Много событий происходит с человека, и с большинством из них можно разобраться, можно понять причину, следствие, оценить пользу или вред, извлечь уроки. Но есть два события, которые не только ничего не дают, ни знаний, ни уроков, но и вообще не поддаются осмыслению, это рождение человека и его смерть.
Вот человек родился, но он пока не знает, что родился, сознание в нем просыпается медленно, словно приходит в себя после долгого летаргического сна. Но вот оно проснулось, и началась странная и путаная история под названием жизнь. За время жизни это сознание наполнилось многими знаниями о мироздании, о природе, людях и о себе. Обрело профессиональные навыки в какой-то из многочисленных областей деятельности. Сознание окрепло, наполнилось волей, крепким духом, обрело опыт преодоления жизненных трудностей. Возможности его интеллекта возросли до значительных высот. И уже забрезжили манящие перспективы, но организм уже истратил отпущенные ресурсы, перспективы погасли и отлетели прочь, тело одряхлело, и вот уже всем существом своим человек начинает ощущать приближение того, что названо смертью.
Если рождение происходило вне его сознания, то смерть он встречает уже в полном сознании. Человека охватывает страх неопределенности. Пока есть возможность, ему непременно надо понять, каким образом подбирающийся мрак согласуется с тем, что он знал, любил, о чем мечтал. Всё ближе это невероятное событие, оно подавляет все существо своей неотвратимостью. Сознание, обработанное бесчисленными глупостями, политикой, экономикой, надуманными ценностями, эмоциями и страстями, начинает ощущать их обман, ничего ему не давший, оставляя горечь неугаданных смыслов, промахов, ошибок, причиненных обид. Уходят знакомые лица, оставляя вопросы. И непонятно, что с этим делать.
Смерть - что это такое? Как её понять? И как к ней надо относиться? Как к высшей трагедии типа ухода в абсолютное небытие? Но этого не может быть, это нелогично, тогда зачем нужна была вся прелюдия, пережитые трудности, удары и виражи судьбы, драмы, преодоления мрака и муки просветления ума и роста духа? Зачем тогда всю жизнь куда-то гнался, чего-то добивался. Тогда и рождение становится бессмысленным. Разве нет другого варианта? Надежда подсказывает, есть - это смена формы бытия. Но чего именно? Что именно продирается через все перипетии и вот входит в этот странный механизм как объект переделки, чтоб дальше его куда- то отправить. Куда? Зачем? Попробуем разобраться. Вначале, что такое смерть.
Итак, есть два варианта представления смерти. Один из них ложный.
1. Смерть - это переход из одной формы существования в другую, с продолжением жизни в вечности.
2. Смерть - это прекращение существования, распад и растворение в небытие.
Рассмотрим их.
Если принять первый вариант, то необходимо определить, что именно переходит из одной формы существования в другую и может существовать вечно.
Это должно быть нечто такое, что неизвестно науке, имеет метафизическую природу, что возбуждает в человеке жизнь, генерирует его "Я", собственное самосознание, и которое при жизни находится в телесной оболочке. То есть это должно быть некой неумираемой сущностью. Наука уверяет, что ничего такого в человеке нет, что "Я" и самосознание генерирует высшая нервная деятельность человека, выполняемая мозгом и его нервной системой. Это значит, что "Я" не существует, это иллюзия, фантом. На самом деле "Я" ничего собой не представляет, мнимая величина, не "Я" изобретает, философствует, это делает организм с его нервной системой. Тогда с гибелью организма исчезает производимое им "Я" вместе с самосознанием. А потому никакого вечного существования быть не может. Ничего не остаётся после смерти человека, кроме распавшихся клеток тела на атомы, да результатов его деятельности при жизни. Да и те со временем растворятся в общем автоклаве жизни. А если расширить научные представления, то ничего вечного вообще не существует. Наука утверждает, что Земля сгорит, исчезнет, даже солнце со временем погаснет. Вся вселенная замрет в равновесном состоянии, все процессы в ней прекратятся, что равносильно смерти вселенной.
