Данная тема (с) является продолжением и итоговым обобщением двух тем на сайте «Философский штурм», в которых участвовало несколько десятков человек:
а) Система категорий (ч.22а, красота Ereignis) – http://www.philosophystorm.org/sistema-kategorii-ch22a-krasota-ereignis
b) Система категорий (ч.22b, опыт Ereignis) – http://www.philosophystorm.org/sistema-kategorii-ch22b-opyt-ereignis
Еще я продублировал ее на сайте «Воздушный замок» – http://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4659.0#msg36127
Где она пойдет лучше, там и буду ее развивать. Нигде не пойдет – буду молчать о ней. Как Хайдеггер, который в сердцах учил, что философ должен уметь молчать о том, чему собирается учить [«Чёрные тетради»].
Обобщения построены путем концентрации и выжимки идей из диалогов и позиций дискутирующих сторон. Хотя порой тексты ужаты до такой степени, что не каждый участник способен узнать свою точку зрения. А где-то, где используются показательные ключевые слова, наоборот, это весьма очевидно. Мне важно было не историю диалога передать, а его логику и суть проблемы: что такое Эрайгнис?
Итак, за дело.
Комментарии
А. Сначала о том, чтó Еreignis не есть
1) Эрайгнис не есть собЫтие (свершение, происшествие, случай), как обычно переводят.
СобЫтие – это банальный момент сущих или бытийных процессов, в котором участвует некоторое количество объектов, а по замыслу концепта Эрайгниса должен быть один объект. Эрайгнис в какой-то мере является собЫтием одного объекта, но по-русски так не говорят. Например, не говорят: «Стоит стол; в 12 часов произошло одно событие его стояния, а в 19 – другое».
У Хайдеггера в работе «Время и бытие» есть фраза «Das Ereignis ereignet», которую переводят так: «событие сбывается». Но поскольку она выстроена из однокоренных слов, то и перевод должен быть тоже в эквивалентных терминах: либо «событие событствует», либо «сбывание сбывается».
Но событие не может сбываться. Сбываются планы, проекты, идеи, потенции, возможности. А как может сбыться событие? До его сбывания, его еще нет, а когда сбываются планы, тогда такое сбывание и называется событием. Поэтому, мне кажется, более уместно переводить Ereignis как сбывание.
2) Эрайгнис не есть со-бытиЕ каких-то бытий: вещей, объектов, существ, процессов или сущностных форм. У Хайдеггера со-бытие связано исключительно с одним объектом – человеком – и первичнее его событийствования с другими объектами и формами. Не со-бытие есть следствие их сближения, а они сами (каждое частное содержание или форма) есть следствие сначала просвета и выхода из Эрайгниса, а затем отчленения от него.
Таким образом, первично есть не некое всеобщее бытие, в которое встраивается в качестве его момента Dasein и Ereignis. А Ereignis первичен, и его расширение порождает уже бытие вообще (Sein) и бытие в конкретике (Dasein). Сам Ereignis может в любой момент выбрать необходимую для себя собственность: объект, существо, сущность, которые необходимы для осуществления человеческого здесь-и-сейчас-бытия.
3) Эрайгнис не есть со-бытие материальных объектов, т.е. не есть со-бытие внутри природы и даже со-бытие человека с природой. И, в частности, Эрайгнис не есть движение, а скорее (поскольку он первоначально связан с человеком) антропологическое и даже метафизическое движение. Хайдеггер даже метафорически говорил, что Эрайгнис – это буря, которая бушуют в самом бытии. Таким образом, Эрайгнис – это всегда особое собЫтие человека, его бытия и даже, больше, метафизического бытия. Поэтому лучше переводить Ereignis не просто как сбывание человека, а как самосбывание.
4) Эрайгнис не есть со-бытие людей.
Конечно, существует совокупное бытие людей, но оно не равно Эрайгнису, а просто со-бытие человеков или эмерджентное бытие какого-либо социального объекта, в котором участвуют эти люди (например, семья или государство). В переносном смысле Эрайгнисом для самого социального объекта будет тот момент, когда его бытие сбывается как его бытие. А оно сбывается как таковое только при условии бытия участвующих в нем людей. Нет семьи без мужа и жены, а государства – без подданных.
И это со-бытие людей не таково, каким люди его оценивают и знают, а исключительно таково, каким является в момент своего встраивания в бытие и своякость каждого человека. Этот момент тождества социального бытия со своим сбыванием здесь-и-сейчас в бытии человека и есть Ereignis. Ибо в Эрайгнисе для тех, кто становится причастным к нему, открывается просвет, но не просвет бытия вообще, а просвет бытия себя при условии данного социального объекта.
5) Эрайгнис не есть со-бытие с Богом.
Эрайгнис есть со-бытие только со своим бытием, поэтому он не есть со-бытие с Богом, который представляет надчеловеческую субстанцию. Только насколько Бог проникает в человеческое бытие, отождествляясь с ним, настолько Эрайгнис – со-бытие с Богом. Поскольку самосбывание человека не может состояться без свободной воли к тому самого человека, постольку влияние Бога на человека идет либо в обход Эрайгниса, либо Бог осознанно передает механизмы Эрайгниса человеку или объективно сам в них встраивается, подобно тому как в эти механизмы встраиваются социальные объекты.
6) Эрайгнис не есть что-то отдельное от бытия. Как будто есть бытие, а есть еще отдельно бытие человека, которое как бы не всё бытие и к тому же внутри которого время от времени вдруг вспыхивает уникальное бытие, именуемое Эрайгнисом (как бы тоже не бытие вовсе). Нет, Эрайгнис исходно и есть бытие как оно есть, только в специфике своего самосбывания, и любое человеческое бытие внутри себя трансцендентно содержит Эрайгнис.
