Все течет, ничто не пребывает. Даже если бы от наследия Гераклита Тёмного не осталось ничего , кроме этой фразы - и тогда он бы уже запечатлел себя в веках . Эти четыре слова стОят больше, чем иные библиотеки с их пухлыми монографиями. Тут заключена вся глубина наших глубин, дна которых мы не достигли и теперь . Сидя на берегу моря, и наблюдая , как заходящее солнце гаснет и растворяется в его глубинах, Гераклит, должно быть, мучался вопросом: как же так получается, что Солнце каждое утро вспыхивает на вершинах восточных гор? Может быть, Солнц много, и для нового дня - новое Солнце? Нет, решил Гераклит, Солнце одно, но оно ежедневно меняет свои сущности - так же как мы меняем пальто на халат, а халат меняем на пижаму. Погружаясь в море, Солнце набирается от воды, и двигаясь невидимо, достигает тверди. Здесь Солнце теряет воду и впитывает землю. Когда же Солнце вырывается из объятий Геи - оно наполняется ветрами. Но высшая и неизменная сущность Солнца - это огонь. Огонь царит над всеми сущностями, ибо огонь - само Движение. Должно быть, Гераклит немало набрался от идей огнепоклонников - ведь он завещал своё тело псам на съедение. Но Гераклит не был бы мыслителем, если бы он не превратил миф в систему абстрактных понятий и их отношений. Как теперь считают некоторые, Гераклит стоял у истоков диалектики. Слово это, едва появившись, сразу стало ругательным. Аристотель относился к диалектикам с некоторой брезгливостью. Большой любитель классификаций, он отделяет диалектику от философии, полагая, что только последняя и может претендовать на истину. Иное дело - Платон. Для него диалектика - магистральный путь становления мысли, ибо только "в споре рождается истина". Тут произошла некоторая путаница, принесшая впоследствии немало бед. Нам следует решительно отделить диалектику как метод познания через диалог (а не через текст), от понимания диалектики как динамики объективной реальности. Этой последней мы и займёмся. Историографы философии деляет её на два магистральных направления: идеализм и материализм. Однако, за этим как-то подзабылось, что ещё раньше философия раскололась по другому основанию. Стоило появиться Гераклиту с его изменчивостью (диалектика) и относительностью (релятивизм), как с другого берега большой Средиземноморской лужи послышалось возмущённое кваканье. Знамя борьбы поднял Парменид . И написал он на нём одно слово: Бытие. Бытие сущее, вечное, неделимое, недвижимое, сверхчувственное - настолько въелось в Парменида, что даже отпечаталось в его прозвище, ибо Парменид - не кто иной, как "созерцающий Бытие". Учение его поразило современников свежестью и новизной мысли и увлекло за собой очень многих, несмотря на всю свою необычность (а может, и благодаря ей). Самый известный среди учеников - Зенон; пожалуй, он даже превзошёл учителя. Зенон - автор нескольких возмутительных и восхитительных апорий (парадоксов), которые он придумал, отстаивая учение о Бытии. Об апории "стрела" лучше меня расскажет Дионен Лаэртский: «Заставляет же удивляться следующая загадка: ни одна вещь не движется иначе, кроме как занимая определенное место; но эта самая вещь неподвижна, коль скоро она существует там, где она есть. А следовательно, и стрела летящая не движется». Зенон, сам того не подозревая, открыл главный закон Статики. Сформулируем его. "Каждый объект объективной реальности тождественен сам себе, занимая один объем пространства в один момент времени". Это не просто тождественность понятий, как представляет её Аристотель. Это физическая грубая тождественность объектов - неумолимая и независимая от абстрагирования его нашим мышлением. Если объекты существуют - то они тождественны сами себе. Запомним это. Из закона тождественности объектов вытекает другой важный вывод. Если объект тождественен себе, то он Целый. Быть целым - это существенное свойство объектов. Цельность, однако - не фундаментальное понятие, так как над ним довлеет Единство. Что сие