Философия ЛАС

Аватар пользователя ЛАС
Систематизация и связи
Основания философии

Продолжение

http://philosophystorm.ru/2-filosofiya-shkola-mysli%C2%A0%C2%A0 

http://philosophystorm.ru/3-filosofiya-shkola-mysli 

 Определение философии

 

Г.В.Ф. Гегель о понятии философии

1)  "Мы определили понятие философии как мысль, которая в качестве всеобщего содержания есть все сущее. Мыслить означает вообще облечь нечто в форму всеобщности, так что мысль, во-первых, делает своим предметом всеобщее  или, иначе выражаясь, определяет предметное, единичность вещей природы, находящихся в чувственном сознании, как всеобщее, как объективную мысль; "/ Гегель Лекции по ИФ/ Введение/ «Мышление есть деятельность всеобщего, которое, однако, не есть абстракция, а есть рефлексирование себя в самом себе, полагание себя равным себе, … Так как мышление, таким образом, есть то непреходящее, которое во всех изменениях остается у самого себя, то сама душа есть такое самосохранение в другом» Гегель. История философии. с. 144.

 

 2) В «Лекциях по истории философии»  Гегель определили философию  как снятии позитива религии и науки.

 

В религии объект  есть Бог как прогрессивное бесконечное содержание, а мышление  на уровне религии -  неразвитое,  в форме представления.  В науке ограниченное, конечное содержание предмета, а форма мышления прогрессивная - это  мышление  в понятиях. Философия снимает  из религии  прогрессивность бесконечного содержания, абстрагируясь от несовершенной формы мышления в представлениях. Философия  снимает  от  науки прогрессивную форму мышления – понятие, абстрагируясь от несовершенства конечности содержания. Так возникает  философия  как мышление  в бесконечных понятиях. Гегель пишет:

«…принципом  философии является бесконечное свободное понятие, и все ее  содержание покоится исключительно только на нем» [7, т. 2, с.288].

 

3) Понятие философской системы Гегеля:

Всеобщее – «Наука  логики»;

Особенное  (реальность) – «Философия природы»;

Единичное ( понятие системы философии как снятое «НЛ» и «ФП») – «Философия духа».

 

4) В «Науке логики»  Гегель понимает философию как сферу разумного мышления

«Рассудок даёт определения и твёрдо держится их: разум же отрицателен и диалектичен, ибо он обращает определения рассудка в ничто; он положителен, ибо порождает всеобщее и постигает в нём особенное» [6,с.6].

 

СУЩЕСТВЕННОЕ

ЛАС, 8 Декабрь, 2025 - 17:16, ссылка

В «Лекциях по истории философии»  Гегель определили философию  как снятии позитива религии и науки.

ЛАС, 7 Декабрь, 2025 - 18:54, ссылка

ЛАС, 7 Декабрь, 2025 - 18:39, ссылка

Феноменологическое введение в философию

  Е.С. Линьков: феноменология духа как трансцендентность  форм  мышления     

ЛАС, 7 Декабрь, 2025 - 18:53, ссылка

ЛАС, 7 Декабрь, 2025 - 10:50, ссылка

http://philosophystorm.ru/3-filosofiya-shkola-mysli#comment-705461

Время как снятая определенность  пространства

ЛАС, 7 Декабрь, 2025 - 18:48, ссылка

Л.А. Санталов о предварительном понятии философии

Комментарии

Аватар пользователя ЛАС

Л.А. Санталов о предварительном понятии философии

 

           Бесконечное понятие философии есть учение истины, противоречие формы и содержания всеобщего единства бытия и мышления  /Античность- момент всеобщности/определяется, развивается, реализуется втягиванием особенности природы (наука наук) и духа (эволюции форм мышления) / Средние века и новое время -и момент особенности/, что снимается в единичном /немецкая классика - момент единичности/ как понятие, знаменующем философскую революцию - конец исторической формы как  результат становления тождества предмета и метода и начало логической философии