И тогда возникает вопрос. А для чего тогда человек жил? Какой смысл в его жизни? Получил он от предыдущих поколений сделанную - переделанную среду обитания, улучшенную, более комфортную, внес свою лепту и умер. И так каждое поколение. Делает лучше и умирает. Какой в этом смысл, если в конечном итоге все умрут, а затем и всё умрет?
Стоит вопрос, какие аргументы, какая логика создали такую версию, по которой в человеке нет ничего, претендующего на вечное существование. Оказывается, таковых нет, не существует ни логики, ни аргументов. Эта версия зародилась в умах, ограниченных возможностями познания. Породил сам факт наличия границ и метания ума в них, как в клетке. Эти метания в пределах доступного для понимания выдали постулат, по которому, что не доказано опытном путем, того нет и быть не может. Опытом не доказано, что в живом человеке есть некая сущность, которая выделяет живых в царстве мертвых, значит, нет такой сущности и быть не может. Наука ничего без опыта доказать не может. А опыты с метафизикой провести невозможно. Отрицая метафизику, она всегда ошибается, и всегда новые теории вытесняют прежние, и этот процесс будет идти бесконечно.
А я попробую доказать логическим путем, что существует такая сущность, и что она может существовать вечно. Приведу и аргументы.
Исходя из упомянутых научных представлений о вселенной, в ней действуют базовые законы, которые обеспечивают её существование и которые с неизбежностью ведут её саму и всё сущее в ней к смерти. Эти законы пронизывают всё, обеспечивая единство вселенной и её поступательное движение к концу. На них она создавалась, и они должны были войти в организмы и сознание людей, поскольку мозг, воспроизводящий сознание, создавался ими же, они определили его мыслительные способности, границы и его аксиоматику. Ничто не может возникнуть вне законов природы. А это значит, что у человека не может даже мысли возникнуть о возможности вечного существования. Он даже представить такого не мог бы, как не может представить свою жизнь на солнце, или на электроне атома, в пустом космосе. Природные правила не позволяют.
Но человек не только допускает такую возможность, но даже изобретает способы его обретения. Они составляют суть религиозных верований. И верит в существование в себе того неизвестного науке, имеющего метафизическую природу, что возбуждает в нем жизнь и что генерирует его "Я", и его собственное самосознание. Это неизвестное он назвал "душой". Человек верит в возможность её вечного существования, если при жизни будет выполнять предписанные религией правила. Это один аргумент. Невозможное по науке, возможно по логике.
Вторым аргументом служит тот факт, что в материальном мире, состоящем из мертвых атомов невозможно появление таких метафизических феноменов, как сознание, которое проснулось и начинает всё осознавать, самосознание, выраженное в осознании Я, совести, чувств, мышления.
Третий аргумент, это известное каждому ощущение одиночества своего Я во всем мироздании. Человек осознает только своё Я в огромном мире, среди людей и во вселенной. Пропасть его отделяет от всех и всего, что противостоит данному человеку. Такое ощущение одиночества может возникнуть только в том случае, если это Я было вырвано из некого сообщества и брошено одного на землю в образе человека. Помню, в раннем детстве я смотрел на небо и спрашивал - почему, за что? Для меня очевидно, что та сущность, ощущаемая человеком как Я, не возникла из ничего, а была всегда и прежде пребывала в каком-то сообществе, а затем была отделена от этого сообщества и помещена в тело младенца. И наступило ощущение одиночества.
Таким образом, следуя формальной логике, если взвешивать на весах правды оба варианта, то при наличии аргументов по первому варианту и отсутствии по второму, правдой следует считать первый вариант: Душа, как сущность существует, и она не умирает.
Это установили, а как насчет вечности?
Какая будущность уготована душам после смерти? Ещё религия пророчила рай для одних и геенну огненную для других. То есть будущность совсем не одинакова для всех.
А какие возможны варианты и что из текущей жизни может повлиять на их выбор?