То, что в результате такого сбывания появляется и сущность, это вторичный эффект, который надбавляется к бытию человека, действительно, преобразуя его. Не Эрайгнис преображает, а надбавляемая сущность, обратно прибавляемая к бытию. Эрайгнис же только позволяет бытию быть. И в этом смысле он имманентен бытию.
7) Эрайгнис не есть выход (исход) самосознания бытия человека (Dasein) из статуса практического бытия (заботы-попечения) в статус теоретической трансцендентности и трансцендентальности.
Потому что он не какая-то региональная реальность, а особый концентрированный акт самого бытия, акт самосбывания, причем полностью себе имманентного, поскольку всё трансцендентные и трансцендентальные реальности в итоге остаются за его пределами: либо в сущем, либо в сверхсущем (Абсолюте или регионе сущностей).
Эрайгнис – полностью имманентное человеку бытие (хотя оно может быть и трансцендентно-трансцендентальным сознанию и самосознанию). Так что можно сказать: человек в каждый момент времени и есть Ereignis. Поэтому Эрайгнис – актуальность соамосозерцания бытия как оно практически есть само для себя.
Эрайгнис – это амфигиперальное (трансимманентное) бытие бытия.
8) Эрайгнис не есть переживание себя. Проблема в том, как человек живет (бытует). То, что его переживание и самосознание входит в его бытие, бесспорно. Но сводится ли бытие человека только к его сознанию? Нет. Единственно, на уровне автомоды – переживания переживания – Эрайгнис есть переживание.
9) Эрайгнис не есть познание. Ведь до того, как человек должен приступить к познанию, он уже должен быть. Исключение составляет опять же автомода, т.е. когда познание есть бытие или бытие есть познание. Тогда сбывание познания – познания познания – есть Эрайгнис.
10) Эрайгнис не есть мышление, мышление в широком смысле слова. Хотя на уровне известной декартовской автомоды «Cogito ergo sum» (я мыслю, следовательно, существую), происходит перескок Эрайгниса к мышлению – к парменидовскому мышлению, тождественному бытию. Мысль как собЫтие самосбывания такого мышления есть Эрайгнис. Здесь автомода не мышление мышления, а тождество: мышление-бытие или бытие-мышление.
11) Эрайгнис не есть рефлексия. Хотя функционально рефлексия – акт непосредственного со-бытия. Но в предмет рефлексии входит много инородного материала: материальные объекты и существа, другие люди и социальные объекты, знания и сущности, которые заслоняют собой саморефлексию. Эрайгнис же есть рефлексия над бытием рефлексии как таковым.
12) Эрайгнис не есть акт прозрения, хотя к прозрению он стоит ближе всего, особенно когда результатом прозрения является истина бытия. Истина собственного бытия, если она несет собственное бытие, а не сущность, является Эрайгнисом.
У Хайдеггера истина – это несокрытость бытия (алетейя), и когда истина дается в несокрытости, то это и есть Эрайгнис, т.е. самая чистая автомода: истина истины или, точнее, естина истины.
13) Эрайгнис не есть созерцание человеком собственной сущности, потому что Эрайгнис – это созерцание человеком собственного бытия (Dasein). А для созерцания собственной сущности (формы) тоже есть термин – Erwesen (мой неологизм).
Хайдеггер (и я вслед за ним) четко различает три области: Dasein, снизу его подпирает Сущее, сверху напирают Сущности. И вот когда Dasein осознанно отделяется и от сущего, и от сущностей, сосредоточиваясь на самом себе, вот тогда и возникает Эрайгнис, буквально – сбывание себя собственного.
Ну и, конечно, опять исключение для автомоды, когда сущность человека сбывается (реализуется, воплощается) как его собственное бытие. Тогда Ereignis и Erwesen – одно и то же.
14) Эрайгнис не есть самоидентификация, во всяком случае психологическая или сущностная, хотя как онтологическая автомода – как единство с формой своего бытия, он точно самоидентификация.
Различаются: 1) чувственно-личностно-эготически-практически-самостно-бытийная самоидентификация, 2) душевно-духовно-рассудочно-мыслительна самоидентфикация, 3) разумно-софийно-категориально-сущностная самоидентификация.
Кажется, единство 1-й и 2-й самоидентификаций дает Ereignis, единство 2 и 3 самоидентификаций дает Erwesen. Синтез же их предполагает, что Ereignis может включать в себя Erwesen, а Erwesen может включать Эрайгнис. Как именовать синтетический продукт – зависит только от преобладающего вектора, на что делается больше ударение: на бытие или сущность?
15) Эрайгнис не есть высшее Я. Он есть обычное простое индивидуальное «я», бытующее в мире во взаимодействиях с небольшим числом конкретных объектов и процессов. Высшее же Я – это когда к малому «я» уже на основе Erwesen примешивается сущность, обозначающая и репрезентирующая (инспирирующая) большое Я.
Конечно, акты и опыты Эрайгниса различных людей зафиксированы в анналах истории и культуры, но они ничто, пока не вступят в коммуникативный резонанс с бытием других людей и не будут ими освоены, как личное бытие их маленького «я».
16) Эрайгнис не есть спасение, дарованное Богом (или кем-то свыше).
Религиозное сознание считает, что человек становится участником божественного со-бытия, когда своим сознанием сосредоточивается на единственном собЫтии, которое с ним происходит здесь-и-сейчас, а именно на откровении божественного бытия (сюда же относится общечеловеческое и сущностное бытие) – Seуn (через ипсилон). И тем самым, с‑пасая бытие, актуализируя его для себя и для других, человек открывается навстречу Бытию-Вечности-Богу.
Интерпретируя со-бытие как со-пасение с Богом или абсолютной Сущностью, человек в этом со-бытии абсолютно добровольно и осознанно навсегда передает бразды пасения Богу, а сам радостно и бесстрашно включается в бытие со-пасения с ним. Хотя и красота спасает, и добро спасает, и истина спасает. Но не потому, что они несут какую-то сущность, или даже энергию какой-то сущности, а потому что они сами суть человекоспасающие сущности, сбывающиеся как спасение.
