
Корреляция логико-грамматического отношения
в диалектической логике
Сергей Семёнов пишет:
Сергей Семёнов, 6 Март, 2025 - 13:37, ссылка
Набор тематических понятий (суждения, вопросы, оценки, императивы) может быть преобразован в корреляцию в том случае, когда между понятиями будет показана предметно-тематическая взаимная система «отношений - соотношений», образующая единую синтаксически-логическую связь, которая может быть изображена набором специальных знаков: {«суждения - <вопросы» ↔ «оценки> - императивы»}. Две корреляции, разно-ориентированные в пространстве, при их соединении (демонстрации их совместности) могут организовывать «кластер».
Кластер - Объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Например, кластер-высказывание объединяет в логическом пространстве диалога формы мысли: суждения-вопросы-оценки-императивы.
Формальная логика коррелирует с грамматикой лишь в отношении повествовательных предложений и суждений на предмет их истинности в том и другом случае. Диалектическая логика помимо истинностных предложений включает в свой предмет неистинностные высказывания. То есть такие высказывания, которые не принимают истинностные значения ложно/истинно.
Квадрат логико-речевой корреляции:
Логика -- грамматика
| |
Высказывания--предложения
В диалектической логике языково-синтаксическая типология коррелирует с логико-высказывательной следующим образом:
- повествовательные предложения ↔ суждения;
- вопросительные предложения ↔ вопросы;
- повелительные предложения ↔ императивы;
- оценочные предложения ↔ оценки в логике;
Единственное, что здесь не стыкуется, так это то, что в синтаксисе предложений нет грамматической категории "оценочное предложение". Есть восклицательные.
Но восклицательные предложения (ВП) не составляют однородную категорию с упомянутыми тремя другими. Восклицательные предложения характеризуют собой лишь их эмоциональную окраску. А раз так, то возникает вопрос, не появляется ли необходимость в более чёткой структуре синтаксиса и скорректировать традиционный состав основных типов предложений, включив сюда "оценочные предложения"?
--
Михаил Петрович Грачев.
Москва, 07 марта 2025г.
Комментарии
Поскольку языковая система реализуется в речи, то сфера речи становится областью оценочности. Оценка содержится повсюду, где происходит какое бы то ни было соприкосновение субъекта познания/действия с реальностью, существующей вне этого субъекта. Что у людей выражается в вербальной фиксации фактического соприкосновения (в предложениях языка). При таких обстоятельствах, любое использование языка интерпретируется как оценочное.
"Основания логики оценок" А.А. Ивина (1970) - это первая русскоязычная монография, посвященная основным проблемам логической теории оценок.
Построенные автором формальные системы отвечают всем критериям строгости и применимы к выводам с оценочными посылками.
"Под логикой оценок, или формальной аксиологией, мы понимаем раздел логики, занимающейся анализом выводов, посылками или заключениями которых являются оценки"(А.А.Ивин.Основания логики оценок,1970,-С. 4).
Оценочные - это предложения, говорящие о том, что человек считает ценным, что он считает плохим и что безразличным, предложения, выражающие убеждения людей о том, что есть добро и что есть зло. ...законы природы являются дескриптивными. Они описывают регулярности, которые человек открывает в природе, и именно поэтому не являются оценками ( там же, С.11).
Ивин не делает из логики оценок теорию всего, хотя оценка распространяется и на природу (онтооценка), и общество, и на мышление. Выступает в качестве метаязыка осмысления высказываний во всех этих областях.
Другие типы рассуждений, включающие помимо дескриптивных высказываний такие, например, как предписывающее (прескриптивное), оценочное, побудительное (императивное) вопрошающее, прагма-диалектическое, неформальное (Informal Logic) и т.п. привлекали заметно меньшее внимание.
Узость и ограниченность предмета исследования дескриптивными выражениями создавало иллюзию будто предмет логики можно свести к анализу высказываний, обладающим исключительно истинностными значениями.
формальная логика не использует никаких других высказываний кроме как высказывания сорта "суждения". Это канон традиционной формальной логики. В рассудочной диалектической логике высказывания делятся на 'суждения', 'вопросы', 'оценки', 'императивы'. Вместе с тем, пяти разделам философского знания можно сопоставить следующие виды оценок:
1. Онтология - онтооценка.
2. Гносеология - гносеологическая оценка.
3. Аксиология - ценностная оценка.
4. Праксиология - прагматическая оценка.
5. Логика - логическая оценка.
"Об истолковании"/Глава четвертая [Высказывающая речь]. Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, но она не истинна и не ложна (Аристотель. Сочинения. т.2/Об истолковании, М.1978.- С.95).
Верификацию же многих видов высказываний затруднительно квалифицировать или как истинные или как ложные. Это касается императивов, вопросов и, в том числе, оценок.