Чтоб с этим разобраться, прежде всего, надо решить вопрос о смысле жизни человека.
То есть выяснить, а для чего вселенной понадобился человек? Если его произвел Создатель, тогда чего он ждет от него, какие проблемы Создателя человек должен решить своей деятельностью? Бессмысленного ничего в этом мире не происходит. Во всем есть смысл. Если мы его не видим, это не значит, что он отсутствует. Начнем выяснять этот смысл.
Человек родился с потребностями в пище, тепле. Это заставляет его всю жизнь искать или производить продукты питания, искать в природе энергию и использовать её. Какой в этом смысл, зачем он создан с такими потребностями? Ответ будет понятен, если предположить, что Создателю нужно, чтобы он научился искать энергию вокруг себя, расширял горизонты поиска, придумывал технику для её добычи, то есть освоился с задачей приручения космической энергии и использования её по своим замыслам. Человек обречен искать пищу, потому что она содержит природную энергию, вынужден приручать огонь, использовать энергию горючих материалов и веществ, энергию ветра, речных потоков, солнечную энергию, атомную. А кроме того, он должен понимать опасность этой же энергии, коварно в огромном количестве затаившейся повсюду, чтобы временами вырываться на свободу и всё ломать, крушить, сжигать и убивать, что она может таиться и в людях и вырываться через них, устраивая войны и разруху. Надо всё это знать, иметь опыт подготовки и борьбы. Все его знания и навыки обязательно запишутся в памяти души, и они понадобятся в предстоящей её деятельности в мироздании.
Там есть проблемы с бушующей дикой энергией, разваливающей запрограммированный ход событий, потому её предстоит укрощать. Укрощать и вносить свою лепту в деле упаковки её в космические тела и структуры.
Это базовое направление, его продвигают физики, химики, конструкторы, инженеры, энергетики.
Но помимо этого существует ряд специфических задач, которые придется решать в мироздании. У каждого в душе запрограммирована его персональная задача.
Эта задача представлена вложенными способностями, талантами, совестью и душевными чувствами, состраданием, любовью. Они вложены в зачаточном состоянии, их в течение жизни предстоит развивать, развивать душу, чтоб обрести мудрость, вырабатывать множество тонких чувств, без которых невозможно общение и взаимопонимание. Чем более развиты чувства, тем большую ценность будет иметь душа. Развивать совесть до возможности оценивать справедливость каждого поступка.
Вот в этом и заключается смысл земной жизни, как подготовка души к будущей жизни в мироздании.
Только в этом случае душа после смерти сможет перейти в настоящую жизнь, наполненную большими достижениями, яркими чувствами и переживаниями, встречами с братьями по разуму, с новыми задачами, в жизнь, уходящую в безграничную даль.
Собственно для этого была организована жизнь на планете, и было создано человечество.
В противном случае душа обречена на скитание с переходами от одного примитивного организма до другого, более примитивного. Или полной утилизации.
Главная проблема жизни заключается в том, что реализовать такой смысл совсем непросто. Далеко не всем удается справиться с такой задачей.
Лишь малая часть доходит до финиша без ущерба.
Если смысл жизни требует непрерывного движения вперед, достижения новых высот в освоении новых знаний, навыков, способностей ума, душевных качеств, требует создания нового по своим способностям, взаимодействуя и помогая в этом друг другу, а потребление должно способствовать выполнению такой задачи, то в сознании подавляющего большинства людей укрепилась обратная задача. Она заключается в том, что лидером должно быть не развитие способностей, ума, сознания, совести, а потребление без способностей, без ума и без совести, и что людям надо жить и работать на удовлетворение возникающих потребностей.
То есть в первом случае цель - общее развитие, знаний, ума, сознания, чувств, создание новой продукции, а потребление обеспечивает это. Во втором случае наоборот, цель - потребление, удовлетворение личных желаний, получение удовольствий, а знания, ум, сознание должны служить этому.