значит? Земля, будучи космическим объектом - и целая, и единая. Но Земля, как планета Солнечной системы принадлежит более широкому единству космических объектов. Солнечная система едина, но не цела. Эту разницу между механическим и органическим единством, должно всегда учитывать в наших рассужлениях. Смешивать органическое и механическое единство запрещено. Едва прикоснувшись к апории Зенона, мы уже извлекли из неё целую горсть алмазов. Но это ещё не всё. Фиксируя стрелу в моменте, мы незаметно впускаем в реальность Небытие - стрела Зенона существует в моменте, но стрела Зенона не летит во времени. Непрерывность замещается дискретностью, а функционирование замещается существованием. Таким образом, отрицая движение, Зенон сосредотачивается на идеальной модели Бытия - модели существования. Но не будем поспешны в выводах, разоблачая очередного интеллектуального мошенника. Зенон ни в чём не виноват. Зенон в своих апориях проявляет универсальную способность всего живого дискретизировать реальность, выделяя её сгустки, и наделяя их качеством Целого. Если бы инфузория не умела дискретизировать - она бы не могла искать добычу и спасаться бегством от угроз. А она это умеет. Исторически так сложилось, что философия пошла по пути наименьшего сопротивления - по пути дискретизация всего и вся. Из философии Бытия естественно и непротиворечиво выросла философия Существования, философия Статики. И мы даже не подозреваем, насколько она глубоко въелась в каждого из нас - даже в тех, кто никогда не открывал книжки, и не знает такое слово: Философия. А Гераклит так и остался Тёмным, непонятым, таинственным - как и его учение.
Комментарии
Застыло время и стрела застыла
И электронам тот же приговор
Всё что было вдруг куда-то сплыло
С сущим бытиё расторгло договор
Возможно Гераклит и прав. Масса покоя вполне может отсутствовать не только у фотонов , но и вообще у всех элементарных частиц.
Логично. Думаете Гераклит узнал об этом от своего Логоса?
Виталий , нет , а вот о "приключениях солнца" Гераклит скорее всего узнал от своего Логоса. Потому что такое только во сне могло присниться. Вот как древний человек мог до этого додуматься? Представьте 4 стихии (энергия , масса , форма и объём). Для Гераклита главная стихия это энергия солнечного огня. Погружаясь в воду ( мир форм ) эта энергия может принять например форму энергии химических связей в дереве. Или форму огня в печке когда сжигают дерево. Погружаюсь в землю энергия переходит в массу. Это же просто Эйнштейн , а не Гераклит! И наконец масса , надуваясь ветрами , приобретает объём. К слову , не надутая ветрами масса вещества нейтронной звезды размером с чайную ложку весит 4 миллиарда тонн.
Насчёт "во сне приснилось" хочу уточнить. Это не обязательно сон со сновидением. Были у меня в жизни два случая, которые очень мне запомнились. Один раз жена сказала мне, что я во сне складывал какие-то числа вслух. Но мне тогда ничего не снилось вроде бы , не видел я никаких снов . И вскоре произошёл второй случай. Жена опять мне сказала, что я так радостно смеялся во сне, как никогда в жизни не смеялся. А мне опять ничего не снилось. Даже обидно стало. Был я один , а стало меня двое. И у одного какие-то секреты от другого.
Скорее не масса, а сосуд. Который наполняется разными стихиями. Но надо же понимать, откуда это взялось. Из противоречия реальности. Солнце невидимо перемещается под землёй. Вот он и вывихнул себе мозг.
Если нечто течёт в потоке в том же направлении, что и поток и со скоростью потока, то оно в этом потоке пребывает...,))
Фактически, утверждая изменчивость, Гераклит говорил о несуществовании неизменных сущностей.
Апория Зенона о стреле сама является следствием идеи о дискретности времени. Если есть дискретный момент времени - то объект действительно тождествен себе в этом моменте, потому что у него нет времени для изменения. То есть его апории — это следствие традиционного представления о времени, а не нововведение Зенона.