К сожалению, многие исследователи определяют оценку через ценность, а это всё-таки больше относится к аксиологии, чем к логике.
Онтооценка. Если по п.5. можно говорить об 'оценке высказывания' как истинностной характеристике для 'суждения' (истинно, ложно). То для вопросов, императивов и 'оценок как высказываний' следует говорить о '(не)истинностной логической характеристике'. Скажем, для 'вопросов', оценки 'истинно' и 'ложно' неприменимы. Вопрос можно характеризовать как 'правильно' или 'неправильно сформулированный'; уместный или неуместный; 'по существу' или не относящийся к делу.
Не-истинность 'онтологической оценки' несколько иного свойства. Онтологическая оценка характеризует уже не высказывания, а свойства бытия предметов, вещей, процессов, идей:
- река б ы с т р а я;
- вода х о л о д н а я;
- яблоко к р а с н о е;
- идея н е у д а ч н а я.
Онтологические оценки типа "good". По мнению Дональда Дэвидсона истинностная сущность слов типа "good" по-прежнему остается тайной:
"в некотором важном смысле оценочные предложения не обладают истинностным значением..."Бардо хороша и Бардо глупа" и т.д. Вопрос об особенностях оценочных слов вообще не затрагивается: тайна слова "good" просто переходит из объектного языка в метаязык. [...]Наконец, существуют предложения, которые, по-видимому, вообще не имеют истинностного значения: это повелительные, оптативные, вопросительные предложения и т.п. Адекватная теория значения для естественного языка должна успешно решать все эти вопросы", (Дональд Дэвидсон. "Исследования истины и интерпретации". — М., 2003. — C. 64, 70).
Гносеологическая оценка. Гносеологическая оценка характеризует системы истинности используемые в познании.
Согласно А.А. Ивину, "известны три традиционные теории, раскрывающие природу истины: истина как соответствие (корреспонденция), истина как согласие (когеренция) и истина как полезность. У каждой из этих теорий есть разнообразные модификации", (Ивин А.А. Современная философия науки. – М., 2005. – С. 129).
Истоки трех теорий истинности можно усмотреть уже у Аристотеля, который разделил истинность на составляющие трех предметных областей аргументации: доказательственную (строгое соответствие), диалектическую (когерентная взаимоувязанность противоречащих позиций доказывающего и опровергающего), и риторическую (прагматическая полезность, выгодность, убедительность).
Ценностная (аксиологическая) оценка. Аксиологическая оценка определяет ценность того или иного предмета, вещи, процесса, идеи. Определение ценности:
Ценность (значимость чего-либо для кого-либо) - это культурологическая и философская (аксиологическая) категория, которая обозначает материальные или идеальные сущности (вещи, процессы), доставляющие в жизнедеятельности человека (рода, племени, нации, индивида) благо при их использовании.
Аксиологическая оценка выражается в ценностном суждении:
Ценностное суждение - высказывание о ценностях (предметах, имеющих какую-либо значимость, благо для кого-либо).
Праксиологическая оценка. Праксиология (реже праксеология; от др.-греч. pracsis — деятельность, и logia — наука, учение) - область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупности действий с т. зр. установления их эффективности. Праксиологическая оценка характеризует полезность вещи, эффективность действия. Вещь может быть ценной, но бесполезной. При таком положении, праксиологическими оценками будут значения 'полезно/бесполезно', 'эффективно/не эффективно'.
Логическая оценка ценностно-нейтральна. Если в отношении "речка быстрая" ещё можно сомневаться в классификации выражения как онтооценки, то логическая оценка (свойство речки: быстрая) "ложно" определенно есть ценностно-нейтральная оценка, т.е. никакой ценности в ней не усматривается.
В оценке "ложно" нет указания ни на абсолютную, ни на сравнительную ценность высказывания. Оценка - это самостоятельная форма мысли в ряду смежных форм - вопросов, суждений, императивов. Ценность же, это из совсем другого - далёкого ряда понятий.
Что касается отношения субъекта к объекту, то в предложении (3):
Ложно, что "Волга не впадает в Каспийское море" (3)
объектом будет высказывание "Волга не впадает в Каспийское море" и высказывание оценивается как ложное.
В выражении "речка быстрая" объект "речка", оценивается субъектом как "быстрая". "Быстрая" - это онтооценка и ценности в этой оценке не усматривается.
--
//vlopuhin, 5 Декабрь, 2025 - 16:44, ссылка
http://philosophystorm.ru/kak-vyyavit-neadekvatnost-filosofstvuyushchego...
На этом погорел господин Грачев!//
На чём погорел? Погорел ли? Каким образом?
