Внешняя сторона событий имеет скрытые, неведомые людям причины и «предназначения». Мы замечаем лишь ничтожную надводную часть этого «айсберга», на основании которой делаем выводы и реагируем, выстраивая свою жизнь.
Нам не дано изменить возникающие ситуации, и далеко не всегда мы можем повлиять на ход их развития. Тем более что значительная их часть – виртуальные представления, формируемые иерархической структурой отношений мышления.
А сами отношения характеризуют процессы психоэнергетических преобразований сознания и его реакции, как правило, неосознаваемые и во многом бесполезные. Которые нередко оказываются причинами новых событий, нами создаваемых и провоцируемых.
Поэтому спокойное, отстранённое восприятие всего, контроль сознания и отношений (через отрицание ненужных и вредных) оказываются благом. А «размахивание кулаками после драки» – ни к чему.
Решения, принимаемые человеком в конкретных жизненных обстоятельствах, зависят от внутреннего состояния сознания. Которое всегда проявляется в его внешних реакциях, отношениях и действиях, хотя ему кажется, что он способен выбирать по-разному.
С другой стороны, любое событие, побуждающее к выбору, есть предложение «выйти за пределы себя», совершив прежде недоступное. Однако реализовать его можно только за счёт скачкообразного расширения сознания. Такая «возможность невозможного» связана с реализацией скрытых в людях потенциях души.
В ней заключён истинный смысл подвига, «по-движения» человека от себя прежнего к себе новому, посредством воли, любви и силы духа рвущего узы предопределённости и переходящего в иное пространство жизни и бытия. При этом он всегда жертвует собой, самоконтролем ограничивая внешнее начало и тем самым открывая доступ внутреннему, меняя состояние сознания и отношения.
Н. Рерих писал о «бдительности», суть которой – в обращении человека к себе, непрестанном самоанализе. Но непросто познать окружающее Мыслимое-бытиё неотъемлемой частью себя, Мыслящего-«Я», и понять, что он есть лишь структура представлений и отношений мышления.
«Замыкаться в себе» – и плохо, и хорошо. Плохо, так как «замкнутость» часто связана с проявлениями страха, бессилия и безволия и есть попытка отгородиться от внешнего мира и других людей. Хорошо, потому что в определённых условиях она может привести к самодостаточности.
Я уже писал, что сознание человека состоит из двух дополняющих друг друга, но и противостоящих начал – внешнего (разума) и внутреннего (души). Они никогда не задействуются одновременно, только поочерёдно: есть либо одно, либо другое. А то, к чему ведёт «замкнутость», определяется тем, какое начало главенствует.
Напомню, что мышление является сложной, иерархически организованной структурой отношений, состоящей из двух сфер: пространственно-временной (образов и представлений) и семантической (номенов-знаков). Они взаимно отображают и проникают друг друга, а их центром является Пуруша-Познающий (Мыслящий-«Я»).
В процессах мышления «этот» Пуруша посредством бессознательных первичных отношений непрестанно исторгает мыслепредставления (собственные идеи). И затем воспринимает их, вбирая в себя и порождая вторичные, частично осознаваемые отношения (как отношения к отношениям).
При этом сознание разделяется на два встречных и противоположно вращающихся вихрепотока психической энергии. А разум выстраивает из них условно-упрощённые модели Мыслимого-бытия и определяет свои «третичные» отношения к ним, формируя обобщённую структуру представлений и отношений мышления.
«Бесполезность каких-либо споров вообще, неистинность любых суждений, невозможность жить в согласии с собой» вызваны следующим. Мыслящий, погружённый в себя, опирающийся на мышление и анализирующий свои представления и отношения, интуитивно ощущающий иллюзорность внешнего мира («я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак»), беспомощность («если клоун вышел плохо,… ты сама и виновата, и никто не виноват») и отсутствие основания в себе самом какой-либо «реальности» (позиция стоицизма), оказывается не в силах разрешить фундаментального противоречия.
«Если всё есть сознание (мышление), и нет ничего кроме него, то в чём его исток и причина?» – вот главный вопрос Мыслящего-«Я». Начало всего – в душе-Атмане, которая в основе своей есть безмыслие. В ней содержится мудрость и её отсутствие, знание всего и вместе с тем неведение об этом. Да и зачем знать что-то душе, приобщённой ко всему?
Её можно трактовать как состояние «чистого бытия» идеями, бессознательно отражаемыми в меняющиеся дискретные образы без их осмысления (для этого «нет времени», оно в мгновении настоящего не существует) и осознаваемыми как мимолётные искры впечатлений, сохраняемые в памяти. В которые погружается разум, сопоставляя их, анализируя и синтезируя, и это оперирование отпечатками прошлого есть мышление.
Однако возможно состояние непрекращающегося «пребывания в настоящем», как результат неустанного труда души на Пути самопознания человека. Исследуя себя, он посредством контроля отношений и отстранённости восприятий приводит разум к успокоению и открывает дорогу душе.
Я могу дать совет, хотя и понимаю сложность следования тому, к чему нельзя придти через рассуждения и усилия воли. Надо «стать душой», впустить в себя красоту и гармонию мира (его идей), отвечая радостью и любовью, ощущением, что всё это – ты. Заглушить в себе прочие отношения и стать наблюдателем, замершем в благоговейном восторге, которого «объяли воды до души его», а сама она переполнилась любовью.
Тебе «волей-неволей приходится участвовать в чужих играх и иногда вести свои», но всё это – игры отношений, в которые ты вовлечён мышлением. Они могут нравиться или нет, но не играть в них ты не можешь из-за незнания себя, слабости духа и молчания души. Однако возможны состояния сознания (разума и души), приводящие к «выходу из игры» или изменению статуса участника. Они достижимы только за счёт изменения отношений.
Сражение с собой и за себя – многогранно и есть «борьба» отношений (прежних с новыми), знаний («мёртвых», теоретических с их «живым» применением, а также известных с вновь обретаемыми), Мыслящего с Мыслимым и, наконец, разума (мышления) с безмыслием души.
А Путь оказывается бесконечной «спиралью самопознания», ведущей от души к разуму и мышлению, а через них вновь к душе. И так снова и снова, но каждый раз – в иных состояниях самосознания и восприятий. Поэтому сражайся и радуйся, ибо радость и любовь покрывают и объемлют всё.