Мировое дерево и Пирамида

Аватар пользователя Ариадна
Систематизация и связи
Основания философии

egor, 8 Август, 2025 - 00:48, ссылкаАватар пользователя egor

Образ Мирового Древа — один из самых архаичных мифологических символов человечества, ...центр мира, а также цикл жизни, смерти и возрождения 

ДЕРЕВО

Мировое дерево относится к самым ярким образам (эйдосам) мировой культуры, входя в число устоявшихся АРХЕТИПОВ.

Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Том 2Этот образ не давал покоя всем поколениям антропологов  (В.Н. Топоров, двутомник "Мировое Дерево") и философам позднего СССР, таки как Мераб Мамардашвили и Александр Пятигорский, сделавшим попытку разобраться с ним "по веточкам" в совместной монографии СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ О СОЗНАНИИ, СИМВОЛИКЕ И ЯЗЫКЕ, 

https://kph.ffs.npu.edu.ua/!e-book/clasik/data/mmk/simvol.html

Последним ярким спичем с МД отметился эйдетик Евгений Головин, рассуждая о его загадочных свойствах в своем "Дионисе", как о ЗАЛОГЕ ПОБЕДЫ Айвенго Вальтера Скотта в знаменитом поединке с Брианом Де Буагильбером, ставшим прежде всего "войной девизов, войной гербов" (Е.Головин, "Приближение к Снежной Королеве"), 

https://www.rulit.me/books/priblizhenie-k-snezhnoj-koroleve-read-49702-4.html

Айвенго поместил на щит изображение дуба, вырванного с корнем, как эмблему более высокой, чем у соперника, алхимической иерархии по Головину – причем самой высокой, непревзойденной НИКЕМ И НИЧЕМ своей высотой (ведь Айвенго нужно было только побеждать!). Фактор для нашего неминуемого интереса и анализа – так считали алхимики, и скоре всего, сам Вальтер Скотт. По крайней мере,  Головин не обошел этот фактор  своим вниманием. Присмотримся к нему и мы, рассуждая о том, какой же Феномен, точно так же, как и его Символ, может занимать НАИВЫСШУЮ иерархическую ступень среди всех остальных феноменов? Это может быть лишь Феномен Первопричины, Архэ, Кода Творения. Миниатюрная Матрица, на основе которой, например, индейцы Америки создали свой «Ритуальный» календарь, посвятив ему все свои главные храмы. У него есть что-то общее с Деревом? Несомненно.

С Деревом, рассматриваемом Целиком. И с кроной, и корнями. Читаем у известного английского поэта и литературного критика Роберта Грейвса:

«Считается, что корни дуба уходят в землю на глубину, равную высоте его кроны (об этом пишет Вергилий)» Белая богиня. Историческая грамматика поэтической мифологии

Вергилия и Р.Грейвса существенно дополняет  Вяч.Вс. Иванов, знаменитый русский семиотик и культурный антрополог, академик РАН:

«[в] знак[е] мирового дерева в его наиболее архаичной Ж-образной форме подчеркнута симметричность верхушки и корней дерева, правых и левых его ветвей». Анализ глубинных структур семиотических систем искусства

1 – один из древнейших испанских потиров с симметричными чашами, рассматриваемый католической церковью как возможный Грааль – потир святого Доминика Силосского, Бургос, Испания; 2 – Матрица календаря Цоль-кин; 3 –  Ж-стилизация календаря майя  в археологичском городище Тонина, Чьяпас, Мексика; 4 – та же ДВОЙ-НАЯ СИММЕТРИЯ Верх-Низ,  Право-Лево на иконе "Преображение Господне", Темная церковь, Каппадокия; 5  – Хризма; 6  – варианты заглавных букв абзацев рукописных книг старо-славянской, впоследствии – кирилличес-кой Ж, "Живете" с дуальными языческими компонентами в своей графике; 7 – Ж-образная композиция в Карнак-ском храме ,Луксор, Египет; 8  – рельеф с Гором и Сетом, приводящими в движение некий космологический ме-ханизм, деталь трона Сенусрета I, 12-я династия, ок. 1971-1926 гг. до н.э., Каирский музей, Египет; 9  – варианты традиционного китайского символа "Долголетие"