Они спасают потому, что в них есть Эрайгнис (потому что они базируются на Эрайгнисе), а не потому, что какая-то высшая сущность дает Эрайгнису такую силу. Напротив, именно Эрайгнис обеспечивает силу бытия этим сущностям – как некий фон, на котором они способны разворачиваться.
Сергей, думаю следует обосновать, а в чем заключается необходимость введения понятия эрайгнис. Ведь можно обойтись без него. Во вторых понятия не определяются негативно, эрайгис не то и не это. Дайте позитивное определение, эрайгнис это ........
Можно обойтись без любого понятия философии и даже без самой философии.
Введение понятия "Эрайгнис" диктуется ходом развития мировой философии.
Негативные определения - это исключительно мой отклик на попытки участников дискуссии представить Эрайгнис так-то и так-то. Я разобрал 16 отмеченных другими людьми вариантов. И все они в той или иной мере не удовлетворительны.
Будут и позитивные.
Сергей, Ereignis - это эмоциональное переживание, чаще позитивное. Это именно событие, но не само по себе, а его воспринятое воздействие. Пр.: "Вчера мы были в театре/лето мы провели в горах/в январе мы ездили на термальные источники. Ах, какой это был эрайгнис!"
Да, по этому поводу мы уже говорили в части 22.а.
Я Вам доверяю: в обычном языке так и есть.
Но здесь речь идет не о немецком языке (филологии), а о метафизической категории, смысл которой задал Хайдеггер своими трудами. Я его (смысл) развиваю дальше.
А какая цель этого развития? что может являться конечным результатом?
Сергей, Хайдегер придумал слово, а мы должны гадать что оно значит. Пока для меня это просто слово, если вы объясните его значение, то только тогда его можно рассматривать как понятие. И возможно тогда мы сможем понять зачем оно надо.
Более профанирующего отношения к философам, чем им сидеть и придумывать бесполезные слова, и представить сложно. Да и у меня нет задачи разъяснять Вам философские понятия и проблемы, для этого существуют соответствующие формы философского образования и обучения. Мою задачу вижу в совместном философском теоретическом со-творчестве. Этим и занимаюсь.
Хайдегер не придумал слово, он просто взял его и применил в самом прямом обывательском смысле. У него нет ничего указывающего на какой-либо иной смысл. Не надо искать черную кошку в тёмной комнате, в которой её нет и никогда не было.
Всё верно.
Только речь должна идти не об обывательском смысле, а о метафизическом.
Например, Гегель взял обычное слово немецкого языка Dasein и наделил его метафизическим смыслом, который переводят как "Наличное бытие" и который является моментом триады "Бытие - Наличное бытие - Для-себя-бытие" (см. 1-й раздел 1-го тома "Науки логики").
Хайдеггер взял это же слово - Dasein - и наделил его уже другим метафизическим смыслом - человеческое существование, экзистенция.
Аналогично он взял вполне банальное слово немецкого языка Ereignis и наделил его метафизическим смыслом со-бытия бытия с самим собой.
А вот поэт Бруно Эртлер написал стихотворение «Ereignis», придав этому слову некий философско-поэтический смысл, тоже далеко не обывательский (см. ссылка).
И если нет ничего указывающего на иные смыслы, то нет ни Гегеля, ни Хайдеггера, ни Бруно Эртлера, ни философии, ни поэзии, а есть обычный немецкий язык, давайте его изучать. А "Философский штурм" переименуем в "Курсы иностранных языков".
Эмоциональное переживание (миг) индицирует некий миг творчества. Если обычное событие - цикл: съездил на природу и вернулся отдохнувший, приносит удовлетворение, но оно обычное, известное ранее, не выходящее за рамки, предсказуемое и "плановое", то эрайгнис есть, но он обычный.
А вот если во время отдыха произошло нечто незапланированное, которое пришлось преодолеть, и вернуться в цикл отдыха, то это и будет эрайгнис творчества, усилия по преодолению внезапного препятствия.
Здесь возникает вопрос о позитивном и негативном эрайгнисе - ощущении творчества.
Но в основе лежит цикл, где время (субъективно) отсутствует. Ведь если я во время отдыха смотрю на часы, то какой же это отдых - это труд (оцениваемая деятельность).
Цикл отдыха (безвременья) заканчивается, когда солнце начинает садиться, и отмечается конец цикла отдыха - пора домой.
Применив формулу Абсолюта, где:
Идея - Dasein
Пространство - Sein.
Движение - определение места.
Получаем:
Ereignis=Dasein+Sein+определениеместа
"По-русски" определение звучит так:
Ereignis - это определение места Dasein в Sein методом самоидентификации в момент времени "здесь и сейчас".
Пожалуй в чем-то соглашусь.
Перевод хайдеггеровского термина Dasein как "здесь-и-сейчас-бытие" или "вот-тут-бытие" указывает на две характеристики: место (здесь, тут) и время (сейчас, вот). Поэтому второй раз отмечать слово "здесь" немного шероховато. И я убрал бы оттенок стороннего определения (стороннего определяющего), ибо это и есть самоопределение бытия, хоть Sein, хоть Dasein. В итоге, подправил бы так:
Ereignis - это самопределение места ("здесь") и времени ("сейчас") Dasein в Sein методом метафизической самоидентификации.
Немного режет слух самоопределение и самоидентификация. Явно что-то лишнее.
Может, так:
Ereignis - это определение места Dasein в Sein в момент самоидентификации.
Да, пожалуй, соглашусь, два "само" избыточно. Но чтобы уйти от нюанса "определения" предложил бы опредленность. Да и "время" хотелось бы сохранить. Тогда получается:
Ereignis - это определенность места Dasein в Sein во время самоидентификации.
Но ср. ниже (ссылка) с определением 2.
А можно уточнить/дополнить?