В первом случае общество двигает реализацию талантов каждого и этим развивается, развиваются души, эффективней развивается общее производство для дальнейшего развития. Во втором случае люди работают не по талантам, а по принуждению, по наличию потребностей в их труде, качество душ никому не нужно, рыночная экономика давит, культура обслуживает низменные потребности, политика работает на распространение такого образа жизни. Души при этом деградируют, люди превращаются в примитивных животных, которые дерутся за личные блага, за территории, ресурсы, за власть и богатство. А далее противостояния набирают мощь, и разрядка может быть только в войнах.
Философская мысль беспомощно бьётся в поисках базовых опор и, не найдя их, кидается во все стороны, без границ, без причин и без цели, выдавая бессмысленные сентенции.
В результате задача удовлетворения потребностей расползлась по планете.
Всё поглощает торговля. Продается душа, продается и совесть.
Смысл жизни исчез. Никакой вечности организаторам такой жизни не светит.
Как такое могло случиться? А виновата в этом избыточная энергия.
Не люди стали ею управлять, а она людьми. Поясню.
Человечество крайне неравномерно распределилось по поверхности земного шара.
Есть благоприятные для жизни районы, с плодородными землями и благодатным климатом, с прибрежными морями-океанами, позволяющими кормиться без особого труда. Это территория с повышенной энергетикой. По причине такой благодатности туда стекалось множество племен, и образовалась повышенная плотность населения, отчего каждые племена старались как можно больше захватить себе территории, определяя их своей собственностью, отнимая их у других путем обмана, дипломатии и войн. Образовавшиеся таким образом государства вынуждены были строить крепости, дороги, корабли, набирать армии и вооружаться, для этого приходилось бурно развивать ремесла и промышленное производство. При этом общество делилось на элиту и работников. Элита, чтоб управлять работниками, придумала финансовую систему. По ней право на жизнь давали деньги, и основная масса денег находилась в её руках. А работники могли получить это право только изнуряющим трудом. Элита с целью обогащения организовывала захваты колоний и их разграбление. Для предупреждения недовольства среди работников устраивали показательные казни и внедряли религиозную культуру, навязывающую покорность. В Англии казнили на виселицах даже нищих, подстегивая остальных интенсивней работать. Смысл такой организации жизни состоял в разделении жизненных задач для работников и для элиты. Если для первых она состояла в простом выживании, то вторых - управлять работниками, присваивать плоды их труда, получать удовольствия и развлекаться. Элита насаждала такие правила по многим регионам планеты. Религии создавались для обслуживаниях их интересов. Это была цивилизация западного типа. Она называлась демократической, свободной, либеральной, скрывая под ними свое хищное нутро.
В противоположность ей параллельно развивалась иная цивилизация, восточного и северного типа.
Она развивалась совсем в других природно-климатических условиях с пониженной энергетикой. Она была там, где рискованное земледелие, где морозы останавливают жизнь на длительное время, где нет круглогодично кормящих морей и океанов, и потому выживание требует больших усилий. Редкие народы смогли приспособиться к выживанию. Потому плотность населения там на порядок - два ниже, чем на западе. Там редкие населенные пункты, бездорожье, бедные деревни. Материальное богатство, сравнимое с западным, невозможно. Да и не гнались за ним. В тех районах главным богатством были души людей, с их уникальной широтой, добротой, высоким сознанием, с честью и достоинством. Вот там превалирует первый вариант организации жизни, там талантами и способностями выживали люди, там кузница нравственных душ. Не на деньгах, а на взаимопомощи и на справедливости устанавливались отношения. Если это нарушалось, то возникали бунты, революции.
Трудная их земная жизнь обеспечивает их душам вечность в мироздании.
Многие религии пророчат вечное существование после смерти, если соблюдать их правила. А какие есть основания для этих правил? Объективных оснований нет, есть только написанные неведомыми авторами книги и писания, возведенные в статус непререкаемых истин, или высказывания некогда живших мыслителей, увенчанных религиозными деятелями коронами бога или пророков.
