3. Эволюция как отбор-и-созидание воплощенных эйдосов

Аватар пользователя Алексей Ивакин
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Очень прошу читать мои очерки об эйдосе в пронумерованном мною порядке: 1, 2, 3. В противном случае, желающим что-то понять сделать это будет трудно.

Вглядимся в то, что стоит на своих основах и опорах, то что у-стой-чиво. Всё, что составляет сущее (в терминологии Платона, - «иное бытия»), постоянно куда-то мчится, меняется, возникает и исчезает. Но если внимательно присмотреться к этой изменчивости, то можно понять, что нечто в ней всегда о-стаёт-ся самим собою, и это нечто и составляет собою идеальный мир, то есть Бытие. Бытие – это то, что является неизменным и завершенным. Хайдеггер постоянно говорит о том, что бытие находится не где-то далеко, а в «самой близкой близи». Бытие - это не иной мир, а тот же самый, но рассмотренный с точки зрения устойчивого и очень важного в нем. Бытие – это со-стояние. Бытие - это сущность сущего, незримо, но устойчиво присутствующая в самом течении и изменении сущего. Но надо иметь в виду, что это – устойчивость динамичная. Как говорится, «хочешь жить – умей вертеться!» Бытие – это то, что, изменяясь (возрастая), остается самим собою.

И то, что, изменяясь в процессе эволюции, остается самим собою (А=А) – это и есть эйдос, то есть идея как единство а) смысла вещи и б) идеала (цели и эталона) своего воплощения. Это – сущность вещи, которая при изменении и развитии вещи остается самотождественной, хотя вначале и выступает всего лишь в качестве возможности, а в конце своего пути - в результате преодоления массы различных препятствий и одоления (отражения) всех «не-приятелей и конкурентов» – уже в качестве действительности, то есть в качестве разумного, идеального воплощения идеи. И при всех движениях и изменениях от атома до космоса и обратно, эйдос всегда и везде остается эйдосом , а его проявление на всех уровнях остается единством способности вещи к идеальному и материальному отражению. Именно так я, современный философ, трактую суть гомеомерного видения мира Анаксагором. Эйдос – это минимум, потенциально равный максимуму и способный стать им. Это то, что касается содержания процесса эволюции. В процессе же инволюции соотношение обратное: максимум «нисходит» до минимума.

Для раскрытия истины бытия важно понять содержательную логику движения, которое призвано постоянно сохранять гармонию космоса. И эйдос – исходное понятие в процессе такого понимания. Эйдос, как изначально и внутренне присущее природе противоречивое отношение (тождество противоположностей), проявляет себя во внешнем противоречивом отношении одного эйдоса с другими, которое можно назвать также противоречием «эйдос – среда». Это то самое противоречие, которое первым увидел и выразил Анаксимандр. Это противоречие в процессе своего обострения и разрешения неизбежно порождает отбор, селекцию. И это – отбор именно таких соотношений единичностей и всеобщего, которые в данных конкретных условиях оказываются наиболее гармоничными. Гармонизации при этом подвергается не только внешнее соотношение «вещь – среда», но и внутреннее сотношение идеи вещи и выражающей ее плоти (вещества). Мало того, внутренняя гармония является одним из необходимых условий внешней гармонизации.

Подчеркнем еще раз:

Внешняя гармония выражается в восприятии данной вещи средою, в приобретении вещью состояния соответствия данной среде.

Внутренняя гармония выражается в наиболее удачном взаимном соответствии смысла вещи и ее идеального эталона.

Вещи, не прошедшие отбора на слаженность своего бытия со средой (а следовательно, и отбора на внутреннюю слаженность идеального и материального) , исчезают в апейроне, то есть в том самом «одном», которое способно как порождать «всё», так и вновь принимать это «всё» в своё лоно.

Я думаю, что философам следует серьезно подумать над вырисовывающимися здесь двумя типами приятия «всего в одно»: отправлением всего неудавшегося на своеобразную переплавку и - благодарным восприятием «всего разумного, то есть действительного». Не последний ли тип восприятия «Одним – всего» имел в виду Платон, произнося следующее: «Мысль Бога питается умом и чистым знанием»?

Я думаю, не стоит пропускать мимо ушей слов Гения, даже если они кажутся нам странными!

***

В заключение своих очерков об эйдосе еще раз напомню моим читателям слова Хайдеггера о том, что прежде, чем говорить о гуманизме или об антропоморфизме, нам следует разобраться с тем, что такое человек.

Этот совет великого философа относится, вообще-то, к любому философскому разговору. Поэтому прежде, чем спорить о классификации эйдосов, нам следовало бы разобраться в том, а что такое сам эйдос. А то ведь, как это и случилось, мы будем спорить о каких-то разных (не в смысле проявления, а в смысле глубинного их содержания), эйдосах.

Связанные материалы Тип
4. Вот он и четвертый очерк об эйдосе Алексей Ивакин Запись

Комментарии

Аватар пользователя Victor

Спасибо, Алексей, порадовали!

Я собственно со всем согласен, а часть, которую не воспринимаю (я, например, не знаю что такое бытие), я просто опускаю в контекст.

Я посмотрел, уважаемый Алексей, вы в геологии (Казахстане) проработали где-то лет 8. А я порядка 16-ти в донецком бассейне. Мы почти коллеги. А поскольку, по моему мнению, сущность человека это Опыт, то и взгляд у нас на эйдос разный (у меня больше практицизма). Но как почитал ваши заметки, не противоположный, а даже наоборот - я во многом с вами согласен.

