Понятно, что Сегей Бычинский и Владимир Рогожин заблуждаются.

Хотя Алексей Томилов правильно отвечает на первую часть ОВФ, но смазывает свой ответ какими-то новыми условиями.    

++++++++++++++++++

 

Ни один из трёх этих людей не смог стать на сторону объективного характера ОВФ, признать объективный характер этого вопроса (ОВФ).

Это личное, частное, субъективное мнение каждого человека.

Но это ложное (по отношению ко всей философии) мнение. 

В этом их общее заблуждение.

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Ход мыслей Ф. Энгельса («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», https://archive.org/details/1985_20201115/page/31/mode/2up ) и В. И. Ленина («Материализм и эмпириокритицизм» https://www.litres.ru/book/vladimir-lenin/polnoe-sobranie-sochineniy-tom-18-materializm-i-empiriokrit-17083605/chitat-onlayn/, https://www.politpros.com/library/13/37/)

при выявлении при поиске ОВФ

(1) был сосредоточен не на поиске этого вопроса в сознании человека, (2) был сосредоточен не на статистической обработке и учёте мнений всех различных философов, всех эпох и народов.

<https://www.marxistphilosophy.org/diahismat/txt01.htm>

 

Не от сознания, не от копания, ковыряния в сознании, в мыслях, в идеях был реальный путь к выявлению ОВФ.  

При этом не делался упор на мыслительную деятельность сознания, как на нечто первичное по отношению к материи.

 

Ф. Энгельс (и это прекрасно разъясняет В. И. Ленин в МиЭ) шёл от анализа объективного положения дел в различных философских учениях, течениях, доктринах, направлениях, теориях. Но это была умственная работа сознания. Это был объективный диалектико-материалистический, марксистский анализ содержания философских учений, школ, доктрин. И именно этот классически проведённый анализ на базе и фундаменте диалектико-материалистического мировоззрения, философии диалектического материализма и учения марксизма выявил самое важное главное и существенное, ОБЪЕКТИВНОЕ (объективную истину). Ф. Энгельс установил, что философы различных школ и направлений, течений, эпох и народов определяли свою позицию, как материалистическую или идеалистическую. Вот рациональное зерно исследований и анализа Ф. Энгельсом этого вопроса.

И это всецело научное марксистское, диалектико-материалистическое исследование Ф. Энгельса, проведённое уже более 150 лет назад, выявило и установило этот факт. В этом заключается гениальность научного подвига Ф. Энгельса!  И уже после установления этого факта, был сделан единственно правильный и верный вывод об основном вопросе философии.

Формулировка ОВФ сделана в рамках теории марксизма и в рамках философии диалектического материализма. Но научный всеобщий характер поиска и обоснования этого вопрос (ОВФ) выходит за рамки марксизма и диамата и охватывают всю философию в целом, охватывает всю сферу философской деятельности и философского творчества всего человечества.  

Формулировка ОВФ сделана в рамках теории марксизма и в рамках философии диалектического материализма. Но это ещё одно важнейшее практическое подтверждение и доказательство истинности и научности, правильности и верности, адекватности и зрелости теории марксизма и философии диалектического материализма!

Это мощный удар по всем силам реакции и мракобесия. Удар- мордоворот! Удар не в бровь, а в глаз!

---------

Подумайте об этом дамы и господа! Хорошенько подумайте!!

С кем вы? И зачем вам нужна ложь в этом вопросе?

 

С уважением

Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист

Литература

Третья сторона основного вопроса философии

https://philpapers.org/rec/YUSBXP

Сообщение о свершении научной Революции https://philpapers.org/rec/YUSHYJ 

Что такое ПРИРОДА?  https://philpapers.org/rec/YUSJRW

Философия и физика (Philosophy and Physics)

https://philpapers.org/rec/YUSYNY

Теория Природы https://philpapers.org/rec/YUSTON

Афанасьев, Виктор Григорьевич. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ. Для слушателей школ основ марксизма-ленинизма. М., «Мысль», 1968. 351 с. https://vk.com/wall-61771654_10328

Кедров Как изучать книгу Ленина МиЭ.djvu

В. И. Ленин Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии (1986)
https://vk.com/wall-61771654_3131

Аватар пользователя Роберт Юсупов
Аватар пользователя Роберт Юсупов

Мы идём дальше в раскрытии темы ОВФ (основного вопроса философии).

 

Несколько уточнений по основному вопросу философии (ОВФ).

Несколько существенных замечаний и уточнений по основному вопросу философии (ОВФ).

 

(AAA). ОВФ играет краеугольную роль в вопросе научной классификации различных философских школ, учений, течений, направлений, теорий.