Ereignis - это определение точки соприкосновения Dasein и Sein путем самоосознания (метафизической медитации?) в данный момент настоящего времени ("сейчас").
Иначе говоря, это самоосознание места и момента со-причастия "я есмь"(субьект) к "Я-Бытие" (Трансцендентный Субьект, Бог).
Эрайгнис - это бытие человека в Бытии Бога, точка где мышление человека получает возможность соприкоснуться с Разумом Творца. Здесь рождаются все открытия и откровения путем мгновенного озарения:
Это то Бытие-Мышление, которое созерцал Парменид в виде сияющего шара Вечной Истины.
Андрей, Ваша точка зрения представлена (критически осмысленна) в нескольких моих определениях, как отрицательных, так и утвердительных.
Из отрицательных:
Из положительных:
Поэтому Если Вы настаиваете на своих опредлениях, то наши точки зрения расходятся (как бы разнонаправленны): Ваша позиция - теистическое толкование Эрайгниса, моя - эрайгнисическое (если можно так выразиться) толкование религии и теологии.
Согласен. Бытие Бога - это осознанное человеком проявление невидимого, сверхчувственого, трансцендетного Бытия в бытии человека. Само Бытие Бога или не доступно человеку, или вообще - не-бытие.
А что из этих двух вариантов вам, Сергей, кажется наиболее вероятным: что Бог есть, или что Его на самом деле - нет?
То есть, состояние озарения субьективного сознания Хайдеггер называет Богом, но на самом деле Бога нет. Бог - это просто фигура речи для Хайдеггера. Вы так это интерпретируете, или я вас неправильно понимаю, Сергей?
Про природу Бога отвечу так же, как про Вечность А.Андрияшу. Есть множество тем на ФШ про Него, там и поговорим. Эта же тема про Эрайгнис.
Хайдеггер называет Богом не состояние озарения субьективного сознания, а Ereignis.
Вы же назвав Эрайгнис озарением субьективного сознания, получаете формулу, которая, действительно, не выдерживает критики.
Однако ни Бог не есть озарение субьективного сознания, ни Эрайгнис не есть ни озарение, ни прозрение, ни другие формы субъективного сознания (хотя элементы таковых в нем имеются). Я целых 16 пунктов привел специально для Вас, что Эрайгнис не есть.
А чтО он есть, продолжил ниже в 12 пунктах.
"Тяжело с истыми. Контрабандистами!"-:))
Правда, не легко. Вы, Сергей, как от следователей КГБ уворачиваетесь и ускользаете. Ну какое это философское общение? Вы же сам подняли вопрос об отношении Эрайгнис и Бога. Так чего же не дать ответ на простой вопрос - да или нет?
Вы спросили:
Но это отдельная большая тема про Бога, а не про Эрайгнис.
А про соотношения Бога с Эрайгнисом, я не только не "уворачивался и ускользал" (что за лексика для философа и верующего? - не уподобляйтесь Андрияшу), а дал прямые ответы в п.5 и п.11. См. выше и ниже.
Сергей, там есть ваши утверждения, но не ответы на мои вопросы. Мне же удивительно то, что на такие простые вопросы вы, вместо прямых ответов, даете не понятно что. Ведь от этого общение утрачивает свою искренность и живость. Жаль, что вы этого не замечаете. Не так много людей, которые на эту тему готовы с интересом разговаривать. Так зачем же их отталкивать? (Так это выглядит со стороны)
Извините, может быть, я что не понял. Но и Вас прошу понять: переформулируете вопросы, но так, чтобы спрашивали не про Бога, а про Эрайгнис, хотя бы и в связи с Богом.
Вы сказали:
Мой вопрос - Эрайгнис - это со-бытие с реальным Богом, или этот Бог - "фантом"-призрак, иллюзия, порождение Эрайгниса?
Значит я верно уловил: у Вас вопрос про Бога.
Независимо от того, Бог - реальная сущность (сущее бытие) или фантом (сладкая иллюзия, Миф-Символ), Эрайгнис есть (в любом случае) со-бытие с таким (любым) Богом.
А уж какова природа Бога, существует он или нет, миф или реальность, это за пределами данной темы. Это теологический или атеистический вопрос, решение которого ничего к пониманию природы Эрайгниса не прибавит.
А вот решение проблемы Эрайгниса, по-моему, кое-что прибавляет не к природе Бога, а к теологической и атеистической Картинам мира, например, то же бытие и со-бытие.
Интересно, конечно, получается. Если Бог - реальное Бытие, то Эрайгнис - со-бытие с Бытием. А если Бог - фантом, призрак, то есть маска бытия человека, то никакого реального со-бытия нет. Ведь Эрайгнис - событие с Бытием, а не иллюзия события с плодом своей фантазии или хуже того - галлюцинацией.
Вас этот второй вариант не смущает? Ведь Эрайгнис - это прорыв к полноте Бытия и в определенном смысле - здоровья. А во втором случае получается, что это плод психиатрического заболевания. Ведь так?
Если Бога нет вообще, то тогда Вы правы: никакого со-бытия с нет, нет.
Но если Бог - Символ, Миф, Великий Призрак, то с этим связаны целые пласты бытия людей в лоне этих мифов, символов и иллюзий. Тогда и со-бытие с таким бытием есть.
Если Бог реальность, то эта реальность проявляется в бытии людей, и тогда тоже есть со-бытие с этими проявлениями бытия.
В. Теперь о том, чтó Еreignis есть
1) Эрайгнис есть «Есть».
Имеется в виду «Есть» бытия человека, которое располагается в точке «Теперь» и обладает такой же перманентностью, как и у материальных объектов, например, реки или камня.
2) Отсюда Эрайгнис есть полная самореализация Dasein. Существует Dasein (здесь-и-сейчас-бытие), и имеется момент его актуализации и реализации. Этот момент или акт, который экстатически тотчас осознается, и есть Эрайгнис.