Вы «профи» в философии, я же любитель. И когда я прочитал философские труды, то единственное, что привлекло меня более всего в философии - это эйдосы. Большое влияние на меня оказал Платон, Прокл и Лосев. В «Античный космос и современная наука» Лосев выдает видение диалектики как «логос об эйдосе», подробно расписывая все пункты исследовательской программы. Это было перед его арестом...
***
Эйдос, по моему мнению, это «место» интеллекта Космоса.
1. И прежде всего его Язык. Ведь как-то идея и воплощение стыкуются? Я просто начал перебирать наследие Антон Павловича Чехова, его рассказы. И когда «раздербанил» часть его наследия, то обратил внимание, что большая часть смысла в них идет по оси «одно» - «многое». Как только эту ось разрываешь, то смысл теряется. Есть такие мысли и у Прокла. Вторая важная особенность - язык кумулятивен. Именно эйдос обеспечивает «тождество бытия и мышления». Не буду утомлять, я это писал в своих статьях.

2. Эйдос конструктивен. У меня есть глубокая убежденность, что все законы развития мира обязательно эйдетические. Другое дело мы не можем их репрезентировать их соответствующим образом (в силу математики и т.п.), поскольку наша экзистенция и онтология практически несовместимы. Только эйдосы способны к эмерджентности. Других кандидатов я не вижу.

3. Эйдос «движок» эволюции. Да, я тоже так считаю, что в механизме эволюции эйдос занимает не последнее место. Именно из-за наличия в нем логики (эйдетической логики). Где самое важное - что логика позволяет осуществлять Выбор, аккумулируя Опыт на любом уровне организации материи. И тут, что интересное - любому уровню организации материи (субъекту) предоставлено эволюцией право самостоятельно найти гармоничный путь развития. За что обычно отвечает 4-й статус эйдоса в системе цикличности.
***

Наши различия незначительны. Я полагаю, что эйдос - это не идеал. И нет «готовых» идеалов. Они достигаются именно как процесс, где эйдос «вынуждает» (а не содержит готовое) принимать оптимизированные формы. Он выступает как эволюционный «воспитатель»! Так и с детьми случается. Кумулятивность эйдоса - это обязанность субъекта испытать на себе Опыт, который формирует Знания:
явления - опыт - анализ - знания - синтез.

Знание это иерархическое структурирование, навигация по которому возможна благодаря существованию эйдоса и осуществляется эйдетически. Знания нельзя «передать». Они по любому должны быть осмысленны («Эйдос это смысл» - Лосев). Да, идею можно «приватизировать», украсть (с минимум затрат). И в этом «усилительное свойство» эйдосов. Мало того, что они утверждают в эйдетической логике:
идентификация - эквивалентность - логический выбор - структуризация - композиция,
что эквивалентность - это сущность логики, но и сам эйдос, как гомологический принцип, становится вершиной операционной деятельности в том же самом смысле эквивалентности как Единства. Если говорить упрощенно, то и единица занимает тот же статус в числе:
полагание - единица - ряд - разряд - представление.

В моих представлениях: и сущность сама по себе, и Логос - масштабированная сущность, имеют свое начало именно в эйдосе. Но исторически, сначала догадались о Логосе...
***
Еще раз благодарю за интересную, для меня, тему!

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Спасибо, Виктор! Не буду пока спорить по поводу того, идеал ли эйдос. Думаю, что мы и здесь с Вами близки, и вопрос лишь в адекватности нашего понимания друг друга. Обязательно скопирую Ваш комментарий: он содержит в себе много интересного. Кумулятивность эйдосов, например. Надо разобраться. Насчет возможности кражи идеи я придерживаюсь мнения Хайдеггера, согласно которому, это можно сделать в сфере науки, но не в сфере философии, поскольку любая философская концепция есть уникальный синтез всех предыдущих концепций, начиная обязательно с античных, и вору такую огромную ношу не унести. А выдернутая из контекста ее "коллективного" обоснования та или иная идея выглядит в руках грабителя явно чужой для него. Я очень рад нашему "приближению" друг к другу. А ведь, помнится, при первых встречах мы разговаривали не очень любезно. Ну, и слава богу, что сложилось взаимопонимание!

Аватар пользователя bravoseven

Виктор Андреевич,

эквивалентность - это сущность логики

Согласен. Но хотел бы уточнить, что вы понимаете под логической валентностью?
Я придерживаюсь лингвистического определения валентности как количества синтаксических связей термина. Таким образом, эквивалентными оказываются понятия с равным количеством и одинаковым качеством предикатов. Тут эквивалентность или валентность, не знаю как правильней, выступает метрикой тождества и действительно может служить основанием логики. Смущает, что при таком основании эйдосу в логике не остаётся места. Не может же у неё быть двух взаимоисключающих оснований одновременно: динамичного тождества и статичного эйдоса. Или думаете, может?

Аватар пользователя Victor

Для "Браво".
Я согласен и с вашим определением эквивалентности, хотя ранее такого не встречал. Можно отослать вас к Вики.
Для меня важно положение Лосева, что эйдос сам себя и определяет. То есть он, ИМХО, абсолютная система онтологических координат. Другой я просто не вижу кругом и если вы мне укажите - буду благодарен.

Я на эквивалентность смотрю прежде всего как на симметричный оператор присвоения идентификатора объекту при образовании сущности. Т.е. в конструктивном плане, поскольку логика у меня - это прежде всего преемственность в конструировании.

Сущность эйдоса динамики материальной точки - скорость. Это эквивалентность в отношении ds/dt. Не важно, какие значения будут принимать интервалы времени или расстояния - сущность остается сущностью.
Сущность, это и не расстояние и не время, это некий событийный инвариант (В. Пан).
Поскольку, к примеру, далее в эйдосе уже и нет расстояния:
dm/dt – mV – m(dV/dt) – mVV/2 – mV(dV/dt)

"Страдания" классической логики в том, что у нее нет исходного организационного инварианта. И что бы определить нечто "нижележащее" она пользуется "набором подручных средств" (рефлексивность, симметричность, ассоциативность) - по типу "три в одном".