(BBB). ОВФ играет ключевую роль в вопросе определения научности (или не научности) той или иной философской теории, философского учения, философской школы. 

(CCC). Но ОВФ выступает своего рода лакмусовой бумажкой для определения современных реакционеров и мракобесов. Кто поносит ОВФ или объявляет ОВФ несостоятельным, тот сам себя позиционирует как современного реакционера и мракобеса.

+++++++++

 

(AAA). ОВФ играет краеугольную роль в вопросе естественно-объективной научной классификации различных философских школ, учений, течений, направлений, теорий.

Всё множество (вся совокупность) философских учений, школ, направлений, течений, наработок, теорий естественным и объективным образом на два непересекающихся класса (области, течения, направления).

Это область идеализма и область материализма. В настоящее (первая четверть XXI века) время материализм представлен в форме диалектического материализма. В настоящее (первая четверть XXI века) время идеализм представлен в форме множества различных буржуазно-идеалистических философий (БИФ). Без малого последние два столетия (со времени создания философии диалектического материализма) в философии имеет место разделение «единой» философии на материализм и идеализм. Это реальное объективное разделение «всей философии» по важнейшему, естественному, фундаментальному, существенному признаку. Этот признак характеризует отношение философских учений к двум важнейшим сущностям окружающего нас мира. Эти сущности представлены двумя категориями явлений, имеющих место в реальности, в нашем реальном мире, в нашей жизни. Это материальные явления (явления материального характера) и явления не материального, идеального характера, порядка. Первые имеют место в природе и обществе. Вторые явления имеют место в нашей голове, в нашем сознании.

Все тела, предметы, объекты в природе являются материальными в своей основе телами, предметами, объектами. Быть «материальным в своей основе» означает, что в конце концов, в конечном (не бесконечном!) счёте все материальные тела, предметы, объекты состоят из материи природы. Материя природы является единственной основой всех материальных, природных тел, предметов, объектов. Кроме материального составляющего (материи природы) материальные тела, предметы, объекты обладают, наделены имеют различные свойства. Свойства материальных тел, предметов, объектов не есть материя. Свойства материальных тел, предметов, объектов не материальны по своей сути (не есть материя). Но мы говорим в своей обыденной речи, что свойства материальны, имея при этом в виду следующее: эти свойства непосредственно, органически неразделимо связаны с самими материальными телами, предметами, объектами. Это нерасторжимая связь. Материальные тела не существуют сами по себе без своих (нематериальных) свойств. И, наоборот, свойства материальных тел, предметов, объектов не существуют сами по себе в отрыве от материальных тел. В одном отношении (по сути дела («суть 1»), по сути слова «материальный») мы говорим, что свойства нематериальны. В другом отношении (тоже по сути дела («суть 2»), по характеру связи свойств и тел, предметов, объектов) мы говорим о материальности (материальном характере) свойств материальных тел, предметов, объектов. Путаницы не должно быть. Материальные тела, предметы, объекты – это не абсолютно гольная, «чистая», в первозданном, первородном виде материя природы, это конструкт, система, основу которой составляет активный агент, материя природы, но эти же материальные тела, предметы, объекты обладают своими собственными уникальными разнообразными нематериальными (по «сути 1») свойствами.   

Материальные тела, предметы, объекты – это реально существующие непосредственно в природе материальные тела, предметы, объекты вместе со своими нематериальными («суть 1»!!) свойствами. Всё это сфера материального.

Стоит заметить, обратить внимание и уточнить, что нематериальные свойства материальных тел, предметов, объектов относятся к сфере, категории материального и не относятся к сфере, категории «идеального», о котором (об «идеальном», о сфере идеального) мы будем говорить дальше.

---------

На первую часть ОВФ, которая звучит так: «Что первично, материя (материальное) или идея (идеальное, дух, сознание)? Что первично, сфера материального или сфера идеального?» диалектический материализм отвечает так:

«В природе (и обществе) первична материя, материальное, а идея, идеальное является вторичным, производным. Имеет место примат материального (материи) над идеальным (идеей). Сфера материального первична, а сфера идеального вторична. Материя первична, а сознание вторично. Сознание есть свойство высокоорганизованной материи, появляющееся на определенном этапе, ступени развития, эволюции материи».

Для всех прочих философских течений, объединенных под общим названием БИФ, ответ на первую часть основного вопроса философии звучит так: «В природе (обществе) идеальное (идея) является первичным, а материальное (материя) есть порождение или воплощение абсолютной идеи, или тень, отражение идей нашего сознания. Идея, идеальное, сознание первичны, а материя (материальное) вторична. Имеет место примат идеального (идеи) над материальным (материей). Сфера идеального первична, а сфера материального вторична».