Сам же говоришь,
«Не надо оценивать, надо думать!...».
Я бы так не заявлял голословно. Но рациональное зерно в ваших рассуждениях присутствует.
Оценка не аргумент - нужно думать над подбором аргументов.
--
См. подчеркнутое:
Перевожу на русский. Вы ввели в теорию субъектов высказываний S, но как они связаны с высказываниями, кроме бестолковой индексации переменных, - Вы не знаете! Я Вам уже предлагал нечто вроде ролей в сценарии, банально злой и добрый следователи, Вас это не вдохновило. Заходить на очередной круг бестолковых обменов комментариями нет никакого желания.
//Мысль принадлежит субъекту высказывания. Нет высказывания, - нет и субъекта высказывания//
Субъект озвучивает мысль через высказывание и тем самым отчуждает её, пускает в свободное плавание. Она в субъекте уже не нуждается.
Субъект генерирует высказывания или не генерирует. От этого (во втором случае) не перестает быть субъектом.
Нет высказывания — нет и предиката высказывания.
--
А я ему предлагал позиции, защиту и смену позиций субъектами. Это он тоже отверг.
//Я Вам уже предлагал нечто вроде ролей в сценарии, банально злой и добрый следователи, Вас это не вдохновило//
Хорошее предложение. Только оно дублирует уже имеющиеся ролевые функции прокурора и адвоката в судебном процессе, на которые постоянно ссылаюсь.
Опять же, процесс в реале - это материализация логики. Тогда как ЭДЛ интересует движение логического противоречия высказываний с противостоящих позиций.
//А я ему предлагал позиции, защиту и смену позиций субъектами. Это он тоже отверг. //
Почему же? Они присутствуют в ЭДЛ как материальная основа логики, оставаясь за кадром системы.
--
Не занимайтесь здесь профанацией. Как выяснилось, будущим юристам вообще не преподают логику, оно им нафиг не нужно, достаточно как "Отче Наш" знать ГК и УК.
//Я Вам уже предлагал нечто вроде ролей в сценарии, банально злой и добрый следователи, Вас это не вдохновило//
Логику юристам-следователям не преподают. А чему учат?
Учат как разыгрывать сценарий злого и доброго следователя? - Это ли не профанация юриспруденции.
--
Михаил Грачев невосприимчив к конструктивной критике. К сожалению. Он как букашка в янтаре.
//Овчарёв Виталий, 6 Декабрь, 2025 - 22:48, ссылка
Михаил Грачев невосприимчив к конструктивной критике//
Конструктивная критика - это святое. Кто же откажется от восприятия конструктивной критики?
Тем более, критика в ЭДЛ рассматривается как критерий истинности (локальный, предварительный).
Итак,
Конструктивная критика должна быть конструктивной.
Такова ли критика, которую имеете ввиду? И критика ли она?
Примеры на бочку! (на рабочий стол дискуссии)
--
Я же уже говорил вам, что у вас вначале - две субъективные неопределенности (основание - оценочное суждение), а в конце спора возможно появление истины. Но вы это не воспринимаете. А значит, до истины вам как до Луны.
// у вас вначале - две субъективные неопределенности//
1. Неопределённость одна.
А именно. Какая из двух субъективных истина есть истина объективная? - Вот это неясно в начале дискуссии.
Пояснение. Субъективная истина в том смысле, что автор (агент дискуссии, собеседник) считает, что именно его противоречащий тезис соответствует объективной истине. Поддерживает, обосновывает его в совместном рассуждении.
//а в конце спора возможно появление истины//
2. Не чётко. О появлении какой истины идёт речь? О консенсусе считать истинным тезис или антитезис, или синтез? Другой вариант: возможное открытие спорщиками объективной истины?
3. Что не воспринимаю? Не воспринимаю, что неопределённости "две"? При том, что каждый из двух противоречащих сторон определённо и твёрдо убеждён в истинности своего тезиса.
Поясните тогда, о каких _д в у х_ субъективных неопределённостях ведёте речь.
Итак,
В чём здесь, по-вашему, суть критики и что здесь считаете конструктивностью (критики)?
--
У вас 4 типа высказываний: суждение, императив, вопрос и `оценка`.
Тезис это скорее всего суждение (то есть высказывание с `истинностной оценкой`).
Если у собеседника четыре типа высказываний, то странно ограничиваться
1) учётом только тезиса.
Собеседник будет настаивать на том, что
2) именно его императивы самые верные,
3) именно его вопросы самые важные,
4) именно его оценки самые лучшие.
Примечание: `оценка` и `истинностная оценка` - это разные понятия.
Если два высказывания противоположны по форме (виновен - не виновен), то это тезис и антитезис.
