Методология зла и добра. Последняя редакция

Аватар пользователя Виталий Иванов
Систематизация и связи
Этика
Социальная философия
Философия культуры
Философское творчество

Книга на ФШ

http://philosophystorm.ru/books/vitalii-ivanov-metodologiya-zla-i-dobra

Статья на ФШ

http://philosophystorm.ru/article/vitalii-ivanov-metodologiya-zla-i-dobra

Последняя, доработанная редакция на Литрес

https://www.litres.ru/book/vitaliy-ivanov-33744873/metodologiya-zla-i-dobra-esse-kommentarii-73290899/

 

Виталий Иванов

Как это не странно, человечество в целом не определилось до сих пор с общепринятыми представлениями что есть зло, что добро. То, что для одних субъектов или общностей несомненное зло, для других, в их представлениях оказывается очевидным добром.

Проще всего получить что-то, у кого-нибудь отобрав. Но разве это - добро для того, кто совершает зло для другого, других?

Следует ли признать таким образом, что зла и добра нет между людьми? Всё относительно выбранной точки отсчета - конкретного человека, общества, государства?

Да, так и есть в одноуровневых системах.

Однако, если рассматривать отношения в системах иерархических: человек - семья - общности различных порядков и вложенностей - государства - человечество в целом, становится ясным, между родственниками добро то, что приносит пользу семье; между различными общностями добро то, что приводит к развитию, позитиву для общности более высокого уровня. В отношениях между государствами добро то, что несет большие выгоды человечеству в плане его развития, расширения количественного и качественного нашей ойкумены-Вселенной.

При этом надо включать в круг рассмотрения не только цивилизацию - и Природу

Эта методология определения, разграничения зла и добра - одна из основных идей данной книги.

Добавлю только, что из любых правил случаются исключения. У людей, кроме отвлеченного рассудочного счета, который годится более для машин, возможно, ИИ, есть и должны быть совесть, любовь, честь, альтруизм. Иногда благополучие целого мира не стоит одной слезинки ребенка. И тут надобно сочетать холодный расчет с любовью, для этого подарен нам Разум. Которым пользоваться научиться не просто.

 

Людмила

Методология определения что есть «зло», что «добро» в представленной субъективной интерпретации автора выглядит вполне объективно.

Мудрая книга. Очень понравилась.

Хочется сказать за автором: нет зла, нет добра; есть разум и глупость.

Необычный подход. Но я с ним согласна. Рекомендую к прочтению!

 

Комментарии

Аватар пользователя Владимир Старк

человечество в целом не определилось до сих пор с общепринятыми представлениями что есть зло, что добро.

Я разобрался, пишу статью "О природе зла", допишу размещу.

Аватар пользователя Виталий Иванов

Владимир Старк, 12 Март, 2026 - 23:08, ссылка
"Я разобрался, пишу статью "О природе зла", допишу размещу"

ЗдОрово. Может, дополните чем-нибудь.

Аватар пользователя Владимир Старк

Дополнить? Ну если бы здесь за мат не банили, то тогда что-нибудь разумное, доброе и вечное я бы и посеял немедленно. )

Аватар пользователя Виталий Иванов

Владимир Старк, 13 Март, 2026 - 00:18, ссылка
Вы, как и многие другие, увы, ничем от них не отличаясь, ничего не хотите читать.
Что есть зло и добро сказано в конце 80-х прошлого века. В начале этого века выставлено в Инете на Проза.ру. Там, кстати, люди читают, у меня более 500.000 читателей. В 2015-ом вышла книга, в ней всё прописано. Даже на ФШ в нее заглядывали более 2000 читателей.
Ссылки я привел.
Вам в облом.
О чем с вами говорить?

Аватар пользователя Владимир Старк

Что есть зло и добро сказано в конце 80-х прошлого века.

Долгонько человечество голову ломало

А зачем далеко ходить, в здешней библиотеке выложена моя Теория Нравственности.

Аватар пользователя Виталий Иванов

Владимир Старк, 13 Март, 2026 - 10:52, ссылка

"зачем далеко ходить, в здешней библиотеке выложена моя Теория Нравственности."

Не хотите других читать?
Читайте себя без ограничений, за всех остальных.
Идеи и мысли приветствуются. 
Но, если не желаете сказать что-то по теме Записи, реклама здесь не нужна.
Буду банить.

Аватар пользователя Victor_

--- Владимир Старк, 12 Март, 2026 - 23:08, ссылка 

Я разобрался, пишу статью "О природе зла", допишу размещу

 Подумать только! - все в мире с Богом только мысленно общаются, а тут у нас на ФШ как черт из табакерки - вот ОН вживую!!! surprise - во всём разбирается и при этом даже похоже и здоровьем цел, и откуда столько сил у него? - наверное ну ТОЧНО божок какой-то...

Аватар пользователя Виталий Иванов

Victor_, 13 Март, 2026 - 01:07, ссылка

Да, эта самоуверенность без достаточных на то оснований забавна.)

 

Аватар пользователя Владимир Старк

Да, эта самоуверенность без достаточных на то оснований забавна.)