---------

Сфера идеального имеет большое значение и занимает ведущее место в нашей жизни. Что относится к сфере идеального? Где эта сфера находится? Это, во-первых, наше сознание, наши идеальные образы сознания. Это орган отражения, окружающего нас объективного реального мира в субъективных идеальных образах нашего сознания. Это процесс мышления (главный процесс нашего сознания), это разнообразная мыслительная деятельность нашего сознания, это теоретическая деятельность (сторона деятельности) нашего сознания, это создание теорий, это выработка мировоззрения и миропонимания, это ориентация человека в окружающем его материальном мире. Это познавательная деятельность, это осмысление целей нашего существования. Сфера идеального находится в нашем сознании. Материальный мозг является органом и местом обитания нашего сознания.

Но сфера идеального – это и теоретическая, умственная мыслительная деятельность человека, создание различных теорий, учений, наук. Сфера идеального шире нашей головы. Книги, например, являются материальными носителями идеального, наших теорий, рассказов, повествований. Книги, содержимое книг (но не просто страницы книг, как материальные носители, а запечатленная на этих страницах, в письме, в письменной речи, в предложениях, в словах, теория, рассказ, повествование)  – это тоже сфера идеального

 

 

На вторую часть основного вопроса философии (ОВФ) о познаваемости окружающего нас мира, природы философия диалектического материализма отвечает положительно, утвердительно: «Природа познаваема».

Различные течения БИФ по-разному отвечают на вторую часть основного вопроса философии (ОВФ).

=========

 

(BBB). ОВФ играет ключевую роль в вопросе определения научности (или не научности) той или иной философской теории, философского учения, философской школы. 

Разделение «единой» философии на материализм и идеализм делит философию на истинную и научную философию – это материализм, а для настоящего времени это диалектический материализм.

Область же идеализма представляет собой ложную и антинаучную философию, буржуазно-идеалистическую философию.  

=========

 

(CCC). Но ОВФ выступает своего рода лакмусовой бумажкой для определения современных реакционеров и мракобесов. Кто поносит ОВФ или объявляет ОВФ несостоятельным, тот сам себя позиционирует как современного реакционера и мракобеса.

=========

 

Бывает и так, что в рамках какой-либо философии, философской школы, учения, философского направления или течения самими философами вообще не ставится ОВФ или объявляется в качестве ОВФ свой субъективный, узколичный, но немарксистский вариант постановки этого вопроса, и даже дается какое-то своё решение этого «частного ОВФ». Это всё субъективная сторона дела.

А объективная сторона дела замалчивается, но она всё равно есть. И это есть ОВФ в формулировке марксистов, он всё равно стоит перед этой частной философией.  И он всё равно объективно решается, но он решается в буржуазно-идеалистическом ключе, когда идея (идеальное) объявляется первичным, а материя (материальное) вторичным.   

 

С уважением

Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист

Литература

Третья сторона основного вопроса философии

https://philpapers.org/rec/YUSBXP

Сообщение о свершении научной Революции https://philpapers.org/rec/YUSHYJ 

Что такое ПРИРОДА?  https://philpapers.org/rec/YUSJRW

Философия и физика (Philosophy and Physics)

https://philpapers.org/rec/YUSYNY

Теория Природы https://philpapers.org/rec/YUSTON

Афанасьев, Виктор Григорьевич. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ. Для слушателей школ основ марксизма-ленинизма. М., «Мысль», 1968. 351 с. https://vk.com/wall-61771654_10328

Кедров Как изучать книгу Ленина МиЭ.djvu

В. И. Ленин Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии (1986)
https://vk.com/wall-61771654_3131

 

 

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Вот даже диафильм  есть:

https://diafilmy.su/2167-izuchayuschim-knigu-vilenina.html

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Агрессивная ложь от г. А. Арка

---------

Некто А. Арк написал книгу, призванную якобы разоблачить, развенчать объявить ложным и несостоятельным основной вопрос философии (ОВФ) в изложении классиков марксизма-ленинизма. Эта книга называется «Главная ошибка марксистов – основной вопрос философии». В первую очередь под этот удар от г. Арка попадает статья, книга Ф. Энгельса  «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии».

---------

Автор говорит о своей новой (новоиспеченной) философии под называнием филоситика («любовь к истине»), как о научной философии, нацеленной на поиск истины.

Но по существу дела (а не со слов автора) филоистика – это инструмент активной проповеди лжи. Филоистика – это  фактически «любовь автора, г. Арка ко лжи».