        Разумное понятие логической философии     есть     последовательность мышления  в     единстве моментов: абстрактного  (рассудочного "А=А") ВСЕОБЩЕГО - сфера бытия; первая определенность всеобщего как  тотальность ОСОБЕННОГО,  диалектическое  "А= не-А", или отрицательно-разумное, сфера рефлексии  (сущности): вторая определенность  всеобщего "А=А", или первая определенность  особенного  "А= не-А" -  момент  ЕДИНИЧНОСТИ,  спекулятивная, или положительно-разумная сторона логического  (снятие противоположности "А=А" и "А= не-А"), сфера самого понятия.  Итогом  логического познания является  абсолютная истина предмета, выраженная как соответствие абсолютного понятия (по Троице Прокла) своей реальности.

Аватар пользователя ЛАС

ЛАС, 7 Декабрь, 2025 - 10:50, ссылка

http://philosophystorm.ru/3-filosofiya-shkola-mysli#comment-705461

Время как снятая определенность  пространства

19/181

 Плоскость и ширина (объем) и есть истинное пространство, а не абстрактно - всеобщее? Позиция Ньютона, Лейбница, Канта – моменты истинного пространства. Оформленное  (линия-плоскость-объем) относительное пространство есть истина   абстрактной абсолютности пространства (бесконечной материи).

20/181

Пространство завершает себя  как противоречие абстрактно-всеобщее определенное тотальностью  особенного (линия-плоскость-объем).

 ЛАС

Аналогия завершения определенности  внешности бытия и необходимость  определения внутреннего - сущности. Определенность  пространства выступила как противоречие   понятия (как закон по ЛЕС).

ЛЕС

Положенное (определенностью*понятия) противоречие  пространства и есть снятое пространство как ВРЕМЯ.

ЛАС

*Определенность (НЛ-1998, с. 99)

 Небытие, принятое в бытие таким образом, что конкретное целое имеет форму бытия, непосредственности, составляет определенность, как таковую.

ЛЕС

Пространство исчерпало развитие  своей определенности, три ступени:

 Всеобщее (Ньютон: единство непрерывности/коробка/ и прерывности /вещи/), тотальность  различенности, количество, прерывность, (Лейбниц /объект/: порядок - свойства вещей, определённости - линия, плоскость, объем) особенного. Единичного  (Кант /субъект/:  мышление существующего, круг диалектики - конец совпал с началом, единичное сняло  противоположность всеобщего и особенное).

Определенность времени по ЛЕС

 Время есть форма природы,  в которой пространство  выступает как конкретная природа.

Время снимает пространство как момент, поэтому более развитая определенность природы.

 Время двойственно*: оно и время (пока неопределенное) и  снятое пространство (определенное) как момент.