Не может же у неё быть двух взаимоисключающих оснований одновременно: динамичного тождества и статичного эйдоса. Или думаете, может?

Уверен - может! Но пока это долго объяснять. Сорри!

Аватар пользователя bravoseven

Виктор Андреевич,

эйдос ... абсолютная система онтологических координат. Другой я просто не вижу кругом и если вы мне укажите - буду благодарен.

А как же кантовские пространство и время? Вы же сами используете эти координаты, когда пишете ds/dt.

логика у меня - это прежде всего преемственность в конструировании

У меня аналогично. Поэтому обратный ход по цепочке преемственности должен, если это логика, приводить к общему для всякого мышления, например к тождеству. Эйдос же никак не общий всякому мышлению, чему свидетельством хотя бы наше с вами разногласие по нему.

далее в эйдосе уже и нет расстояния

Как же нет, когда есть? В снятом виде расстояние присутствует в скорости.

"Страдания" классической логики в том, что у нее нет исходного организационного инварианта.

Не знаю, какую логику вы считаете классической, но аристотелевская исходит из закона тождества. Ничего "нижележащего" в логике нет, а "набор подручных средств" лежит всяко выше.
На беду я никак не могу представить себе эйдетическую структуру мозга (по меньшей мере пять жёстко связанных нейронов), а тождественную (один нейрон) могу легко.

Аватар пользователя Victor

Браво:
В снятом виде расстояние присутствует в скорости.

Извините Браво, но мне эти гегелевские рассуждения не интересны. (Вдумайтесь хотя бы в то, почему расстояние не присутствует в релятивистком коэффициенте СТО, а отношение квадратов скоростей).
В отношении пяти нейронов - могу вам только посочувствовать. Так и не понял, что вы этим хотели сказать. Да и не интересно.

Аватар пользователя bravoseven

не интересно

ОК, всё равно спасибо.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Алексей Аркадьевич! Вы пишите:
<<Поэтому прежде, чем спорить о классификации эйдосов, нам следовало бы разобраться в том, а что такое сам эйдос. А то ведь, как это и случилось, мы будем спорить о каких-то разных (не в смысле проявления, а в смысле глубинного их содержания), эйдосах.>>

Концепты "эйдос" и "логос" надо переводить (интерпретировать) на современный язык с учетом проблем фундаментального знания - математики и физики, переживающих свой "кризис интерпретации и репрезентации", "кризис понимания.
В моей концепции "фундаментальной онтологии" (онтотопологии) "логос" - метазакон или "закон законов".
"Эйдос" или "протоэйдос" - структура первопроцесса Универсума, репрезентированная в простейшем мета-математическом символе.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Уважаемый Владимир! В Вашем сайте, я не нашел Ваших работ, посвященных фундаментальной онтологии. При всей своей чертовской занятости и дефиците оставшегося времени, я бы с удовольствием познакомился с Вашими идеями. Если, конечно, смогу еще их понять. Подскажите, где найти Ваши труды (проморгал, наверно?). Очень рад нашим новым встречам.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Алексей Ивакин пишет: ... Подскажите, где найти Ваши труды (проморгал, наверно?). Очень рад нашим новым встречам.

 

Алексей Аркадьевич! В предельно сжатом виде в двух эссе "Парадигма части vs Парадигма целого... Абсолютная порождающая структура" (в разделе "Топология бытия") и второе "Возвращение Логоса: Онтологичесмкая память-Информация - Время" все на портале "Элементы" http://elementy.ru/blogs/users/ideabank/

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Спасибо, Владимир! Скопировал, начинаю читать.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

В.Рогожину.
Уважаемый Владимир! То, что я смог понять в Ваших заметках и статьях, я понял. Главное, о чем я уже, мне помнится, говорил Вам – это полная конгениальность наших с Вами образа мышления и его направленности. Учитывая то, что в таком же направлении осуществляются поиски уже многих ученых и философов, я делаю важный вывод: в наше время стремительно меняется парадигма философствования. И это является спасающим Ответом на чрезвычайно серьезные губительные для человечества Вызовы нашей погрязшей в противоречиях (даже - в антиномиях) эпохи.
Очень важны и интересны Ваши выводы о том, что диалектика является единственно правильным способом мышления, о чрезвычайной необходимости серьезного реконструирования теории информации, о наличии и потребности обоснования так называемой онтологической памяти, о необходимости исследовании внутреннего содержания Логоса как исходного закона Космоса и т.д.
И в то же время единство есть единство многообразного. Поэтому чрезвычайно важным считаю я именно специфическую особенность следования мысли ученого в согласии с направлением Логоса Бытия. Вполне справедливо Вы настойчиво повторяете философский завет Д.Уилера: «Философия слишком важна, чтобы оставлять ее на откуп философам». Философия бывает не только созидательная, но и разрушительная. И очень часто это бывает потому, что она отстает или даже отрывается от обоснованных выводов современной ей науки.
Несколько позже я (в форме или комментариев в Ваших блогах или же в форме специальной статьи – в своих) проанализирую и те непринципиальные, на мой взгляд, расхождения, которые существуют между нами. Возможно, такие аналитические заметки окажутся полезными Вам в Ваших размышлениях.
Глядя на Ваш портрет, мне всегда хочется произнести слова Окуджавы: «Не оставляйте, стараний маэстро, не убирайте ладони со лба!»