А какие основания вы сочли бы достаточными. )))

Аватар пользователя Виталий Иванов

Владимир Старк, 13 Март, 2026 - 13:00, ссылка

"А какие основания вы сочли бы достаточными. )))"

Достаточные и необходимые основания - наличие собственных мыслей и готовность ими делиться. А не трата своего и чужого времени с пустым бахвальством, на чужой к тому же странице.
Спам буду удалять - последнее предупреждение.

Аватар пользователя fed

Виталий Иванов: что есть зло, что добро.

Существует четкая граница между добром и злом. Писал об этом уже неоднократно. 

Граница определяется Дхармой, основным нравственным законом Вселенной.

Зло, грех влечет за собой страдание. Добро же влечет за собой благо. 

Критерий греха - причинение вреда.

Аватар пользователя Виталий Иванов

fed, 13 Март, 2026 - 06:07, ссылка

"Зло, грех влечет за собой страдание. Добро же влечет за собой благо. 

Критерий греха - причинение вреда."

Приветствую, fed!
Всё так. Древние были мудры.
Критерии зла и добра в целом общие для всех и всего.
Однако все-таки мы живем не в Индии и не 3000 лет назад, а сегодня. И очевидно, что представления расширяются, надо их прояснять и дополнять.
Есть критерии абсолютные и относительные. Вы говорите об относительных.
Под абсолютными, без относительности к субъектам, частям я понимаю развитие, а именно появление новых качеств, расширение разнообразия, всё это выражается в увеличении количества исчерпывающей (недублированной) информации.
Под абсолютной системой отсчета логично понимать в целом Творение, т.е. нашу ойкумену-Вселенную.
Однако на практике все имеют дело с относительными системами отсчета - конкретными частями, субъектами. Именно об этом предлагаемая "Методология зла и добра". Которая результаты действий в относительных системах отсчета приводит к пониманию и предсказуемости в абсолютной. Восхождения от нижних ступеней иерархии систем ко все более высшим. Соответственно, говоря языком древних и вашим, приводит к реальному исполнению "нравственного закона Вселенной", уменьшению страданий и дарению блага по месту и времени - Целому и частям его, максимально возможного.

Аватар пользователя buch

Виталий Иванов, 13 Март, 2026 - 08:47, ссылка

И очевидно, что представления расширяются, надо их прояснять и дополнять.

Ага . Проясните , пожалуйста , Альбертович . А то мы так и помрём непрояснёнными  ( как то не хотелось бы вот так вот )

Аватар пользователя Виталий Иванов

buch, 13 Март, 2026 - 16:16, ссылка

"Проясните , пожалуйста , Альбертович . А то мы так и помрём непрояснёнными  ( как то не хотелось бы вот так вот )"

Сколько не поясняй, вам ничего не поможет.
Через пустоту солнце не дает тени.

 

Аватар пользователя buch

Виталий Иванов, 13 Март, 2026 - 22:27, ссылка

  надо их прояснять

  Через пустоту солнце не дает тени.

Согласен . Ваше "прояснение " , Альбертович , может вызвать только тень ( в мозге ) Впрочем, глянем, что Вы там напроясняли в очередном своём творении.....

Аватар пользователя Виталий Иванов

buch, 14 Март, 2026 - 09:41, ссылка

"Ваше "прояснение " , Альбертович , может вызвать только тень ( в мозге )"

Суть в том, что, если мозг пуст в смысле наличия структуры собственных, не заимствованных представлений, солнце Разума не создаст игры света и тени. Свет проскочит насквозь, не встретив препятствий, не задержится, даря живительное тепло робким росткам сознания, желающего подарить себя миру, затратив усилия, да, но и получая возможность распуститься прекрасным цветком под лучами благословенного Разума.

"Впрочем, глянем, что Вы там напроясняли в очередном своём творении....."
Надежда есть. В добрый путь!

 

Аватар пользователя buch

Виталий Иванов, 14 Март, 2026 - 10:25, ссылка

  распуститься прекрасным цветком под лучами благословенного Разума.

Растрогали . Я сейчас расплачусь . Альбертович , сообщите номер карточки пожалуйста , я Вам денег вышлю ( Хотя нет . Забыл . Нужно ещё стулья для кухни покупать )

Послепрояснения :

надо их прояснять и дополнять.

 Лучше изложите тезисно , что нового Вы обнаружили в Добре и Зле в текущем моменте времени . А то я ещё и Канта не домучал до конца окончательно . Не хотелось бы время зря терять .

Аватар пользователя fed

Виталий Иванов: мы живем не в Индии и не 3000 лет назад, а сегодня.

научные законы неизменны от сотворения мира. 

Аватар пользователя Виталий Иванов

fed, 14 Март, 2026 - 08:52, ссылка

"научные законы неизменны от сотворения мира."

Не меняются фундаментальные основания мироздания. Бесконечная и вечная вселенная неизменна в вездесущности и нескончаемости своих изменений.
А наша ойкумена-Вселенная, конечно, меняется. Не говоря уже о человеческих представлениях, в том числе и "научных".

Аватар пользователя Виталий Иванов

Трудно не согласиться

"‼Ложь - правит миром.

 

Аватар пользователя Владимир Старк

Виталий, ну и где ваше разгромное суждение о моей "Природе Зла"?