Все науки   вышли (отпочковались) в своё время из философии, представлявшей в те далёкие времена единое и неразрывное знание человека об окружающем его материальном мире (природа + общество).  Но утверждать, что все науки являются частью современной философии – это ложь (1) от филоистики и её авторов и приверженцев, адептов.

Философия не догма, не застывший монолит, кирпич, магма, бетон, асфальт. Это постоянно развивающееся учение, кровно связанное с историей человеческой цивилизации. Предмет философии постоянно уточнялся, изменялся, был в динамике, в диалектическом процессе. Если некий просветвлённый гуру или йог (его мать) заявляет во всеуслышание, что предмет философии чётко не определён и на этом основании преподавание философии объявляется неполноценным, несостоятельным, то это ещё одна большая ложь (2) от авторов и адептов пресловутой филоистики.

Если автор и адепты филоистики заявляют, что целью только филоистики является поиск истины, то это ещё две брехни, лжи (3) и (4). Поиском истины занимаются все науки, а не только филоистика (3) (очередная ложь автора и адептов филоистики).  А автор и адепты филоистики на словах декларируют, что они занимается поиском истины, а на деле они пытаются протащить ложь (4) (очередная ложь автора и адептов филоистики) в общественное сознание (см. п. (1), (2), (3)).

Большой и главной ложью от автора и адептов филоистики является утверждение о несостоятельности основного вопроса философии в марксистском изложении, в марксисткой редакции, в труде Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» (5). Это не просто ложь, это ловкий трюк, это преступление против марксизма, против основ марксистского философского учения, тех, кто позиционирует себя материалистом. Это локальный «крестовый поход» против марксизма и его философии организованный и осуществляемый г. Арком и его сообщниками и адептами. Этим самым якобы «отменом и развенчанием» ОВФ, сам автор и адепты филоистики разоблачают себя как активных пособников буржуазии, как новый отряд («орков», «арковцев») в рядах современных сил реакции и мракобесия. 

Те, кто покушается на основной закон философии в редакции Ф. Энгельса, тем самым раскрывает свою сущность, как ставленника современных сил реакции и мракобесия.

Доказательство несостоятельности ОВФ от г. Арка и его компании основано на логических вывертах, когда отбрасывается рассмотрение объективной стороны ОВФ, а упор и акцент делается на сумму субъективных высказываний различных философов в отношении ОВФ. Это популизм. Это стремление угодить всем и вся (лягнув при этом марксистов), но это не поиск истины. Это выслуживание пред буржуазными партиями в философии и в обществе. Это челобитная от г. Арка и его единомышленников современным силам реакции и мракобесия в своём высочайшем почтении!

Люди, будьте бдительны! Не дайте себя обмануть и закабалить новым шарлатанам в маске материалистов.

---------

Между тем основной вопрос философии (ОВФ) получил своё дальнейшее развитие в статье Юсупова Роберта «Третья сторона основного вопроса философии» (https://philpapers.org/rec/YUSBXP).

Это развитие ОВФ предлагает принять за основу третью сторону основного вопроса философии, он же основной вопрос физики. Этот вопрос (третья сторона ОВФ) звучит так: «Как конкретно материя природы представлена в природе?» Ответ марксистов и диалектических материалистов лежит на поверхности, ответ такой: «Содержимое элементарных частиц есть «чистая» конкретная материя природы». Это решение есть по сути дела признание факт природы, который лежит на поверхности, перед носом и глазами всех физиков вот уже более 130 лет, считая с1895 года, когда была открыта первая элементарная частица электрон. На базе этого понимания создана «Теория Природы», которая есть научная Революция в физике и космогонии (космологии).

 

С уважением

Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист

 

Литература

Теория Природы https://philpapers.org/rec/YUSTON

Что такое ПРИРОДА?  https://philpapers.org/rec/YUSJRW

Сообщение о свершении научной Революции https://philpapers.org/rec/YUSHYJ 

Философия и физика (Philosophy and Physics)

https://philpapers.org/rec/YUSYNY

Третья сторона основного вопроса философии

https://philpapers.org/rec/YUSBXP

Афанасьев, Виктор Григорьевич. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКИХ ЗНАНИЙ. Для слушателей школ основ марксизма-ленинизма. М., «Мысль», 1968. 351 с. https://vk.com/wall-61771654_10328

Кедров Как изучать книгу Ленина МиЭ.djvu

В. И. Ленин Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии (1986)
https://vk.com/wall-61771654_3131

+++++++++

Агрессивная ложь от филоистики г. А. Арка

https://proza.ru/2025/04/12/1341