3) Таким образом, Эрайгнис есть со-бытие бытия с самим собой.
Если человеческое бытие есть бытие, то собственная форма человека (кстати, и собственное содержание тоже), т.е. его бытийствование в целом, есть его же со-бытие со своим же бытием. Эрайгнис – это самосбывание человека.
Причинно-следственная цепочка бытия человека есть следствие его возможности (функции) к самосбыванию. Изначально есть бытие-сбывание, которое затем превращается в движущееся Само.
4) В этом и только в этом смысле Эрайгнис есть первичное собЫтие со-бытия с самим собой или собЫтие самосбывания человека в качестве собственной самости.
Такое собЫтие захватывает человека. Захват происходит не только по линии отношения с сущностями и сущностными силами, но и на естественно-повседневном уровне. Эрйгнис захватывает и длит человеческое бытие в поле своих энергий.
5) В принципе, Эрайгнис есть само бытие.
В слове «сбывание» (также и «самосбывание), как и в слове «собЫтие (см. п.1 негативных определенностей) есть недостаток. Потому что тоже приходится оговаривать, что это не сбывание мечт или планов, а это сбывание бытия, не более.
Прихожу вообще к экстравагантному заключению, что в русском языке есть только одно слово, абсолютно адекватно соответствующее немецкому «Ereignis», это слово «бытие» (!).
Это ведет к революцимонным последствиям, ведь таком случае мы уже не можем (дабы не нарушать формальнологический закон тождества) переводить Sein как бытие, потому что Sein – это не бытие, а абстракт бытия, в лучшем случае – существование (сущее), надевшее на себя личину бытия, а Seyn – это сущность бытия, надевшая на себя личину предиката Бога или региона сущностей. И от той и другой личины необходимо освобождать толкование термина «Ereignis», приходя к чистому, собственно бытию – Эрайгнису.
6) Эрайгнис – это экзистенциал (от лат. existentia и понятия экзистенции как человеческого существования) выхода человека в трансцендентное, трансцендентальное и в имманентный просвет истины бытия.
Послушаем Хайдеггера: «...Лишь от «смысла», т. е. от истины бытия можно впервые понять, что такое бытие. Бытие светит человеку в экстатическом «проекте» мысли. Но Бытие не создается этим «проектом»» [Письмо о гуманизме].
Бытие создается проектом автомоды – бытия бытия: B↓↑B. Сначала есть автомода B↓↑B, а уже затем из нее выкристаллизовывается модус бытия (В).
7) Эрайгнис – это сотворение нового бытия.
Это следует из функций Эрайгниса (Er), среди которых главных три:
– во-первых, репродуцирование наличного бытия: Er = В↓Сущее,
– во- вторых, сотворение нового бытия: Er = В↓↑Бытие,
– в-третьих, сотворение смыслов (сущностей или истин), которые впоследствии, объективируясь, пополняют регион (сущих) сущностей: Er = В↑Сущность.
В Эрайгнисе может быть, в-четвертых, рекультивирование этих сущностей и их энергий, но это уже в силу того, что Ereignis выполняет или помогает выполнять функцию Erwesen.
8) На пересечении с сущностным уровнем самосбывание в Эрайгнисе обретает в общем три атрибута: добро, истину и красоту. Истина есть открытость самосбывания, красота – его экстатическое исхождение, добро – его поставленная основательность.
Человек сбывается как человек, творя добро, истину и красоту. Отсюда его сбывание задает параметры не только добру-злу, красоте-безобразию, истине-лжи, но даже и многим физическим параметрам, например, пространству и времени (здесь Кант прав). Время есть потому, что есть сбывающееся (ereignet) бытие (Sein) человека (Dasein) в центре которого Эрайгнис (тут прав Хайдеггер). Аналогичное можно сказать и про вечность. Вечность есть благодаря Эрайгнису, но не наоборот.
Если Абсолют – это первоначало сущих сущностей, то Ereignis – это концентрированный выплеск в бытии сущих сутей: добра, истины, красоты.
9) Отсюда понятно, что Эрайгнис культивируется в метафизической самоидентификации, когда человек идентифицирует себя с бытием самим по себе (или истиной бытия самого по себе). Это дорогого стоит. А посему и механизм со-бытия бытия с бытием имеет особый статус, фиксируемый как Ereignis.
Эрайгнис присущ всем людям, но не ежесекундно, а в момент метафизической рефлексии. Ежесекундно он осуществляется трансцендентно и трансцендентально, а имманентно – лишь когда самоосознается в соответствующих процедурах, и в частности в метафизической (трансимманентной) медитации.
10) Эрайгнис есть первоначало философской системы М. Хайдеггера (во всяком случае второго периода ее развития, в отличие от первого, где первоначалом было Dsaein). Это очень показательно. Далеко не каждому понятию выпадает роль быть первоначалом. Значит, что-то есть в его природе, чтобы исправно исполнять эту роль.
Если предположить, что вне человека есть некое более первичное бытие (первоначало), то тогда, действительно, проблематично, что Эрайгнис является изначальным, а не рефлексивным следствием со-увязки с этим Вне. Но если предположить, что Эрайгнис первичен, то тогда от его имманентного алгоритма (автомоды) со-бытия с самим собой впоследствии отрывается и всё остальное бытие, кристаллизуемое как Вне: и Sein, и Dasein, и Seyn, больше того, и Сущности (Wesen и Dawesen), и Сущее (Seyende), а у некоторых мыслителей даже и не-Сущее.
11) Эрайгнис – как последний (первый) Бог.
Человеческое бытие в регионе бытия встречается с самим бытием, т.е. сбывается. Эта встреча и называется со-бытием (Ereignis). Все остальное – его вариации и инкрустации.
Например, многим исследователям кажется, что именно это при-шествие, при-ход бытия (Erignis) Хайдеггер называет загадочным выражением «последний Бог» (der letzte Gott) [Чёрные тетради].