Главная проблема верующих в том, что даже при соблюдении религиозных правил, не все смогут обрести обещанное бессмертие. Религии делают упор только на смирение перед мифическим богом и властью, на молитвы и соблюдение ритуалов, чем, якобы, обеспечат себе спасение. А это никак не согласуется со смыслом человеческой жизни. И в этом слабость и опасность религий.
Комментарии
А чем вам мешают евангельские правила здесь и сейчас, безотносительно к загробной жизни? В чём их противоестественность?
///Итак, есть два варианта представления смерти. Один из них ложный.
1. Смерть - это переход из одной формы существования в другую, с продолжением жизни в вечности.
2. Смерть - это прекращение существования, распад и растворение в небытие.///
Для рассмотрения этих вариантов необходимо учитывать некоторые нюансы.
Смертно только то, что живёт, то есть - живое. Смерть - прекращение существования и распад живого.
То, что не живёт, то и не умирает. Не согласны?
Если смерть живого - это переход из одной формы существования в другую, то эта другая форма тоже форма чего-то живого или это форма неживого?
В другую неживую форму может перейти только неживая форма.
Не согласны?
Если форма неживая, и она не умирает, то она свою форму не меняет.
Не согласны?
Теперь о жизни в вечности. Жизнь - это процесс, а любой процесс определяется не только тем, процессом чего он является, но и длительностью. Процесс - это всегда последовательность, с любая последовательность невозможна без причинно-следственной обослувленности.
Если в вечности имет место быть жизнь в другой форме жизни, то и в вечности жизнь является процессом со всем сопутствующим жизни как процессу.
И чем, в таком случае жизнь в одной форме при жизни отличается от жизни в другой форме после смерти.
А вы как представляете вечность?
Вечность хараатеризуется никогда непрекращающейся длительностью процессов или полным отсутствием длительности, то есть - отсутствием любых процессов?
Если верить Библии , то в вечной жизни человек сам сможет создавать для себя реальность в которой будет жить. А сейчас он живёт в даденой ему ему реальности.
Много чего в Библии есть на эту тему , но мне больше всего нравится как сказано в притче о неверном управителе - если в неправедном богатстве не были верны , то кто доверит вам истинное. И если в чужом не были верны , кто даст вам ваше. Странные слова , но суть понятна.
Смерть - это вам награда за жизнь!
За смертью - пиршенство могильных червяков или пепел.
Смерть - это смерть тела и души, это ваш (и всех людей) закономерный финиш!
Роберт, а труды Аристотеля смертны или бессмертны? В этом смысле, Душа Аристотеля переживет Вашу Душу, которую Вы вложили в ТП?
Вы, Ксари, жопу и палец тоже путаете?!
Если ответ "да", ==> то вам никто и ничем не поможет.
Если ответ "нет", ==> то путать душу и труды, это то же самое, что путать жопу с пальцем, и здесь вам тоже никто не поможет!
На Руси говорят "Горбатого и юродивого исправит только могила"!
Вы активно это стремитесь подтвердить своей персоной, Ксари?!
Капец, Роберт, какая Вы темнота!!! Вам же объясняют , что если Вы читаете труды Аристотеля, то это значит, что Душа Аристотеля ВСЕЛЯЕТСЯ И ЖИВЕТ в Вашей темной Голове как в угольной горе луч Аристотелевского света! я понимаю, что у Вас не хватает ума, чтобы соображать такие простые вещи!!! Но как говорится : Лопатой в могиле Вас горбатого еще можно будет исправить!
Вам же объясняют, что современный философ- это сибирский валенок как три рубля! Если говорят, что душа и духи легко проходят сквозь стенку, то это значит ЧТО ДАЖЕ ЗА СТЕНКОЙ БУДЕТ СЛЫХАТЬ ВВАШУ ДУШУ, которая пиарит громко свою ТП!
Роберт, Вы же тоже из Сибири!?
