Эссе "О свидетельствующем вопрошании"
Предисловие
Все рассуждения в этом эссе необходимо рассматривать, отбрасывая всякую догму. Прежде чем размышлять о его содержании, следует исходить из того, что ни во что нельзя верить без знания об истине.
Если отбросить веру целиком, останется нечто, что изначально можно трактовать как «свидетеля» и явления, ему предстающие. Однако я стремлюсь доказать, что ни свидетель, ни явления не требуются.
I. Всякое размышление должно начинаться с вопроса о цели самого вопрошания. Для этого необходимо ответить на фундаментальные вопросы:
-Кто вопрошает?
-Возможно ли знание о вопрошающем?
-Чем является вопрошание?
Казалось бы, ответ очевиден: вопрошание — это акт вопрошающего субъекта. Но тогда возникает новый вопрос: что есть этот субъект? Является ли он частью чего-то большего или есть само «всё»? Ответы порождают бесконечную цепь вопросов.
---
Западная философия погрязла в дилемме о необходимости субъекта. Её антропоморфизм проявляется в понятиях «данность», «явление», которые требуют того, кому является опыт. Но можно ли отличить субъектное от не-субъектного?
Однако нужен ли этот дуализм «я» и «не-я»? Без радикализма, признавая феномены в иной форме, «субъектность свидетеля» сама оказывается лишь феноменом.
Даже самонуждаемая идентичность свидетеля — как первичная основа для явлений — есть не более чем феномен.
---
Формализуя отсутствие свидетеля и приравнивая его к прочему, мы устраняем нужду в феноменальности. Феномены перестают являться, ибо являться некому. Остаётся лишь нечто.
II. Трансцендентный наблюдатель (свидетель явлений)
Кажется очевидным присутствие свидетеля всякого феномена, который улавливает явления. Однако, мышление с внутренним диалогом или визуализация, как акт деятельности феноменального "я" - тоже феномены для трансцендентального свидетеля
(Если это не так, то как это формально обосновать, чтобы не погружаться в догму?).
Из чего следует, что не существует никакого "взаимодействия" между трансцендентальным свидетелем и феноменальным "я". Потому что, по своей природе, феноменальный "я" ничем не отличается от феноменального красного яблока.
III. Парадокс взаимодействия
Как феноменальный "я" размышляет о трансцендентном свидетеле? Это невозможно, потому что убежденность в "присутствии" трансцендентного наблюдателя - феномен. Такое умозаключение следует из того, что мы не можем знать о существованине
ноумена. Следовательно остается феноменальное "я" и остальные феномены?
В следствии, устранятся нужда дуализма, где явление - является кому то, является откуда то. Остается "нечто".
IV. Нечто
Не является ли "нечто" подменой субъектности, но в более темной бездне? Введя "нечто", я просто сказал - не знаю. Однако, знать по определению невозможно, потому что будет уже выход за пределы возможного (догма).
Комментарии
Диоген_в_балаклаве, Эссе "О свидетельствующем вопрошании"18 Август, 2025 - 23:31
Поразительно хорошее эссе! Суть эссе проста: бытие или "есть" для того чтобы быть, не нуждается во внешнем подтверждении - ни в наблюдателе, ни в познании.
Размышление правильное, но на мой взгляд, не полное.
Действительно, "всякое размышление должно начинаться с вопроса о цели самого вопрошания". Но вот раскрытие этого фундаментального вопроса не полное. Нет самого важного пункта. Остался не поднятым вопрос о том, почему вопрошающий вопрошает? Что это за субъект, которому надо вопрошать?
Да, термин "субъект" философский. Но все-таки в данной ситуации не будет лишним уточнить, что вопрошающим является не просто субъект, а субъект конкретный - человек. Без этого уточнения все размышление повисает в неопределенности абстракций. Ведь не каждый субъект является вопрошающим, как и не нельзя свести субъект к акту вопрошания.
Человек это субъект. Это бесспорно. Но также бесспорно, что не всякий субъект это человек. Мы не знаем наверняка, любой ли субъект вопрошает. Поэтому когда мы ведем речь о вопрошающем субъекте, мы должны рассматривать не абстрактные возможности, которое могут быть только надуманными, а ситуацию человеческого существования.
Если мы зададимся вопросом о том, почему человек вопрошает, то на мой взгляд, и открытия будут более продуктивными, чем констатация :
Дополнение к главе "II. Трансцендентный наблюдатель (свидетель явлений)
Мною было создано допущение, при котором меня можно понять неправильно. Я вещал о трансцендентном и трансцендентальном, однако не дал четких понятий, что имел ввиду. Так что же я имел ввиду?
Под трансцендентным свидетелем, я подразумеваю - дихотомическое разделение "я" и "не я", где свидетельствующий "я" потусторонен по отношению к феноменам (и формам ноуменов).
