Эта тема - заочное участие в нескольких здешних темах о Марксе и Энгельсе, о коммунизме. Решил собрать сразу в одно.
МЭ были добросовестными учеными, теоретиками. И МЭ были революционерами-практиками.
И это их "конфликт интересов".
Ученые стремятся добросовестно описывать, анализировать, находить закономерности безотносительно своих предпочтений, конъюнктуры, моды, мейнстрима и только известной им современности.
Революционеры - люди, которые не могут терпеть несправедливость, должны действовать, бороться здесь и сейчас, немедленно.
Если это держать в голове, то несложно проследить в текстах МЭ, где они кто. Например, в том же Манифесте коммунистической партии. В нем чередуется отличный анализ истории, эволюции человечества и мнения, решения из современной им частности. (К слову, термин "глобализация" первым или одним из первых ввел Энгельс).
Поэтому, говоря об учении МЭ, стоило бы разделять их общественно-исторические теории и собственно революционные идеи. Вторые явно слабее, пусть и невольно.
------
Кое-что о коммунизме, социализме и нашей революции.
Коммунизм у МЭ (не у Ленина, не в советских учебниках-документах, не в наших прошитых ими мозгах, а у МЭ) - естественная следующая стадия после капитализма. Капитализм, вследствие исчерпания себя, достигнув предела своего развития, неизбежно сменится коммунизмом. Коммунизм будет основан на чрезвычайно развитых при капитализме экономических, научных и пр. возможностях, производительных силах.
В т.ч. такие экономические, научные и пр. достижения человечества будут давать практически бесконечное количество нужного людям продукта при практически ничтожных затратах человеческого труда.
(Это попытался кратчайше изложить идею коммунизма МЭ. Дальше мои интерпретации и измышления).
Такое развитие производительных сил, которое практически не требует человеческого труда при избытке им производимого, означает ничтожность стоимости продукции. Это делает ничтожным же основной стимул занятия предпринимательством - получение прибыли, заработка, накопление средств, собственности и т.д. Заодно это снимает основные причины противоречий между людьми - имущественные, экономически определенное неравенство, соперничество, принуждение, насилие и т.п.
Заодно понятно, что пролетариата как класса к этому времени вообще не будет - он не нужен при таких средствах производства.
Это создает естественную возможность для добровольной передачи (или, скорее, для стремления избавиться) собственниками своих средств производства обществу. Поскольку только у общества останется причина владеть средствами производства и их поддерживать-развивать. Предприниматели к этому моменту уже де-факто превратятся в управляющих, организаторов производств, занимающихся этим только в силу личных предпочтений и общественного одобрения.
Соответственно, при таком развитии производительных сил ни революции, ни насилия, ни классовой борьбы для ликвидации института собственности, для перехода средств производства в общественное управление не требуется, т.е. не будет.
Уже из идеи МЭ о коммунизме может быть понятно, что идея и практика нашей "коммунистической" революции была частью противо-направлена идеям коммунизма МЭ, частью со-направлена с мировым развитием производительных сил.
Противо-направлена, т.к. направлена на уничтожение только начавшего развиваться в России капитализма, направлена на недопущение развития капитализма в стране. Революционные идеи в России были анти-капиталистическими, вне-капиталистическими, до-капиталистическими.
Одновременно, при этом Лениным и другими предполагалось - "исключая всю мерзость буржуазных отношений" - сознательно, "с освоением всех знаний и достижений человечества", но вне собственности и рынка развивать производительные силы до предполагаемого наивысшего их уровня. (К слову, это идея Парвуса-Троцкого - той самой "перманентной революции", принятая Лениным к 1917 г., воплощаемая Сталиным в СССР - как своя).
Видно, что ни идея нашей "коммунистической" революции как отрицание, недопущение развития капиталистических отношений, ни идея социализма как "переходной стадии к коммунизму", не есть идея коммунизма МЭ совсем. Вообще. Никак.
Противоречит идеям МЭ-ученых.
Но в общем-то, скорее согласуется с идеями МЭ-революционеров.