Независимо от разгадки смысла этого таинственного понятия, важно понимать порядок определения (что из чего вытекает как из первоначала): именно Ereignis Хайдеггер называет Богом, а не наоборот, Бога, или Логос, или Абсолют, или Дух-Разум называет Эрайгнисом.
12) Сущность Эрайгниса с точки зрения 10-ти категорий Аристотеля.
Качество Эрайгниса – «Есть», а количество – перманентность самосбывания в границах есть-виртуала (термин Н.А. Носова) или онтоизолята (термин В.И. Моисеева) человеческого бытия.
Пространство и время Эрайгниса одно – исконное Sein: пространство – это «мой» регион бытия, а время – «бытие» Хайдеггера (см. его работы «Бытие и время», «Время и бытие» и другие).
Отношение и полагание Эрайгниса тоже одно – со-бытие Sein с Sein: само с собой относится и само себя полагает. Это его автомода.
Обладание Эрайгниса – Dasein, в том числе самоидентификация здесь-и-сейчас (а через это – обладание всем), предстающее в виде открывающейся истины – истины бытия, а через это – всего сущего, = обладание истиной.
Действие и претерпевание Эрайгниса – переживания (экзистенциалы) плюс идеи (энергии и понятия). Причем действие идет больше по линии саморазвертыващегося бытия (Sein), а претерпевание идет больше по линии сущностного бытия (Seуn). Действие и претерпевание друг в друга переходят и в единстве создают уникальный феномен творения бытия.
Сущность Эрайгниса – айорический синтез всех перечисленный категориальных определенностей (и отрицательных, и утвердительных), т.е. не только в акте философски-рефлексивного бытия (мышления), но и в акте их со-бытия с личностью, т.е. в медитативной айоре (пробеге-качелям) по всему множеству этих понятийно-категориальных определенностей в живом гнозисе.
Завершу свою мысль. Что значит Я ЕСТЬ, нанодящееся в нвстоящем. Настоящее не имеет протяженности, поэтому оно тождественно вечности. Другими словами Я ЕСТЬ, находится за пределами времени, в вечности. Поэтому оно получило название бытие. В противоположность тому что постоянно изменяется во времени, называемому сущее. В индийской философии эти определения более конкретизированы, Пуруша и Пракрити, что в переводе, Наблюдатель и Мир.
На казуальном плане сознания, прошлое, настоящее и будущее видится одновременно, поэтому сдесь нет изменений все истины вечны и не изменны. Другими словами не только Наблюдатель, но и Мир находятся в состоянии вечной статической неизменности, поэтому и то и другое есть бытие.
Но после того как Я решило вкусить плод с древа познания, начался процесс познания. Это произошло потому что натлюдатель сократил широту поля зрения направления своего внимания и начал рассматривать казуальную целостность по частям. При этом последовательность познавательных актов рождает представление о времени, а Мир из состояния бытия переходит в состояние сущего. Но как утверждают древние учителя, Я ЕСТЬ всегда остается в состоянии вечности и его бытие не изменно.
Теперь несколько слов о позиции С. Борчикова. Категория Я ЕСТЬ выражена при помощи двух слов, что бы донести до нас природу наблюдающей части сознания. Но древние мудрецы предвидели что у нас может возникнуть искушение разделить эти слова и рассматривать их по отделности, пытаясь найти в этом какойто смысл. Поэтому они продублировали обозначение этой категории словом бытие, в надежде что разделять бытие никому не прийдет в голову. Но С. Борчиков разделил бытие от Я ЕСТЬ, потом отделил Я от ЕСТЬ и рассматривает все отдельно. В этом и заключается природа интеллекта, склонная все разделять. Но мы не должны забывать что есть граница дозволенного.
Вы продолжаете профанировать философию.
Природа Я настолько сложна, что никакими двумя, тремя и даже сотней слов ее не выразить. Гуссерль вообще заговорил о науке Эгологии, я в свое время даже монографию издал с одноименным названием, но боюсь, что даже этих публикаций недостаточно, чтобы выразить природу Я.
Говоря, о древних мудрецах, что они ввели слово бытие якобы для дублирования Я, Вы говорите очень абстрактно. Если имеете в виду древних греков, то слово "бытие" (einai) ввел Парменид, и оно у него производно от слов ум (noos) и мысль (noema), и никак не связано с Я (ego). Если Вы имеет в виду древних индийцев, то у них бытие (Саттва) производно от сущего (Сат) и не очень-то увязано с Я.
А уж зачем Вы в теме Эрайгниса начали разговор о Вечности, мне непонятно. Есть же специально для этого открытая тема - Система категорий (ч.26, вечность). Там найдете ответы на многие Ваши вопросы. Перемещайтесь туда.
Именно, тот факт что "Я ЕСТЬ" = Бытие = Вечность, дает обычному (рассудочному) сознанию соединиться с Бытием-Вечностью. Для этого надо рассеянные разделенные части ума собрать в единое целое "цельно-мудрие" (софросин, по Сократу) или "Я Есть", и остановить его стремление двигаться в прошлое или будущее, замереть в "Здесь и Сейчас".
Это и есть суть всех мистических учений, и суть Эрайгнис. Замри - Умри - Воскресни.
Осознавший себя как "Я Есть здесь и сейчас", чтобы не осталось никаких "я буду" или "я был" - становится самим собой и через свое бытие (Dasein) сочетается с Бытием (Sein) - вечным бытием всех и всего.
Никакое обычное рассудочное сознание ничего не знает ни про Вечность, ни про декартовскую коллизию " Я есть". Многие-то философски образованные умы путаются в этих вопросах. Да и про Бытие тоже.
