Мой взгляд на брадобрея

Аватар пользователя yaznaschur
Систематизация и связи

Встречаю свсем разные разрешения парадокса о брадобрее, в том числе, на мой взгляд "странные" и недостаточно убедительные. Поэтому привожу собственный взгляд на эту задачу.

I. Формулировка

"Брадобрей бреет всех в городе, кто не бреет себя сам". Бреет ли себя брадобрей?

Если бреет, то первое высказывание ложно. Если не бреет, то он попадает под область определения, и, значит, бреет и себя, и, зачит, первое высказывание снова ложно.

=========================

II. Разбор ситуации.

1. Что значит "НЕ бреет себя сам"?

Это значит, к примеру, что человек никогда не срезал бритвой ни единого волоса со своей головы.

2. Итак, есть множество людей X1, X2... Xn.

Часть из них удовлетворяет условию "НЕ бреет себя сам",

а часть - не удовлетворяет.

3. Пусть человек X1 - удовлетворяет условию "НЕ бреет себя сам".

Что произойдет, если в тот момент, когда брадобрей начнет брить человека X1, он вытащит из кармана бритву и срежет себе прядку с бороды?

(По идее, должна прийти чиновница-логик, закричать - "АНАФЕМА", и отобрать у брадобрея лицензию на бритье человека X1.)

Что произошло?

СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПОМЕНЯЛОСЬ. Теперь X1 перешел в другой лагерь.

4. То есть, про всех этих X1, X2... Xn можно сказать, - удовлетворяют ли они условию или нет - только в определенный момент времени. (В каждую секунду все может меняться!)

5. Девайте теперь рассмотрим эту же ситуацию в отношении самого брадобрея.

Есть ли у него разрешение брить себя самого?

Ответ такой же, как и для любого другого человека-объекта.

ЕСЛИ ОН НИ РАЗУ НЕ КАСАЛСЯ БРИТВОЙ своих волос - то да, разрешение есть!

Но как только он начнет брить себя, состояние системы поменяется, он перестанет удовлетворять условию. Лицензии распределяются по-новой.

6. Значит, что лицензии на бритье действительны только до тех пор, пока состояние системы относительно самобритья не изменилось. И парадкса - нет.

====

========

Еще по ходу рассуждения придумался пример, аналогичный ситуации с брадобреем.

"Королева издала указ: "Каждый человек обязан брать с собой зонт, если на улице дождь, и обязан не брать, если дождя нет. Королева отрубит голову каждому, кто не выполнит данный указ."

Вот идет дождь. Я взяла зонт.

И вдруг дождь прекратился: дождя нет, а зонт в руках - на лицо невыполнение указа. Отрубить мне голову!

Ах, как хочется жить! Вариант два! Наверное я не должна была брать зонт!

Вот, я выхожу без зонта. Идет дождь но: невыполнение указа! "Отрубить ей голову!"

======================

В общем, с брадбреем - это не настоящий, не добросовестный парадокс))

Вот парадокс "множества всех множеств, не содержащих себя в качестве элемента" - это более серьезный камень преткновения.

Существование "множества всех множеств", сейчас, как известно, отвергается...

Комментарии

Аватар пользователя Дмитрий

Сложность парадокса обусловлена тем, что брадобрей - единственный в данной ситуации человек, который имеет два статуса - он одновременно тот, кто бреет, и тот, кого бреют. Я думаю, чтобы разрешить этот парадокс, надо второго брадобрея или разорвать этого пополам, а то, не дай Бог, у него шизофрения разовьется. :)