Под трансцендентальным свидетелем , я подразумеваю - мыслящего субъекта, который свидетельствует о том, что ему является. Он свидетельствует о себе (себе = феноменальном "я").
Умозаключение "Я мыслю - следовательно существую" в моем понимании - Трансцендентальный свидетель познает феномен "я".
Почему нельзя верить без знания об истине?
Если я знаю, хоть истину, хоть её отсутствие, то я непременно верю хоть в истину, хоть в её отсутствие.
Таким образом, "вера" есть изначальна.
При отсутствии веры пропадает и знание.
Если отбросить веру целиком, то остаётся неверящее действие объективной истины (реальности) или её ожидание. Ожидание без всякой веры.
При ожидании истины непременно должно быть "нечто ожидающее". Например, ожидающее удара маятника. Но не верящее. Ожидающее, но не ждущее. Например мембрана. Разумеется, что не буквально мембрана, потому что мембрана ничего не ожидает, но входит в состав ожидающего.
Не совсем понимаю, как можно знать "хоть истину"/"хоть ее отсутствие". Мне даже не понятно, что является объектом этого суждения, сама истина или то что она в себе несет (?).
Какой то парадокс получается, если знание о отсутствие истины - это истина, то получается оно само себя исключает. А если серьезно, мое эссе о "невозможности" что либо знать по определению, где знание = истина. Ваше рассуждение изначально стоится, что вы знаете.
Вообще, мое эссе предполагало больше не то, что мы не знаем истины, а даже сама концепция существования истины - ничто иное, как вера в нее.
А что если истина - всего лишь концепт, в "существование"/"не существование" которого ты всего лишь веришь. Если вера "первична", то чем вера в истину или ее отсутствие отличается от веры в бога или его отсутствие? Напомню, Кант возник чтобы противостоять "пучку восприятий" Дэвида Юма (великого скептика). По Канту: концепция бога настолько же доказуема, насколько и опровержима.
Если с такими же критериями подходить, то перед ножом "доказательств" встает "Я". В своем эссе я и показал, что "я" - можно также доказать, как и опровергнуть. (справедливости ради, такие "ножи" не новы, Готлиб Фихте, близкий знакомый Канта показал это на примере солипсизма (однако, сам солипсизм конечно "я" не устраняет, просто показывает его непознаваемость, как у канта))
Как будто, мне следует объяснить, что из себя представляет истина(объективная). Истина (объективная), в понимание Канта - ноумен. Однако, истина несравнима, поскольку единственное отличие истины от не истины - истинность. Истину невозможно сравнить с другой истиной. (утверждение, что 1+1=2 - истина, неподверженная скептике)
Истина не подвержена скептике любого порядка. Такой истиной обычно принималась концепция "я", от которой уже все философы строили свои интерпретации. Если ты знаком с Рене Декартом, то его диалектический подход заключался в вычленении всякой "догмы", где он остановился на своем знаменитом - Cōgitō ergō sum (Я мыслю - следовательно, существую).
Однако, мое эссе призывала усомниться в истинности. К сожалению, для малорекурсивных умов, неспособных к глубокой рефлексии - очевидным остается когито Декарта, как "само-подтверждение", но для меня - нет.
Всякое размышление должно начинаться с самого факта размышления. Что это такое? Его не нужно изначально привязывать к субъекту - тогда и отпадёт необходимость его искусственно "отвязывать".
Размышление по своей сути есть структурирование. А любая структура - это уже не НИЧТО. Следовательно, как только мы имеем факт размышления, мы уже имеем структуру. Можно даже сказать - мы имеем истину.
Окей, если для тебя так, то скажу проще. Мое эссе не настолько "высоко", чтобы отвечать чем является "по своей сути" размышление. Структурирование - абстрактная деятельность мышления. Ты "привязываешь" мышление к абстрактно-лингвистическому понятия о деятельности - ладно, без комментариев, пусть будет догматическое допущение.
Ты спросишь почему догматическое допущение? Та потому что оно также доказуемо как и опровергаемо. Или я не прав? Если не прав - построй пожалуйста логически последовательную цепь суждений, исходя из которых размышление отождествляется со структурированием. Где потом, ты расширяешь смысл одной ПРЕДПОСЫЛКИ, и конечно же истинно (сарказм) отождествляешь сразу со второй ПРЕДПОСЫЛКОЙ.
Проще говоря, ну чисто, чтобы не цепляться к словам: ты сперва отождествляешь стул и стол, потому что они оба деревянные и у них есть ножки, а потом в следующем суждение отождествляешь их назначение. Получается стол у нас чтобы сидеть!
А если смотреть со стороны моего эссе, то я прям не знаю. Ну пусть даже твои "идеи" будут истинными, но они "самоуничтожаются" под давлением скептики этого же эссе. Тот же инструментарий применим и к твоим двум абзацам.