Хотя в экзистенциальном плане обычное рассудочное сознание вполне адекватно схватывает здесь-и-сейчас-бытие (Dasein) в смысле повседневного бытья-житья, с его заботами и волнениями. Это точно. Для этого даже замирать не надо. Каждая женщина знает, что ей утром надо накормить ребенка, а мужчина, проглотив завтрак, знает, что ему надо бежать на работу, зарабатывать деньги на житье-бытьё. Только мистикам надо усиленно концентрироваться, чтобы понять, зачем они живут, не растя детей и не зарабатывая денег.
Верно. Поэтому формула: Замри - УМРИ - Воскресни.
Прежде. чем рассудочное сознание получит доступ к Бытию и Вечности, оно должно замереть, собрать себя в единое целое и умереть как рассудок (расчленяющее познание), и воскреснуть как цельный разум, цельномудрие-софросин, которому не надо концентрировать и искать понимание, как жить без детей и денег. Чистому разуму скорее надо приложить усилия, чтобы понять обратное - к чему Бытию деньги и дети :))
Согласен. С уточнением. Что прежде, чем поставить задачу "замри", обычное рассудочное сознание должно получить некое образование, культурную практику и дорасти до определенного философского уровня, чтобы почувствовать потребность вообще ставить подобного рода задачи. В противном случае будем получать профанации, которых на ФШ, особенно в последнее время, пруд пруди. Даже в этой теме они "воскресают".
Если смотреть с точки зрения человеческого бытия, то вы абсолютно правы. Но надо быть последовательным и провести то же самое в сторону "региона сущего" - всего обьективного материального мира.
Если Эрайгнис первичен, то и весь так называемый обьективный мир - всего лишь мир, данный в ощущении, который отрывается от первичного Эрайгниса и кристаллизуется как внешнаяя материя. Это как раз дает решение проблемы психо-физического барьера и обьясняет возможность сознания влиять на материю.
Тогда получаем: первичную данность - Эрайгнис - единственно несомненное "Я Есть", "cogito ergo sum", и два мира, которые от него отрываются и кристаллизуются:
1) мир сущего, данный нам в ощущениях, чувственно-материальный мир физики, и
2) мир сущностей, данный нам в умозрении, идеально-духовный мир метафизики.
Вполне себе законченная "картина маслом" :))
Спасибо. Я человек, а посему и смотрю с точки зрения моего, человеческого бытия.
Некоторые (теисты) мнят себя Богом, а посему позволяют себе смотреть с Его точки зрения. Я считаю это высокомерием.
Некоторые (атеисты) считают себя этапом материи, а потому мнят, что могут говорить от имени материи. Я думаю, что при этом они много человеческих предрассудков вносят в картину мира.
Хотя проблема связи региона бытия с регионами материально-сущего и божественных сущностей, поднята Вами верно. Но мы об этом говорили достаточно. На днях выложу новую результирующую схему.
То есть вы согласны, что материя, как и сверхсущие идеи, не имеют рельного бытия не зависимого от Эрайгнис человека? Выше вы выражались иначе? Я честно хочу понять вашу концепцию.
Много раз говорили на эту тему.
Объекты региона материи имеют материальное, сущее существование, но не бытие.
Объекты региона бытия имеют именно бытие (в силу региональной принадлежности), в основе чего лежит Эрайгнис.
Объекты региона сущностей имеют существование в качестве сущностей, но не как объекты бытия.
И материальные объекты, и сущности, вступая во взаимодействие с человеком (бытием), получают от него (плюсом к своему существованию) предикат бытия. Многие философы в силу этого прямо приписывают бытие материальным объектам и сущностям, а некоторые даже отождествляют эти понятия (сущее=бытие=сущность), не видя разницы. Я считаю это неправильным.
Вот и вся моя позиция в этом вопросе, которую высказываю все три года во всех частях темы "Система категорий".
На мой взгляд, это и есть пример синтеза. Когда в человеке сущее и сущности, соединяясь в своих "реализациях" (трансформациях от отчуждения к свойности и обратно), образуют бытие человека. Поскольку человек есть результат синтеза, то ему трудно разбирать самого себя на составные части. Но это получается благодаря отрицанию.
Сказал бы, что Эрайгнис бытия раскладывается на Эрайгнис творения сущностей и Эрайгнис реализации сущностей. (На эрайгнис субъективный, и эрайгнис объективизируемый). Но можно ли говорить об Эрайгнисе объективном?
Спасибо. Извините за вмешательство.
Я бы уточнил: Эрайгнис не раскладывается, а пересекаясь с регионами сущностей и сущего (материи), образует моды (нюансы) своего проявления, сливаясь где-то с сущими объектами, где-то с объективными сущностями, а где-то и субъективными актами (феноменами). Сам же он всегда остается объективным как акт бытия-со-бытия.
Схематическое пояснение см. - ссылка.
Сергей, вы кое-что упускаете. У человека не просто "Есть", а "Я Есть" - Мышление-Бытие, тождественные друг другу и неразрывные. Вы допускаете, что у реки и у камня имеется точно такое же "Я есть", бытие-мышление?
Мне кажется, что их бытие вне бытия человека неотличимо от небытия. Может я не прав?
Опять вопрос. Как может существовать бытие Dasein, если это не бытие субьекта или Субьекта (Абсолюта)? Я могу понять когда бытие-для-себя (Дазайн) осознатся как чистое Бытие (Sein) и затем, через это "причастие" - осознается как бытие Абсолютного Бытия (Sayn). Но я не понимаю, как может безличное бытие Dasein (здесь-и-сейчас-бытие) существовать без субьекта, да еще и осознавать себя(?) и актуалзировать и реализировать себя (?).
Никакого Я у реки и камня нет. Такое мне и в голову не могло прийти. Но у реки и камня имеется перманентность существования, совершенно аналогичная перманеннтности бытия, так мне кажется.