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Спасибо, Алексей Аркадьевич, за понимание основных положений моей концепции и ее направленности...
Заостренность мысли на "эйдосе", уверен приведет в пониманию его на современном языке науки как "структуры" (сущностной, онтологической) и далее как онтологической (структурной) памяти - меры бытия целого, "души материи". Затем - "схватывание" и построение абсолютной (безусловной) порождающей структуры Универсума и абсолютной системы координат. То, что дает наблюдаемую устойчивость мира и порождение все новых и новых структур (в том числе и идеальных) - "творческую эволюцию".
Готов подискутировать по положениям, где есть расхождение...

Аватар пользователя boldachev

Алексей Ивакин:

И то, что, изменяясь в процессе эволюции, остается самим собою (А=А) – это и есть эйдос

Тут я вижу какие-то проблемы с трактовкой понятия эволюция: а что же происходит с эйдосом, когда появляется новое? Ведь эволюция это не изменение существующего, а прежде всего, появление нового, так?

Аватар пользователя Евгений Волков

boldachev пишет:

Алексей Ивакин:

И то, что, изменяясь в процессе эволюции, остается самим собою (А=А) – это и есть эйдос

Тут я вижу какие-то проблемы с трактовкой понятия эволюция: а что же происходит с эйдосом, когда появляется новое? Ведь эволюция это не изменение существующего, а прежде всего, появление нового, так?

 

Проблемы не страктовкой, а с головой. Описывается то, что даже разумный человек помыслить не должен. Эйдос это такая же глупость как Абсолют.

Аватар пользователя Доген

Ну Волков, погоди! За Абсолютот оветите абсолютно!

Аватар пользователя Евгений Волков

Доген пишет:

Ну Волков, погоди! За Абсолютот оветите абсолютно!

 

Ни как от праздников не отошли Михаил?

Аватар пользователя Доген

Евгений Волков пишет:

Доген пишет:

Ну Волков, погоди! За Абсолютот оветите абсолютно!

 

Ни как от праздников не отошли Михаил?

 

Хуже, они еще не закончились!

Аватар пользователя Евгений Волков

Доген пишет:

Евгений Волков пишет:

Доген пишет:

Ну Волков, погоди! За Абсолютот оветите абсолютно!

 

Ни как от праздников не отошли Михаил?

 

Хуже, они еще не закончились!

 

Удачи!

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Не напоминает ли вам, Доген и Волков, ваше поведение действительно крики непротрезвевших незванных гостей, забежавших в хату и, не поздоровавшись и не перекрестившись на образа, начавших без-умно веселиться на глазах изумленных дорогих хозяину гостей?

Аватар пользователя Доген

Алексей Ивакин пишет:

Не напоминает ли вам, Доген и Волков, ваше поведение действительно крики непротрезвевших незванных гостей, забежавших в хату и, не поздоровавшись и не перекрестившись на образа, начавших без-умно веселиться на глазах изумленных дорогих хозяину гостей?

 

Вы забыли упомянуть - мы с Волковым должны были пасть на колени и на брюхе прополти к вашему Трону несуразности мифического дома "Истины Бытия".

Радует одно - наконец-то вы признали и краем уха задумались о единстве материального и идеального, о Едином Сущем.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Отвечаю Болдачёву:
Приобретая в своей эволюции новые, все более развитые формы, эйдос остается эйдосом, то есть единством материального и идеального (отражения). И в этом сохраняющаяся в эволюционном процессе суть Бытия.
Хочу, однако, заметить: удивительным же образом, Александр, Вы процитировали меня! Вы «отрезали» предшествующие и последующие мои слова, поясняющие то, что Вы соблаговолили оставить. А без этих «отрезанных» слов остались, конечно, одни лишь «проблемы с трактовкой», что, похоже, так и развеселило Евгения Волкова.
Отмечу, кстати, и другой парадокс: статистика просмотров моих очерков об эйдосе такова: первый очерк на данный момент просмотрело 34 человека, второй – 51, третий – 91 человек. Спрашивается: можно ли что-нибудь понять, читая лишь конец произведения?

Аватар пользователя boldachev

Алексей Ивакин:

Хочу, однако, заметить: удивительным же образом, Александр, Вы процитировали меня! Вы «отрезали» предшествующие и последующие мои слова, поясняющие то, что Вы соблаговолили оставить.

Я процитировал именно тот фрагмент текста, по которому задал вам вопрос (то, что было по тексту позже или раньше меня в данном комментарии не интересовало). Некорректность цитирования может быть зафиксирована только в случае приписывания вам некоторой мысли, некоторой позиции... я лишь попросил вас пояснить конкретную вашу фразу: "то, что, изменяясь в процессе эволюции, остается самим собою (А=А) – это и есть эйдос". Поскольку ваш ответ не нарисовал для меня полную картину, то задам уточняющие: в процессе эволюции появляются новые вещи, так? что в данном случае "остается самим собою (А=А)"? или так: есть ли у новых вещей эйдосы?

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Я вынужден Александр, привести фрагмент из своего текста, чтобы показать, что ответить на Ваш вопрос можно, всего лишь перефразировав (но зачем это делать?) то, что уже было сказано мною перед и после вырезанного Вами фрагмента (выделяю его полужирным шрифтом):
"Бытие - это не иной мир, а тот же самый, но рассмотренный с точки зрения устойчивого и очень важного в нем. Бытие – это со-стояние. Бытие - это сущность сущего, незримо, но устойчиво присутствующая в самом течении и изменении сущего. Но надо иметь в виду, что это – устойчивость динамичная. Как говорится, «хочешь жить – умей вертеться!» Бытие – это то, что, изменяясь (возрастая), остается самим собою. И
то, что, изменяясь в процессе эволюции, остается самим собою (А=А) – это и есть эйдос,
то есть идея как единство а) смысла вещи и б) идеала (цели и эталона) своего воплощения".
Неужели трудно, например, понять, если мы скажем, что, создавая из себя новые и новые формы - растения, насекомых, пресмыкающихся, млекопитающих и даже человека, жизнь при этом продолжает оставаться жизнью? А ведь это, как говорится, из той же оперы. Точно то же я и имел в виду, но уже в более широком масштабе: неизменяющимся по своей сути, то есть всегда остающимся единством материального и идеального способов отражения, является многообразное по формам проявления этого единства - Бытие.