1 – один из древнейших испанских потиров с симметричными чашами, рассматриваемый католической церковью как возможный Грааль – потир святого Доминика Силосского, Бургос, Испания; 2 – Матрица календаря Цолькин; 3 – Ж-стилизация календаря майя в археологичском городище Тонина, Чьяпас, Мексика; 4 – та же ДВОЙНАЯ СИММЕТРИЯ Верх-Низ, Право-Лево на иконе "Преображение Господне", Темная церковь, Каппадокия; 5 – Хризма; 6 – варианты заглавных букв абзацев рукописных книг старо-славянской, впоследствии – кириллической Ж, "Живете" с дуальными языческими компонентами в своей графике; 7 – Ж-образная композиция в Карнакском храме, Луксор, Египет; 8 – рельеф с Гором и Сетом, приводящими в движение некий космологический механизм, деталь трона Сенусрета I, 12-я династия, ок. 1971-1926 гг. до н.э., Каирский музей, Египет; 9 – варианты традиционного китайского символа "Долголетие"

Гармоничная  ДВОЙНАЯ симметрия способствовала тому, что Символ, как  и сам Феномен, им означаемый, с красноречивой характристикой  — «он же и Корень, он и Росток»  были соотнесены с самим ГРААЛЕМ, как «воплощением Совершенства» бардом Вольфрамом фон Эшенбахом в бессмертной поэме «Парцифаль», повествующей о рыцарях, совершающих ради него свои подвиги.  

ПИРАМИДА

какой же Феномен, точно так же, как и его Символ, может занимать НАИВЫСШУЮ иерархическую ступень среди всех остальных феноменов? Это может быть лишь Феномен Первопричины, Архэ, Кода Творения. Миниатюрная Матрицана основе (!!!) которой, например, индейцы Америки создали свой «Ритуальный» календарь, посвятив ему все свои главные храмы. 

А что было, собственно, ХРАМОМ у индейцев? Известно, что, ПИРАМИДЫ!

Те самые, которые были реплицированы повсему миру. И прежде всего - в Египте. И после, на их ОСНОВЕ возникли все остальные священные фетиши мировых культур и религий:

Ну, и конечно же, "Вифлеемская Звезда", куда же без нее?

На илл.: эксперт по реставрации работает над мозаикой в церкви Рождества Христова в Вифлееме на Западном берегу 4 февраля 2016г., фото Nasser Nasser

И чтоб уж совсем не мало - "Звезда Иштар" Месопотамии, творчески позже переосмысленная христианством:

Рис.: 1 — фрагмент «Таблицы Шамаша» из Сипара, Средний Вавилон, ок. 850 г. до н. э., Британский музей; 2 - кудурру Эанна-шум-иддина, касситская династия, 1125-1100 гг. до н.э., Британский музей; 3 – кудурру Назимарутташи, 1171 – 1159 гг. до н.э., Лувр; 4 - незаконченный кудурру из Суз, Вавилония-Шумер, 1186 -1172 гг. до н.э., Лувр; 5 - купольный крест Софийского собора, 11 век, Киев, Украина; 6 - купольный крест Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, 17 век, Истра, Россия 

https://artsandculture.google.com/asset/tablet-of-shamash/ywF2HlaPKjOdrQ?ms=%7B%22x%22%3A0.672254556612138%2C%22y%22%3A0.20752729527458585%2C%22z%22%3A10.472339896401348%2C%22size%22%3A%7B%22width%22%3A0.5293595429504818%2C%22height%22%3A0.21876116042958815%7D%7D

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя Ариадна

Аватар пользователя egor

egor, 8 Август, 2025 - 12:29, ссылка

Ариадна, 8 Август, 2025 - 10:28, ссылка

философам позднего СССР, таки как Мераб Мамардашвили и Александр Пятигорский, сделавшим попытку разобраться с ним "по веточкам" в совместной монографии СИМВОЛ И СОЗНАНИЕ. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ О СОЗНАНИИ, СИМВОЛИКЕ И ЯЗЫКЕ

На мой взгляд, это очень интересная книга о сознании, хотя сам А. Пятигорский называл её неудачной. Он считал, что писать книгу в соавторстве, даже с близким другом, — весьма проблематичное занятие, так как внешнее объединение разных мыслительных позиций приводит к раздробленности текста.