*Анаксименнеопределенная определенность

Аватар пользователя ЛАС

ЛАС, 7 Декабрь, 2025 - 18:39, ссылка

Феноменологическое введение в философию

  Е.С. Линьков: феноменология духа как трансцендентность  форм  мышления                                                                https://t.me/lasnif/1455/6116 
Е.С. Линьков: понимание "Феноменологии духа" Гегеля https://t.me/lasnif/1455/4553                                                                                                                                                                                                                                                 Все три понимания (ЛЕС, МАН, МИБ)  "Феноменологии духа" Гегеля имеют   свою особенную логику и равнозначны по своей роли в понимании становления разума, абсолютной истины. Логику феноменологии духа от   Е.С. Линькова  использовал для раскрытия содержания  философии как трансцендент.  Новейший философский словарь: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы), другой перевод: «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы   Электронная библиотека ИФ РАН «Новая философская энциклопедия»  https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about   По смыслу трансцендентального необходимо выйти за пределы господствующей формы, логики, общества. 
Здесь последующее есть трансцендент предыдущего:  опыт есть трансцендент дикаря, так наука есть трансцендент опыта; искусство  - трансцендент науки; религия – трансцендент  искусства; философия есть трансцендент  религии. Таков тернистый путь движения  истины от свой достоверности  к самой себе посредством трансцендирования.
Логика Е.С. Линькова, основана на законе прямого отношения объема и содержание понятия (сборка  содержания), на логике становления высшей форме мышления – философии. По категории снятия сохраняется  содержание,  и уничтожается, исчезает  несовершенство прежней формы мышления. Ступени феноменологического развития сознания  по Линькову:
1.  Опыт
2.  Наука
3.  Искусство
4.  Религия (представления)
5.  Философия. 
NB
 Для конкретизации позитива и негатива  сделал  «Прибавления» из лекций А.Н. Муравьева.
1) Опыт         
Опыт есть  единство различия субъекта и объекта (единство от дикарей, различие от первобытного человека). Опыт есть трансцендентность уровня дикаря. У дикаря нет опыта, т.к. он не выделял себя из мира вещей, не осознавал свою субъективность. Наоборот, первый человек обладал опытом, где субъект и объект различаются. Благодаря  памяти (Аристотель) человек способен накапливать опыт, умения, навыки  своей деятельности. В этом и состоит мудрость человека в отношении опыта. Опытное, непосредственное знание есть первая форма отношения мышления к объективности (Якоби).
Прибавление
Опыт
Позитив опыта:  наличие субъекта и объекта. Единство субъекта и объекта: отражение содержания объекта в субъекте существует.  
Негатив опыта: максимальная внешняя разорванность субъекта и объекта в  форме различия (два лица), а не противоречивости.  Единство минимально, Аристотель: 

     «…многие воспоминания  того же самого  предмета составляют возможность одного опыта» [«Метафизика»,980b].

Воспоминание   формы восприятия есть комплекс чувственных ощущений в памяти. Истина   достигается, но в минимальной степени. Истин много: много нас, много предметов, у каждого предмета и человека своя истина.

2) Наука
Наука — деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.  Конкретизируем: наука есть  сфера деятельности человека, раскрывающая законы становления, развития, функционирования  определенной сферы знаний о действительности.
Наука трансцендентность опыта, преодолевает его ограниченность. Здесь присутствует осознание противоречивости субъекта и объекта  в деятельности, тождество субъекта и объекта в наличии, иначе бы процесс научного познания отсутствовал. Однако понимание единства субъекта и объекта в противоречии отсутствует,  т.к. для этого должно быть определено  содержание субъекта. Т.е. предметом сознания должен быть не только объект, но и сам субъект (сознание). Это самосознание (идеализм) отрицается внешним образом  (критика идеализма Гегеля со стороны Маркса), а с другой стороны, реально существует, но не признается (определенность науки, эмпиризма, материализма). Реальность самосознания (идеализма) проявляется в разумном  мышления  в форме  логик. Игнорирование идеализма  проявляется в дурной бесконечности законов науки, в ограниченности формальной логики, в неспособности данных форм  отразить изменяющее сознание в целом (иррационализм, мистицизм, мифология  и т.п.).  Высшая истина марксизму недоступна, его предел относительная истина (Ленин). Эмпиризм   как опытное сознание несет в себе всю ограниченность опыта (А.Н. Муравьев, докторская диссертация «Философия и опыт»). Это все второе и третье отношение мышления к объективности: эмпиризм, материализм, метафизика. 
Прибавление
1. Бесконечная вереница  новых, научных  законов есть следствие рассудочной, формальной логики. В разуме под законом понимается противоречие (Э.В. Ильенков: критерий истины). По – Линькову, наука познает в противоречие только противоположности, а единство противоположностей принимает как данность. Поэтому наука не может познать всеобщий закон, это функция разума, т.к. только разум может познать внутреннее единство внешнего многообразия явлений. Проблема науки не в содержании предмета, а в форме мышления об этом содержании.
2.