Аватар пользователя Пермский

Алексей Ивакин, 7 января, 2014 - 00:42
"Бытие - это не иной мир, а тот же самый, но рассмотренный с точки зрения устойчивого и очень важного в нем. Бытие – это со-стояние. Бытие - это сущность сущего, незримо, но устойчиво присутствующая в самом течении и изменении сущего. Но надо иметь в виду, что это – устойчивость динамичная. Как говорится, «хочешь жить – умей вертеться!» Бытие – это то, что, изменяясь (возрастая), остается самим собою. И
то, что, изменяясь в процессе эволюции, остается самим собою (А=А) – это и есть эйдос,
то есть идея как единство а) смысла вещи и б) идеала (цели и эталона) своего воплощения"

Бытие есть единство статики и динамики, неизменности и развития мира и его предметов, вещей.
Очевидный пример, демонстрирующий такое понимание бытия, - это онтогенез живого организма. Бытие организма не сводится к фиксации его статических состояний: вначале был семенем, затем ростком-зародышем, подростком, зрелой особью с новыми семенами будущих организмов. Бытие и есть Жизнь организма от рождения к взрослению, плодоношению и до перехода к новым циклам Жизни в единстве всех статических со-стояний, в неотъемном развитии, без чего нет Бытия-Жизни. Предмет в его бытии-жизни не сводится к какому-то одному из своих состояний (ростку, подростку, взрослой особи). Он есть единство всех со-стояний и потому А = А подразумевает всю жизнь предмета.
Выйдем за рамки жизни предмета-индивида к бытию предмета-биоса. Бытие этого предмета составит единство всех со-стояний Жизни-Эволюции БИОСа от протоклетки до сегодняшней биосферы, понимаемой как единство всего живого на Земле. И здесь в формуле А = А бытие живого будет представлено всей эволюцией живой природы на Земле.

Аватар пользователя Доген

д-П. Осталось сделать заключительный шаг или, как вещает Вфизик, вбить последний гвоздь в точку.

Прежде чем состоялась протоклетка, спускаясь по канату эволюции, мы обнаружим молекулу, протомолекулу, атом и протоатом ... остановимся на так называемой неживой природе и обозначим ее А; из этого А волею случая образовалась живая природа со всеми элементами неживой природы и потому мы вправе обозначить живую природу также буквой А и в итоге - А=А что есть Симбиоз неживой и живой природы, Единство Бытия, Единство Сущего, Единство Видимого(эйдоса), т.е. Вселенная есть Симбиоз - что и требовалось доказать.

Аватар пользователя Пермский

Доген, 7 января, 2014 - 13:43
... в итоге - А=А что есть Симбиоз неживой и живой природы, Единство Бытия, Единство Сущего, Единство Видимого(эйдоса), т.е. Вселенная есть Симбиоз - что и требовалось доказать

Дорогой Доген! Поздравляю Вас! Вы всё прекрасно понимаете и не мне Вас учить.
С Рождеством Христовым!

Аватар пользователя Доген

д-П. И пусть это Рождество не будет последним!

БлагоДарю.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Да, Александр Леонидович, первый закон формальной логики как воплощение рассудка работает в любой выделенной из общего контекста и зафиксированной системе. И в этом смысле он относителен. Но нам-то важно рассмотреть самотождественность Бытия как такового. И в таком случае этот закон приобретает абсолютность. И приходится думать о том, в чем же содержательно заключается эта абсолютность.
Я думаю, что плодотворным, в этом смысле, является только то направление, которое называется объективным идеализмом. Однако недостатком его различных вариантов была и есть лишенная динамики субстанция. Гегель придал субстанции динамику и показал ее развитие как превращение объекта в субъект. Действительно, похоже на жизнь растения. Но это – как бы растение, изъятое из биосферы и посаженное в горшочек. И поэтому я считаю, что учение о ноосфере дает нам шанс решить эту застарелую логическую проблему. То, что у Платона называется Идеей Блага, а у Гегеля - Абсолютной Идеей, я предпочинаю именовать актуально бесконечной Ноосферой. И стараюсь диалектически соединить ее с непосредственно данной нам потенциально бесконечной ноосферой. У Тейяра такое миропонимание в определенной форме уже имеется. Одним словом, для меня ясно, что без признания диалектического единства этих двух форм Разума - вечно становящегося и Абсолютного - у философов ничего логически вразумительного не получается и не получится. А это их единство должно быть осмыслено как А=А, но уже в контексте «снятия» и присутствия рассудка в составе разума.

Аватар пользователя boldachev

Уважаемый Алексей Аркадьевич!
Спасибо за ответ, но все же не было никакой необходимости приводить большой фрагмент вашего текста - в нем нет ответа на мой вопрос ("в процессе эволюции появляются новые вещи, так? что в данном случае "остается самим собою (А=А)"? или так: есть ли у новых вещей эйдосы?"). То, что с появлением нового биологического класса ничего особенного с эйдосом бытия и жизни не произошло - это банальность. Я спрашивал не об этом. Попробую пояснить в чем проблема вашего подхода к эволюции подробнее.