В народе говорят и так: "Дурак дураком и уши холодные"!
А ещё так: "3,14@орасу - 3,14@орасово"!
Молодец, Роберт, ловко Вы себя описали:
Геннадий Исаков, 9 Сентябрь, 2025 - 19:13
Что-то вы перемудрили. Вопрос-то он один: исчезает-ли Разум после смерти тела?
Ну а для этого надо понимать что же такое существование.
Может надо понимать, что такое Разум для начала, ПетяП? А потом уже думать, чего там существует после смерти?
///Что-то вы перемудрили. Вопрос-то он один: исчезает-ли Разум после смерти тела?///
Почему Разум с заглавной буквы, с тело с прописной?
Разум главнее?...,))
kosmonaft, 10 Сентябрь, 2025 - 11:12, ссылка
Все неизведанное - с заглавной буквы, а тело - сплошная органика, червяки скушают, и нет тела.
Если Разум у Вас, ПетяП, входит в разряд Неизведанного, то зачем нужно рассуждать о его бессмертном существовании! Очередные свои басни и сказки сочинять?
///Все неизведанное - с заглавной буквы, а тело - сплошная органика, червяки скушают, и нет тела.///
Имя тела с какой буквы следует писать?...,))
kosmonaft, 10 Сентябрь, 2025 - 15:00, ссылка
Хорошее тело с хорошей буквы, а плохое - с плохой.
Да, кашу варить наш философ горазд! Геннадий, а если в котенке (в кошачьем детеныше) так и не просыпается его «Я», то этот котенок не является живым существом? И потом, Вы же не знаете, что такое Сознание, а выводы делаете как большой специалист! У котенка есть сознание, Геннадий?
Хороший интересный вопрос. Смерть это переход из старого мира в новый мир. Я тут изложил немного матчасти , может заинтересует вас. Может что-то упустил ... Если будет непонятно что-то , то я уточню , дополню
1) Предисловие.
Человек сотворён по образу Бога , т.е. как некоторое множество лиц , способных к общению . Если быть точным , то лиц было двое , человек и его жена. Но человек не подобен Богу , поскольку Бог нетварен (не сотворён) , а человек тварен (сотворён). А Богу хотелось бы видеть человека Своим сыном , а не творением .Итак , как человек может спасти свою душу от тварности (сотворённости) , как ему стать подобным Богу ? То есть нетварным. Ответ прост , всего три слова - сотвори себя сам. С божьей помощью. К слову , Каин (и его потомки) пробовали обойтись без божьей помощи , но не получилось , всё закончилось плачевно (легендарный плач Ламеха).
2) Суть.
Так вот значит Бог сотворил мир и в конце сотворил человека. И им от тварности не спрятаться , не скрыться , она может им ну разве что присниться..
Как Бог решил этот вопрос? Очень просто. Помог человеку , чтобы тот "сотворил себя сам" и утопил весь старый мир в потопе . А когда из-под воды возник новый (с нуля) мир , то человек уже был. Этим человеком был Ной (и его сыновья) . И это основной момент - Ной не был сотворён вместе с новым миром . По отношению к новому миру Ной был "нетварен". И в этом он был подобен Богу. У Ноя был голубь (образ Святого Духа) , был у него и ворон (образ божьей благодати).
3) Послесловие.
.
Наш мир не утонет в потопе , как во времена Ноя. Сказано что наш мир сгорит в огне. Бог сотворит новое небо и новую землю "Се , творю всё новое.." (Откр. 21 : 5). И по отношению к этим новым небу и земле мы , воскресшие в новых нетленных телах , будем "нетварными" . Будем сынами Божьим .
"Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил." (Рим. 8:29)
Макс, историки-археологи склоняются к тому, что Ной строил свой ковчег, когда воды Средиземного моря хлынули в Черное Море,
яму для которого предварительно выкопали древнии укры!Кстати, Макс, а древние Укры - это твари Божьи или не твари, если исходить из Вашей поповской теории?