Аватар пользователя Александр

И "брадобрей", и "лжец" и "множество всех множеств" - это все парадоксы с рефлексивным оборачиванием на себя, это все логически один тип. Временизация может сделать видимость разрешения одного из них, например "брадобрея", но не сработает в другом случае, например, "множество всех множеств". Значит, нужно выделить логику, единую для всех парадоксов этого типа и лежащую в их основе. Где-то раньше я на этом сайте писал про парадокс лжеца, но сейчас не найду, попробую начать рассуждать с нуля, заново. На примере "Лжеца". То есть, если человек говорит "Я лжец", то возникает парадокс.
1) Вводится в действие закон исключенного третьего - существует только два класса объектов {Х} и {не-Х} /фигурными скобками обозначаю класс/: правдивцы и лжецы.
2) Объекты определяются двояко - a) номинально, именем (Х) /круглые скобки - имя/, например "брадобрей", "лжец", "множество всех множеств". За этим именем наше сознание восставляет ОБЪЕКТ [Х] /квадратные скобки - объект/; б) операционально, то есть вводится некторый оператор < X > /треугольные скобки - оператор/, операндом которого является высказывание () и который если выполняется, то объект принадлежит принадлежит классу {}.
3) "Человек говорит "Я лжец". а) мы это понимаем так, что имени (не-Х)соотвествует объект [не-X], принадлежащий {не-Х}. С другой стороны, человек осуществляет ДЕЙСТВИЕ высказывания, то есть истинствует или лжет. Значит, мы прочитываем "лжец" как указание на действие вранья, то есть на оператор <не-Х>. Но это - ОПЕРАТОР ОТРИЦАНИЯ, то есть он отменяет (не-Х), и по закону исключенного третьего заменяет его тем самым на (Х). То есть, человек врет, говоря "я лжец", а значит имя ложно, и по закону исключенного третьего заключаем, что он не лжец...
4) Сравним это с ситуацией "Правдивца". Человек говорит "Я правдив". Никакого парадокса не возникает. Почему? Потому что ОПЕРАТОР не содержит в себе скрытой операции ОТРИЦАНИЯ.
5) Итак, наш анализ выявил содержащееся в парадоксах данного типа ПРОТИВОРЕЧИЕ: а) Отнесение имени () к денотату продуцирует положительное полагание; б) само имя, прочитанное как оператор <> продуцирует отрицательное действие. То есть, в парадоксе есть разрыв между предметным содержанием и формой действия, между операндом и операцией. Если бы операнд и операция были ОДНИ И ТО ЖЕ, парадокса бы не было. Но это и есть парадокс рефлексии: чтобы мышлению мыслить себя, операнд (мыслимое) и операция (акт мысли) должны быть одним и тем же...

Аватар пользователя Дмитрий

У логики есть свои законы. Однако это не значит, что законы эти нельзя нарушить.
Если правдолюб говорит: я лгу, - какой же ты после этого правдолюб? Нелогично.
Если лжец говорит: я лгу, - это тоже не логично - лжец стал правдолюбом.
Дело в том, что все мы иногда то лжем, то говорим правду.

Аватар пользователя Александр

Вы не поняли моего утверждения.
Ответьте пожалуйста, почему парадокс есть, когда человек говорит "Я лгу" и никакого парадокса нет, если он говорит "Я говорю правду". Парадокса в смысле формальной логики. А ведь временизация и в том и в другом случае возможна, - значит она не влияет на логическую природу "Парадокса лжеца".

Аватар пользователя Дмитрий

Ответьте пожалуйста, почему парадокс есть, когда человек говорит «Я лгу» и никакого парадокса нет, если он говорит «Я говорю правду».

Александр, у меня была подобная тема: ссылка.
Логика - это попытка человека описать мир. Главное - не противоречить самому себе. Если я скажу: 2+2=4, а потом стану утверждать, что 2+2=5, - это тоже парадокс? Если бы в жизни существовали бы идеальные лжецы или правдолюбы, то фраза "я лгу" была бы так же парадоксальна, как 2+2=5.

Аватар пользователя Александр

Дмитрий! Логика - не физика, и потому всегда имеет дело не с естественными являениями, а с идеальным. ТО есть она не есть описание мира, а те законы и правила, которым подчиняется мышление, описывающее мир и самого себя. Поэтому, конечно же, речь идет именно об идеальных лжецах и идеальных правдивцах.
Не могу не вспомнить ответ юного Сократа строму Зенону в самом начале платоновского "Парменида". Сократ говорит (привожу по смыслу): "Что из того, что в материальных вещах есть противоречия? Что некоторое тело и движется и покоится? Это как раз не удивительно. Вот если бы кто-то показал мне, что САМО ДВИЖЕНИЕ тождественно ПОКОЮ, что одна идея есть идея, ей противоположная, вот тогда я удивился бы".
И далее в диалоге старый Парменид показывает юному Сократу, что с идеями ровно так и есть )))

Аватар пользователя yaznaschur

_

Аватар пользователя yaznaschur

_

Аватар пользователя yaznaschur

Если считать, что речь идет об идеальных лжецах и правдивцах, то просто-напросто идеальный правдивец НИКОГДА не не скажет "я лгу" ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ, которое мы сами задали и не имеем права нарушать ибо это сфера идеального.
В таких приближенных к реальности парадоксах проблема обычно в неточности определений.
А вот с идеальными сущностями рефлективного характера уже совсем не просто справиться...

Рассуждения о некоторых множествах и о парадоксе множеств:

Множесвто, являющееся членом самого себя:

Пример можества которое является членом самого себя: множество "Не Ножей": в него запросто пойдут МЫСЛИ о СТОЛАХ, МЫСЛИ О НОЖАХ, МЫСЛИ НЕ О НОЖАХ, ВЕЛОСИПЕДЫ, Утренние мысли о велосипедах, вечерние мысли о велосипедах, ЗВЕЗДЫ ... САМО ЭТО МНОЖНСТВО, как мысль обо всем этом, и так до бесконечности (a,b,c...n, F(a,b,c...n), F(F(a,b,c...n))...) ибо мыслить (генерировать углы зрения) в идеале можно бесконечно. Это бесконечное множество.