Наука
 Позитив:  развивает  опытное единство субъекта и объекта до уровня научного закона как внутренних, существенных всеобщих, необходимых и повторяющихся, устойчивых  связей. Степень единства  возрастает, т.к. это уже не форма воспоминания (что исчезло), а форма закона (что возникло) Это форма уже не разности, не различия, а противоречия субъекта и объекта. Хотя и достигается истинность знания, но это знание относительно.  Научная истина одна, но не полная.   Снимается множество  истин опыта.

Негатив науки: внешняя  разорванность субъекта и объекта сохраняется. Причина   неадекватности  мышления субъекта содержанию объекта в том, что научное мышление определяется только с внешней стороны формальной логикой (А=А). Здесь абстракция общего  (сброс содержания), а не  всеобщего (сбор всего содержания).

3) Искусство
Искусство определяется как чувственная всеобщность, или всеобщая чувственность.
Чувственность — это способность человеческой психики испытывать воздействия внешних объектов и реагировать на эти воздействия с помощью органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Чувства могут быть положительными (радость, счастье, любовь) или отрицательными (гнев, грусть, страх).
Философ Э.В. Ильенков определил всеобщее как то, что имеет  отношение ко всему. По Пармениду – это  другое название Абсолюта (Ксенофан), или всеобщее единство бытия и мышления – абсолютная истина.
Попытка преодолеть (трансцендент) недостатки традиционной науки формой искусства. Здесь интуитивно осознается  бесконечность  формы и содержания  во ВСЕОБЩЕМ. Наука форму и содержание, субъект и объект  разделяет, искусство соединяет в монолите. Если форма и содержание  различаются, то это не искусство. Только необходимо различать творца, потребителя и само произведение искусства. Форма мышления творца и потребителя остается на уровне чувственности, т.к. уровень восприятия всеобщего остается чувственным, а искусство определяется как чувственная всеобщность, или всеобщая чувственность. В этом и недостаток, ограниченность  искусства, т.к. сфера истинности скрывается от чувств, т.е. искусство есть только сфера достоверности, а не истинности.
Прибавление
Искусство
Позитив: снимается разорванность  субъекта и объекта с результатом полного их единства (по определению искусства как всеобщность чувственности). Всеобщность означает  монолит бытия (содержания) и мышления (формы). Абсолютная истина  для творца и потребителя, который осознал идею творца.
 Негатив: Множественность форм выражения  ИСТИНЫ. Но как единая истина в искусстве не выступает, это противоречие. Искусство не достигает  высшей формы истины, оно не знает истину саму по себе, оно знает истину через чувства. Отчасти возвращаемся посредством двух отрицаний к множественности истин опыта.  Содержание истинное, и форма чувственная. В этом и великий недостаток искусства. Форма и содержание искусства всегда ОСОБЕННЫЕ, чувственные. Хотя истина одна, но её образов  в искусстве  потенциально бесконечное число, если идея творца не совпадает с созерцанием  потребителя.

4) Религия       
Бог  есть нечувственная ВСЕОБЩНОСТЬ. В идеале: религия есть нечувственная всеобщность.  Однако верующей  как конечное существо  довольствуется  ограниченной свободой, а не абсолютной как Бог. По Логике А.Н.Муравьев, исходя из определения искусства: религия есть всеобщая ограниченная чувственность, а не как идеал -  нечувственная всеобщность.  
Цель религии - преодолеть  (трансцендент)  недостаток искусства, познать всеобщее (бог) само по себе, не обращаясь к чувствам. Однако  несовершенство формы религиозных представлений несет в себе всю чувственную  сферу. Нет метода, познать всеобщее само по себе в истине, без чувств. Поэтому у  бога как всеобщего все атрибуты  из чувственной сферы (всемогущественный, всемудрый, всевидящий и т.д.).  В итоге, религия со своей стратегической целью не справилась, т.к. не преодолела ограниченность искусства. Здесь трансцендирование не сработало, но цель религии стала отправной точкой для философии.
Прибавление
Религия
Позитив религии: в идеале  религия  снимает  негатив  искусства  по истине (её множественность). В религии, где всеобщее, истинное содержание выступает как само по себе, объективно и независимо ни от какого-то человека и даже человечества. И главное, в религии это истинное содержание выступает как единое содержание, как одно единственное содержание. Это содержание и есть Бог (нечувственное всеобщее) – единая сущность, истина всего сущего. Религия есть знание того, что  эта истина есть, или Бог существует сам по себе, объективно. 
 Негатив религии:  религия не справилась со своей задачей, снять чувственность  искусства. Несовершенство формы религиозных представлений несет в себе всю чувственную  сферу (всемогущественный, всемудрый, всевидящий и т.д.). Нет метода, познать всеобщее само по себе в истине, без чувств. Перехода от достоверности (чувства) к истине не произошло, но попытка была на основании определения Бога.