Вы наделяете эйдосами все вещи ("непреходящим принципом, является единство материального и идеального, в своей целостности образующих эйдос (сущность) любой вещи...") и не отрицаете появление новых вещей, значит и должны фиксировать появление новых эйдосов. Вот я и спрашиваю как соотносится факт появления эйдоса (и откуда?) с утверждением неизменности эйдосов. Как может эйдос оставаться самим собой, если до определенного момента его не было вообще? Тут же следует уточнить как соотносится это "остается самим собою (А=А)", с ранним вашим тезисом "развитие любого эйдоса до его идеального состояния (идеальное идеального)"? То есть эйдосы все же не тождественны себе во времени?

Не очень ясно и использование понятия "отбор" в вашем тексте. Заголовок нам обещает, что речь пойдет об отборе эйдосов ("отбор-и-созидание воплощенных эйдосов"), а в тексте мы читаем только об отборе вещей (вещи, не прошедшие отбора...). Можно, конечно, вспомнить ваш тезис, что эйдосы есть у каждой вещи, но при этом вы, наверное, имели в виду эйдосы видов/классов вещей, а не индивидуумов. Ведь не будем же мы каждой особи популяции, каждому стулу приписывать собственный эйдос? (или будем?) А отбору подвергаются именно индивидуумы, а не виды: отобрать можно наиболее удачный стул из всех сделанных стульев, но не эйдос стола, по сравнению с эйдосами шкафа, дивана, тумбочки.

Итак, еще раз уточняю вопросы: (1) откуда берутся эйдосы новых вещей, если вы констатируете неизменность, самотождественность эйдосов? (2) каким образом может реализовываться отбор эйдосов?

Аватар пользователя Сергей Борчиков

Болдачеву и Ивакину

Вернулся из маленького отпуска, прочитал, как советует А.А.И. все три части об эйдосе, и больше всего зацепил интересный вопрос Болдачева: «Как соотносится факт появления эйдоса (и откуда?) с утверждением неизменности эйдосов».
Начал писать мой вариант ответа, но он неожиданно получился большим, концептуальным и отличающимся от представлений А.А.И., так что, чтобы не нарушать перманентность изложения Алексея Аркадьевича, пришлось его дать в своей ветви - http://www.philosophystorm.ru/sergei_borchikov/4889#comment-75279

Аватар пользователя boldachev

Уважаемый Алексей Аркадьевич!
Меня не очень интересует проблема эйдосов, или, точнее, скажу так: я не использую это понятие в своих рассуждениях, хотя прекрасно понимаю необходимость его в других философских построениях. Однако я много времени посвятил изучению проблем эволюции (Новации, 2007) и ваш текст "Эволюция как отбор-и-созидание воплощенных эйдосов" заинтересовал меня именно с этой стороны. Ответьте, пожалуйста, на заданные вам в предыдущем моем комментарии вопросы или хоть как-то отреагируйте.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Уважаемый Александр, меня эволюция интересует только с точки зрения того, может ли она быть ортогенезом, то есть направленным развитием, сознания. Мне кажется, что может. И если это на самом деле так, то это - очень здорово: ведь у человечества, если оно сейчас опамятуется, впереди большое и славное будущее. Основываюсь в своих логических интерполяциях я на выводах Дж.Дана, Анри Бергсона и Тейяра де Шардена. И поэтому на все Ваши вопросы я, не будучи специалистом в этом деле, могу ответить только их словами. В.И.Вернадского, к сожалению, ортогенез не интересовал.

Аватар пользователя boldachev

Спасибо.
По сути, во многом мои вопросы просто призывают вас быть более точными в терминологии при рассуждении на тему эволюции, то есть согласовать различные утверждения об эйдосах: меняются ли они или не меняются? возникают ли новые? и т.д.

меня эволюция интересует только с точки зрения того, может ли она быть ортогенезом, то есть направленным развитием, сознания.

А разве это проблема? А разве просто хронально-феноменологический анализ не демонстрирует, что эволюция мира и есть эволюция "сознания" или, точнее, эволюция адаптивности, разумности, интеллектуальности? Да, есть проблема описания (научного, философского) этой эволюции, но не проблема ее явленности.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Алексей Ивакин пишет:

... меня эволюция интересует только с точки зрения того, может ли она быть ортогенезом, то есть направленным развитием, сознания. Мне кажется, что может. И если это на самом деле так, то это - очень здорово: ведь у человечества, если оно сейчас опамятуется, впереди большое и славное будущее. Основываюсь в своих логических интерполяциях я на выводах Дж.Дана, Анри Бергсона и Тейяра де Шардена. ..

 

Алексей Аркадьевич! Свои исследования я как раз начинал в 1989 году с идеи ортогенеза. Толчок к исследованию дал именно Тейяр де Шарден ("Феномен человека").
Вспмните у него:

"На протяжении более 500 миллионов лет в клеточном мире поднималась психическая “температура”. От пласта к пласту нервные системы все более усложнялись и концентрировались. В конечном счете у приматов сформировалось столь замечательное гибкое и богатое орудие, что непосредственно следующая за ним ступень могла образоваться лишь при условии полной переплавки и консолидации в самой себе всей животной психики. Но развитие не остановилось, ибо ничто в структуре организма этому не препятствовало. Антропоиду, “по уму” доведенному до 100 градусов, было добавлено несколько калорий. В антропоиде почти достигнувшем конуса свершилось последнее усилие по оси. Это было достаточно, чтобы опрокинулось внутреннее равновесие. То, что было лишь центрированной поверхностью, стало центром. В результате малого “тангециального” прироста “радиальное” преобразовалось и как бы сделало скачок вперед, в бесконечность. Внешне почти никакого изменения в органах. Но внутри - великая революция: сознание забурлило и брызнуло в пространство сверхчувственных отношений и представлений и в компактной простоте своих способностей оно обрело способность замечать самое себя