//Собеседник будет настаивать на том, что
2) именно его императивы самые верные,
3) именно его вопросы самые важные,
4) именно его оценки самые лучшие.//
"именно его" формулируют в виде тезисов:
Тезис 1. Императивы субъекта Sj самые верные.
Тезис 2. Вопросы субъекта Sj самые важные.
Тезис 3. Оценки субъекта Sj самые лучшие.
Далее дискуссия, если кто-то решится выступить в роли оппонента Si.
--
Sj добавляет аргумент: Оценки субъекта Sj самые лучшие не просто так, а потому что он самый информированный и/или самый умный. А ещё самый красивый и сильный, а кто не будет выполнять императивы субъекта Sj, тот получит на орехи.
Вопросы делятся на всякие-разные вопросы, и вопросы субъекта Sj. Второй вид вопросов отличается тем, что подкреплён неявным императивом "отвечай давай".
Свойство "быть самым умным" - это характеристика мышления субъекта.
Она, конечно, не так хороша как "знает истину", но тоже полезная.
Так как логика - наука о правильном мышлении, она должна учитывать разные характеристики мышления. Наверное.
//Так как логика - наука о правильном мышлении, она должна учитывать разные характеристики мышления. Наверное//
Анисов: "итоговое определение предмета логики: логика - это теоретическая наука о правильных рассуждениях", (Анисов А.М. Современная логика. - М., ИФ РАН. 2002. - С.6)
Психология - наука о правильном мышлении. Она-то и должна учитывать разные характеристики мышления. А логика - о правильных рассуждениях. От личностных характеристик мышления субъекта рассуждений она отвлекается.
--
Значит, логичные рассуждения опасны, так как не отражают реальность настоящим образом (недоучитывают психологию). И, следовательно, могут приводить к решениям, не верным на практике.
Реальность отображается в высказываниях.
Высказывания доучитывают психологию. Плюс сам субъект в реале доучитывают психологию.
Логика работает лишь с готовыми единицами высказываний (суждения-вопросы-оценки-императивы).
--
с терминами логики, а что в них вкладывают - лишь контекст, логику не затрагивает
вами вкладывается ваш контекст, ну и что?
одного контекста недостаточно, коль у вас понимания системы нет, то и логики нет
посудите сами, кто-бы помнил аристотеля, ограничься он фразой
и всё...
а вы уже сколько мусолите свой контекст этой фразы до бесконечности, ничего не развивая, не обосновывая и не доказывая
Извлечь из негатива "мусолите свой контекст" позитив
//Андрей Х, 8 Декабрь, 2025 - 17:13, ссылка
с терминами логики, а что в них вкладывают - лишь контекст, логику не затрагивает//
Термин логики "ложно". А то, что в него вкладывают контекст "лгу", логику не затрагивает.
Попытка логически осмыслить этот контекст "я лгу" приводит лишь к парадоксу.
В парадоксе Лжеца двойной контекст. Второй контекст заключается в следующем: контекстом "лгу" служит предварительно ложная фраза типа "Волга впадает в Байкал". И уже затем : "Лгу".
В чём позитив? В открытии разделения форм мысли на суждение и оценку.
А именно, по отношению к суждению "Волга впадает в Байкал" высказывание "Лгу" того же автора служит оценкой.
--
нет, вы просто не понимаете, что такое логика, ну так пытайтесь её понять, не спешите выдумывать, в этом смысла нет, она известна очень давно
А чего вы их все тезисами назвали? 1 - это суждение, 2 и 3 - это оценки. Т.е. они разного типа.
Не хотите оценки высказываниями называть?
//А чего вы их все тезисами назвали? 1 - это суждение, 2 и 3 - это оценки. Т.е. они разного типа//
Тезис — это высказывание, требующее доказательства. Неважно, сформулирован он по типу в виде суждения или оценки, как в упомянутых Вами случаях. Тезис — положение, истинность которого должна быть доказана аргументом или опровергнута антитезисом.
Если что, то тезис 1 тоже оценка (из-за предиката "самые верные").
Оценка в виде тезиса — положение, адекватность которой должна быть доказана.
--
контекстами
= интерпретировали - по своему, контекстов может быть просто сколько угодно,
это применение логики в разных контекстах
Неопределённость одна.>> Именно потому, что это неопределенность, ее можно делить на два. В бесконечнозначной логике неопределенность вообще можно дробить бесконечно - это называется вероятность. А истину дробить нельзя. Истину можно только отрицать в виде лжи.
>>3. Что не воспринимаю? Не воспринимаю, что неопределённости "две"? При том, что каждый из двух противоречащих сторон определённо и твёрдо убеждён в истинности своего тезиса.>>
Какая разница, кто в чем убежден? Убеждения - не источник истины.