Аватар пользователя Ариадна

Да, Егор, задача не из легких. Но Пятигорский - буддолог, он добавил "восточный" компонент в аргументы.

Аватар пользователя Ариадна

Аватар пользователя Вернер

Вернер, 8 Август, 2025 - 13:54, ссылка

Про Мамардашвили известно, что он мог как-то удачно носить галстук, про Пятигорского таких сведений нет.

Аватар пользователя Ариадна

Пятигорский ОЧЕНЬ увлекался в свое время семиотикой, Лотманом (пока не сник, по-моему, вследствии болезни, связанной с позвоночником). Был в этой области авторитетом - даже за рубежом, снискав расположение самогО великого лингвиста Гарольда Бейли. Сэра, между прочим. Тот сэр- полиглот (50 языков), компаравист мировых этимологий РАЗУВЕРИЛСЯ В ЛИНГВИСТИКЕ под конец жизни - и выдал на-гора ЭЙДЕТИЧЕСКУЮ монографию "Забытый язык символов", виртуозно проанализировав  символы осевших в Англии и Голландии - после известных (1209—1229 гг.) французских репрессий папского престола - альбигойцев, ставивших алхимические, катаро-"масонские" клейма на свою полиграфическую, посудную, текстильную и прочую продукцию (ну, примерно, как русские "алхимики" - на изразцах Ипатьевского монастыря Костромы в Царских палатах). Рукастые оказались "ткачи" (альбийгойский "конспирологический" термин), знали много секретов, как ремесленники. И не только.

Аватар пользователя Ариадна

Галстук... А вот про это?

В конкурсе на лучшую книгу Института философии РАН за 2007—2009 год книга «Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке» Мераба Мамардашвили и Александра Пятигорского заняла первое место в номинации «Издание философской классики»

Аватар пользователя egor

Ариадна, 8 Август, 2025 - 14:58, ссылка

Пятигорский ОЧЕНЬ увлекался в свое время семиотикой, Лотманом (пока не сник, по-моему, вследствии болезни, связанной с позвоночником). Был в этой области авторитетом.

Дело не в том, что он "сник", — скорее, он разочаровался в семиотике как исследовательском направлении и сосредоточился на разработке собственной философии и буддологии. Пятигорский на раннем этапе участвовал в Московском структурно-семиотическом кружке, из которого выросла Московско-Тартусская школа, и тесно сотрудничал с Лотманом, Топоровым, Ивановым и другими. С этими тремя он поддерживал дружеские отношения даже после переезда в Англию.

Книга "Символ и сознание" уже выходила за рамки классической семиотики, хотя впервые была опубликована Лотманом — за что тот подвергся критике, поскольку стиль и подход авторов резко отличались от доминирующего тогда структуралистского направления.

Его книгу The Buddhist Philosophy of Thought, написанную уже в Англии, высоко оценил один из наиболее влиятельных буддологов XX века — Дэвид С. Руэгг, написавший к ней предисловие.

Что касается вашего интереса к символике, рекомендую обратить внимание на его книги Феномен масонства (1997) и Мифологические размышления (1998). А если посмотреть его московские лекции 2008 года — всего за год до смерти — он производит впечатление человека ясного, ироничного, живого ума, вовсе не сломленного болезнью.

Аватар пользователя Ариадна

С удовольствием прочту. Есть на них, на эти две работы,  ссылка для чтения в Интернете?

Аватар пользователя egor

Они есть на рутрекере. 

Аватар пользователя Ариадна

Ага, нашла. Спасибо большое!

Аватар пользователя Алент

Перенесенные постинги убрала из "Недоговоренного"

Аватар пользователя Ариадна

Спасибо, Алент!