Кратко у меня мой вариант ортогенеза сознания представлен в "Бытие и Закон. ОнтоТопоЛогия"
http://www.ontotopology.ru/st_rus.php

Картинка (график, нарисованный "вектором сознания") интересная получилась - сознание "протогеометра" (Гуссерль "Начало геометрии") за 2,5 млн. лет - то в зоне негэнтропийной фазе, то в "энтропийной", но "спираль" с поворотами и "падениями" все время сжимается. Итог сжатие за период - рождение нового человека. Последний период homo sapiens - 40-45 т.лет. Падение в страну "эго" идет порядка 10 т. лет с момента оседлания лошади ("кентаврическая эпоха")...

Аватар пользователя boldachev

Посмотрел http://www.ontotopology.ru, глянул в литературу - там нашел свою первую статью (2001 года): 158. Болдачев А. Антропный принцип и эволюция // www / :) Позже она доросла до книги Новации. Суждения в русле эволюционной парадигмы - просматривали?

Аватар пользователя Алексей Ивакин

To boldachev.
Простите, Александр! Признаюсь, точностью и доскональностью не отличаюсь и очень завидую тем, кто обладает такими свойствами. Постараюсь посмотреть Ваши работы и записи в блогах и высказать по поводу их свое мнение. Вы имеете право требовать это. По крайней мере, в книге, над которой я сейчас работаю, я это сделаю обязательно

Аватар пользователя boldachev

С точностью и доскональностью не так все просто ))) Чаще всего их отсутствие только помогает донести мысль, вернее, не вызывает автоматического отторжения, неприятия логически строгих выводов. Поэтому уверен, что читателей и почитателей у вас больше, чем у меня. Спасибо. Успехов.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Спасибо, Александр! Вы меня вдохновили!

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Уважаемый Владимир! Только что взглянул на рекомендованную Вами Вашу работу и отправил ее в закладки. Через несколько дней обязательно прочту. Вижу, что обсуждение моих черновых заметок идет, слава богу, активно. Появилась даже возможность составлять список работ, которые следует проанализировать, а потом в окончательном тексте выразить свое к ним отношение. Спасибо!
Я рад, что Вы тоже "тейярдист". Я уже где-то опубликовал, что несомненно пришла пора "разгерметизировать" великого ученого и философа Тейяра де Шардена, которого как материалисты, так и клерикалы подвергли, и очень успешно для себя, настоящей обструкции.

Аватар пользователя Доген

Эволюция термина Эйдос - вид, образ, видимое, то что видно, конкретная явленность, конкретная явленность абстрактного;
эйдические науки - науки о сущности в противоположность наукам о внешних фактах.

Начиная с видимого понятие Эйдос переходит в понятие конкретную явленность абстрактного;

Придавая Эйдосу понятие сущность и сущности всего сущего, связывая это с бытием, философ достигает высшего уровня абстракции, и ничего более.

Если вы действительно последователь Хайдегера, так и займитесь человеком.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Алексей Аркадьевич!

Прочитал название: "Эволюция как отбор-и-созидание воплощенных эйдосов" — и, почему-то, вспомнил офорт Франсиско Гойи. «Сон разума рождает чудовищ», из цикла Капричос,

А кто хочет «разобраться с тем, ЧТО такое человек», не различая его от "вещи" — никогда не понять человеческой сущности, а значит и Бытия.

«Итак, если философия усиливается изъяснить явления предлежащего нам или открывающегося в нас мира из идеи и посредством идеи, если она рассматривает явления мира как откровения или воплощения мысли, если для нее идея есть источник, основа, закон и тип являющейся действительности, то в этом направлении она пытается уяснить и обосновать то миросозерцание, которого зачатки находятся во всякой человеческой душе и которое необходимо предполагается религиозною и нравственною жизнию человечества». (Идея. Философские произведения. П.Д.Юркевич).

ЕС

Аватар пользователя Алексей Ивакин

В сотый раз поясняю, Евгений Васильевич, что слово "вещь" (res) я употребляю не в смысле неживой вещи, а в смысле отдельного элемента в пространстве и во времени. Можно говорить, как о синонимах вещи, - об объекте, о предмете, о системе, об элементе, но мне эти термины по разным причинам не подходят.
Так что Вы, неумышленно или умышленно, но прибегаете к софизму, заявляя, что я не различаю человека от "вещи", но при этом подсовывая мне эту самую "вещь" не в том смысле, в каком ее употребляю я. Выделив на эволюционной траектории (с точки зрения развития способов отражения мира) место человека, как некоей закономерной точки, я затем в своих публикациях максимально развертываю эту "точку", доказывая, что предмет антропологии распространяется на весь эволюционный процесс, в котором мы можем выделить этапы а)предпосылки и предыстории человека, б) социальной истории и в)ноосферы как истории истинного человека.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Извините Алексей Аркадьевич, возможно, что я не очень внимательно читал Ваши рассуждения и не заметил в них отождествления понятий "вещь" и "человек". Но, у меня язык не поворачивается назвыать человека "вещью".

В моем понимании косная материя, живое и челоаек — имеют принципиально различную сущность. Никакими изменениями, никакой "эволюцией" никогда косная материя не сможет стать живой, а животное человеком. Поэтому, Ваше высказывание во 2-й статье о «дебилах и олигофренах» очень неудачное. Это доказывает своей практической деятельностью Жан Ванье (фр. Jean Vanier), — известный канадский педагог и общественный деятель, основатель международной гуманитарной организации «Ковчег», которая оказывает помощь людям с проблемами умственного развития.
При любом заболевании человек остается человеком и об этом нельзя забывать.