//ПРосто, для себя, замечу, что//
Если пересечь все множества, которые являются членами самих себя, то внутри этого пересечения будут только мысли, и ни одного указателя на объект (имени объекта), а за предедами пересечения останутся какие-то из мыслей и прямые указатели на объекты мира. (то, у чего есть имена...)//

"множество всех множеств" - это такое же рекурсивное бесконечное множество, всегда являющееся членом самого себя (бесконечно растущее, расползающееся).

Раз это множество ВСЕХ множеств, то в нем должны содержатся и множества, НЕ являющиеся членами самого себя.

ПАРАДОКС МНОЖЕСТВА ВСЕХ МНОЖЕСТВ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЧЛЕНАМИ САМИХ СЕБЯ (не собственных)
Пусть есть множества A, B, C...
Для каждого множества мы полагаем есть функция , которая подбирает в него
элементы (для удобстава назовем эти функции для A - Fa, для B - Fb и т.д. аналогично )
Функция Fа (х) = true, если выполняется некое условие для отнесения x к A
Функция Fb выбирает элементы для B, и т.д.

Пусть Ne_Sobstvennoe(A)- это функция, говорящая собственное множество или нет. Она зависит от функции, выбирающей в множество элементы.

Ne_Sobstvennoe(A)= true if FA(A)=false.
Ne_Sobstvennoe(A)= false if FA(A)=true.

пусть M - это Множество_всех_не_собственных_множеств:
Функция Fm выбирает элементы для M.
В данном случае, функция Fm идентична функции Ne_Sobstvennoe(M).
Эта функция говорит:
Если Fm(X)=Ne_Sobstvennoe(X)=true, то элемент принадлежит M

Теперь попробуем приминить функцию Ne_Sobstvennoe к самому M.
Как мы описывали ранее, эта функция зависит от функции, выбирающей в множество элементы. У нас в мнлоество M элементы подбирала функция Fm идентичная функции Ne_Sobstvennoe().
Значит мы имеем:
Ne_Sobstvennoe(M)=true if Ne_Sobstvennoe(M)=false
ЗАТЫК.
ЭТА ФУНКЦИЯ НЕ ПРИМЕНИМА ИБО ОНА ИСТИННА КОГДА ОНА ЛОЖНА. !!!

P/S
или это не изгнание, а лишь подтверждение парадокса, что ОН, парадокс есть??)))

Аватар пользователя mp_gratchev

Александр, 9 января, 2009 - 22:01. ссылка

Вы не поняли моего утверждения.
Ответьте пожалуйста, почему парадокс есть, когда человек говорит "Я лгу" и никакого парадокса нет, если он говорит "Я говорю правду". Парадокса в смысле формальной логики. А ведь временизация и в том и в другом случае возможна, - значит она не влияет на логическую природу "Парадокса лжеца"
.

Вот! В этом суть. Более того, на логическую природу парадокса не влияет не только времинизация, но и субъектация (рассуждения вокруг персонажей "лгун" и "правдолюбец").

Всё дело в той форме мысли, в которой изложен парадокс. Из логики известно положение А:
1. Есть форма мысли "суждение" и соответствующее высказывание можно оценивать как 'истинное' и как 'ложное'.

И положение Б:
2. Есть форма мысли, которая называется "оценка". Высказывание-оценка не принимает значения 'истинно' и 'ложно'.

Дело в том, что в содержательном высказывании "я лгу" в качестве предиката выступает оценка "ложно" и, соответственно, возникает возможность манипуляции высказыванием: представить его то в виде суждения, - то в виде оценки. Когда мы запрашиваем об истинности суждения, то вопрос исчерпывается тем, что в внутри самого суждения в качестве бонуса уже дана его оценка "ложно". И мы не вправе в связи с этим задаваться вопросом: "а ложно ли данное высказывание?"

Если всё-таки им задаемся, и приходим к выводу: ложное ложно и, следовательно, - высказывание "я лгу" истинное. Тогда ситуация выходит из под контроля традиционной формальной и пытаемся оценить оценку в истинностных значениях.

То есть нарушаем положение Б. А вместе с ним нарушаем и закон тождества, когда в ходе рассуждения 'высказывание-суждение' подменяем 'высказыванием-оценкой'.

Что, естественно, подлежит оперативному пресечению. Кардинально: в связи с выявлением нарушения в ходе рассуждения закона логики переводим "Лжеца" из статуса "парадокс" в статус "софизм".

--
М.Грачёв