Никогда ни мне, ни тем более Хайдеггеру в голову не могло прийти именовать Dasein в отрыве от человека. Dasein - это здесь-и-сейчас-бытие человека. Это такая аксиома, что даже странно, что Вы спрашиваете, да еще и просите ее на четвертом году Системы снова оговаривать. Правда, чувствуя Ваш подтекст, приходится снова и снова уточнять, что это не субъективное бытие, а объективное бытие субъекта, именуемого человеком. Соотношение же этого бытия (Sein, Dasein и Ereignis) с регионом сущностей (в том числе и с Абсолютом) отражено на схеме - см. ссылка.
Ознакомился с изложенным. Принял к сведению.
У меня привычка всё упрощать и сводить к минимуму. Вот моя модель общения в настоящий момент.
Основной элемент общения (передачи информации) - Слово. Оно функционально. Его функции: абракадабра, имя, термин, категория. Далее следует функциональность словосочетаний (противоположность, противоречие, отрицание и т.д.)
Категория (в моем понятии в настоящее время) - общее имя группы имен (терминов) отождествленных по какому-либо общему предикату.
В моей модели Бытия - категория Сущее (существующее) объединяет в себе категории: Предмет, Событие, Процесс
Категория Предмет (в моем понимании) содержит категории: Вещь, Существо, Личность
Вещь - статично организованная система;
Существо - динамично организованная система;
Личность - Существо осуществляющее принцип Управления для сохранения своей стабильности.
Но Управление можно осуществлять только осуществив самоидентификация (осознать свое Я) и привязать его к окружающему Бытию.
Из этого следует, что в моей модели Бытия Эрайгнис - это момент перехода от Существа к Личности. Его наличие и делает из Существа Личность.
Таково мое принятие предложенного термина.
В принципе, согласен. Если Вас удовлетворяет Ваше решение, то и вопросов нет. Хотя одно дело заявить, что из существа может сформироваться личность при наличии Эрайгниса, другое дело - рассмотреть механизмы и алгоритмы такого процесса в деталях и выработать практические рекомендации, что делать. Я пытаюсь вести поиски и во втором направлении.
Полный резонанс с этим сообщением.
С. Теория встроенности Эрайгниса в бытие, плюс в сущности и сущее
С определенностями Эрайгниса вроде бы определились. Их набролось 28: 16 отрицательных (разд. А) и 12 утвердительных (разд. В). Не исключаю, что и еще выявятся.
Далее на ФШ (в теме: часть 22а) было предложено несколько схем встроенности Эрайгниса в бытие, сущности и даже сущее:
Сергей Борчиков, 14 Ноябрь, 2015 - 17:25, ссылка
Сергей Борчиков, 15 Ноябрь, 2015 - 16:00, ссылка
Юрий Дмитриев, 17 Ноябрь, 2015 - 23:01, ссылка
Дилетант, 18 Ноябрь, 2015 - 13:55, ссылка
Дилетант, 25 Ноябрь, 2015 - 22:50, ссылка
Андреев, 24 Ноябрь, 2015 - 06:25, ссылка
Андреев, 25 Ноябрь, 2015 - 09:00, ссылка
сюда могу добавить и нынешнюю схему
Андреев, 3 Март, 2017 - 08:28, ссылка
Однако по прошествии года я понял, что все они оказались не совсем адекватными, потому что были практически одномерными, в рамках одной координаты – координаты времени-бытия.
Поскольку ведется разговор о связях с регионом сущего (несокрытость истин сущего, «назад к вещам» и т.д.) и о связях с регионом сущностей (Seyn, Бог, Ничто и т.д.), то появляется необходимость введения в схему второй координаты – координаты, ортогональной бытию, направленной из вечного Сущего к вечным Сущностям:
Для удобства примем, что начало системы координат всегда находится в точке «Теперь».
Ведутся разные споры, ограничивается ли настоящее этой бесконечно малой точкой (мгновением), либо оно укладывается в некий диапазон, скрепленный ретенционными связями? Дабы не обременять себя темпоральными проблемами, приму для общего случая настоящего некую протяженную величину или диапазон (отрезок), тем более в онтологии и термин для его обозначения имеется: это Dasein – здесь-и-сейчас-бытие.
Также, по-видимому, имеется диапазон по шкале вечности – как бы толщина бытия, внизу примыкающего и проникающего в сущее, а вверху – в сущнсоти. Для первого нет особого термина, тут просто есть некоторая синонимия терминов сущее и бытие, путающая онтологов. Хотя можно упомянуть термин Беккера – Dawesen (здесь-и-сейчас-сущность, сущая сущность), а для второго Хайдеггер вводит термин Seyn (с ипсилон) – т.е. сущностное бытие.
Так вот, Эрайгнис всегда находится внутри этих двух диапазонов как саморефлексивная (автомодальная) величина бытия, обращающего взор на самое себя:
Эрайгнис на этой схеме обозначен как саморефлексивный, замыкающийся на самого себя акт со-бытия. Осуществляется он в пределах диапазона Dasein (здесь-и-сейчас-бытия) и входит в пограничные зоны с Сущим и Сущностями, в силу чего является промежуточным звеном и актом, обеспечивающим связь с природными объектами и сущностями.
Вроде бы эта схема улегалась, сняв очень многие противоречия и проблемы. Конечно, напрашивается еще третья (объемная) координта, увязывающая сущее с сущностями, но графических средств для этого пока совсем недостаточно. С этими бы двумя координатами окончательно разобраться.
Вот этот круг на втором рисунке, обозначенный Эрайгнисом, имеет "толщину бытия". На мой взгляд, он, Эрайгнис, имеет размер, равный диаметру этого круга. Происходит реализация Эрайгниса, его материализация.
А третья же координата проходит через центр, как обычная координата Z, но называл бы "чувственной" координатой. Тогда получаем величину и полярность чувства Эрайгниса, его ощущения.
Том 1
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
XIX
На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что-то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились....
....................
Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
....................
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»
.........................
Отличный пример. Лев Николаевич Толстой был тонким философом и прекрасно описывал феноменологию Эрайгниса. Наша задача - метафизически осмыслить природу этих феноменов.