Стремление к своему абсолютному идеалу, свойствкнно человеку и может быть реализовано только в его личной духовной работе над собой, а "эволюция" ничем не может помочь ему на этом пути.
Абсолютно каждый человек имеет возможность стать прекрасной личностью. Но, в духовном падении люди иногда становятся страшнее животных.
Так было 40000 лет назад, такая возможность существует сегодня, так будет и в далеком будущем.
Человеческая история свидетельствует об этом.

ЕС

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Да, Евгений Васильевич, Вы абсолютно правы в том, что даже безнадежно, казалось бы, больного человека нельзя ставить на одну доску с животными. А я, напротив, глубоко неправ и признаю свою ошибку. Если это у меня в основном тексте, то я, с Вашего позволения, уберу этот свой "ляп".
Что же касается происхождения человека, то я как раз горжусь тем, что сделал попытку соединить воедино эволюционизм и креационизм, посчитав, что эволюционный процесс как главное оружие Логоса и есть процесс Божественного творения человека.
Боюсь, что "далекого будущего" у человечества может и не случиться, если оно не поймет своего места в общем эволюционном преобразовании Природы и активно не изменит нацеленность своего бытия. Дело не в том,что человек не может "стать прекрасной личностью" вопреки условиям своей жизни, а в том, чтобы создать прекрасные условия для массового становления таковыми личностями большинства людей. Жалко слабых (не-героических) людей, которые очень хотели бы стать и быть приличными людьми. Мой давний приятель, переехавший жить из Сибири на юг России, сказал как-то, что "кругом сплошная Кущевка". Не знаю, насколько он прав, но хорошо ли это будет, если мы в условиях , когда человека насильно и нагло делают не-человеком, будем ему, тем не менее, говорить, что "абсолютно каждый человек имеет возможность стать прекрасной личностью"? Не издевательством ли покажутся людям такие слова? Я, как Вы знаете, уверен в том, что только широкое внедрение компьютерной информационной техники, сделав наш мир "прозрачным", создаст защиту для большинства людей. И я прошу всех смотреть на эту возможность как на Божью благодать, ибо массовое появление на свет совершенной информационной техники входит в эволюционную "программу" Логоса.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Уважаемый Алексей Аркадьевич!

1. Сто раз был прав Протагор сказав: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Именно в человеке сосредоточено: косная материя и живое, трансцендентное, идеальное и материальное.
Человек — цель Бытия, а Бытие зависит от Человека и нуждается в нем. Бытие живет и развивается до появления Человека и, с его появлением, как с Царем Природы.
Наблюдая ребенка, мы говорим о его развитии, имеющем цель и смысл (иногда неосознанный) а не о бесцельной и бессмысленной «эволюции» его.
Развитие — целенаправленный органический процесс жизни, а не механическая реализация «программы».

2. Факты свидетельствуют против Вашего утверждения: — "…эволюционный процесс как главное оружие Логоса и есть процесс Божественного творения человека".

Человек никак не мог возникнуть в результате эволюционного процесса, а только одномоментно, причем все человечество сразу и в «готовом виде».

Вот, на основании чего я это утверждаю:

* Пусть «случайно» родился «первый» человек, но развиваясь вне человеческого общения он не сможет стать человеком (дети «маугли» свидетельствуют об этом).

* Пусть «случайно» родился «первый» человек, который обладает способностью говорить и мыслить, но совершенно невозможно вне человеческого сообщества, научить кого-то другого говорить и мыслить.

Научить можно слову, как определенному сигналу или имени конкретной вещи, но не знаку понятия.
Если сказать: на этот стол — «стол» и на другой стол — «стол», то только запутаешь, какой же из этих предметов действительно «стол»?, а не объяснишь абстрактное понятие «стол».
Без общения язык забывается, а способность к мышлению деградирует, они просто невостребованы для такой жизни, вполне достаточно и рефлексов (случаи с «робинзонами» свидетельствуют об этом).

Язык и мышление могут "жить" только в человеческом сообществе, состоящем из достаточно большого количества людей (деградация и вымирание небольших изолированных племен свидетельствуют об этом).

Думаю, что существует и какое-то минимальное (но. при этом, достаточно большое) количество слов и понятий, изначально понятных большинству людей сообщества, обеспечивающее возможность их дальнейшего «функционирования» и развития.

ЕС

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Уважаемый Евгений Васильевич! Ваша точка зрения мне понятна. Меня она не устраивает, поэтому я и ищу других логических и фактологических доказательств. А.И.

Аватар пользователя Евгений Силаев

Я Вас понял.
Спасибо,
ЕС

Аватар пользователя deutsch

Алексей Ивакин:"прежде, чем говорить о гуманизме или об антропоморфизме, нам следует разобраться с тем, что такое человек."

Пока Вы будете разбираться с тем, что такое человек, гуманизм уже никому не потребуется. Не к кому будет его проявлять.

Аватар пользователя Алексей Ивакин

Уважаемая Маргарита (deutsch). Я же не говорю, что надо придумать отсутствующее знание. Надо другое: любому, говорящему что-либо о человеке, не следует считать содержание этого понятия чем-то простым и очевидным, а следует хорошенько разобраться в существующих философских суждениях о человеке. Мне лично кажется, что для этого достаточно познакомиться хотя бы с некоторыми работами Н.А.Бердяева, М.Хайдеггера и А.А.Хамидова о гуманизме.
Всего Вам доброго! А.Ивакин.
P.S. Но в принципе Вы правы: надо спешить!