5) Философия как трансцендент религии, опыта, науки, искусства
Прежде чем размышлять  о философии, необходимо напомнить её суть, т.е. где сфера философии, а где нет  философии.  Философия есть диалектическое мышление в бесконечных понятиях, что конкретно снято из религии и науки.
В религии отрицаем отсталую форму мысли - представление, снимаем бесконечное содержание. В науке отрицаем конечность содержания, снимаем прогрессивную форму мышления – понятие. Так возникает философия как мышление в БЕСКОНЕЧНЫХ ПОНЯТИЯХ
 Используем  для определения философии  авторитетный  профессиональный источник: Е.С. Линьков, Лекции разных лет. Т.1. СПб.: ГРАНТ ПРЕСС, 2021. -494 С.
227 – 228 с

« -Итак, чем же,  в самом деле, занимается философия? Ни чем иным как определением …всеобщей природы мышления… одновременно занимается  всеобщим определением бытия
-Философия  имеет своим предметом всеобщее, которое достигнув всестороннего  развитие в  себе самом, и есть мышление.
-Философия может изучать явления с позиции Всеобщего.
-Разум есть всеобщее познание всеобщего, всеобщее мышление всеобщего содержания.
- Разумное мышление есть высшая  ступень развития человека.
- Всеобщее нуждается в человеке для встречи с собой.
 Разумный человек познает и определяет всеобщее».

Прибавления
Философия 
Позитив: философия  методом диалектики снимает чувственную достоверность религии (и искусства) всеобщего. Так достигли совершенной формы диалектического мышления абсолютного понятия, посредством которого познаем с позиции всеобщего абсолютную истину любого предмета.

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Гегель: Мы определили понятие философии как мысль, которая в качестве всеобщего содержания есть сущее.

А присущее где?

ЛАС: В религии объект есть бог как прогрессивное бесконечное содержание.

А где богочеловек? А в отношении науки - где человек как обьект?

 

 

Аватар пользователя ЛАС

В «Лекциях по истории философии»  Гегель определили философию  как снятии позитива религии и науки.

 

В религии объект  есть Бог как прогрессивное бесконечное содержание, а мышление  на уровне религии -  неразвитое,  в форме представления.  В науке ограниченное, конечное содержание предмета, а форма мышления прогрессивная - это  мышление  в понятиях. Философия снимает  из религии  прогрессивность бесконечного содержания, абстрагируясь от несовершенной формы мышления в представлениях. Философия  снимает  от  науки прогрессивную форму мышления – понятие, абстрагируясь от несовершенства конечности содержания. Так возникает  философия  как мышление  в бесконечных понятиях. Гегель пишет: «…принципом  философии является бесконечное свободное понятие, и все ее  содержание покоится исключительно только на нем» [7, т. 2, с.288].

 

http://philosophystorm.ru/user/gennadii_makeev

А где богочеловек? А в отношении науки - где человек как обьект?

А присущее где?

 А Это уже ваше , т.к. мне это не интересно, речь была о  понятии философии.

 Было бы полезно, если бы вы дали определение философии?