
В классической философии и физике движение традиционно понимается как атрибут материи — изменение положения тела в пространстве с течением времени. Эта парадигма, восходящая к Аристотелю и закреплённая в механике Ньютона, рассматривает движение как нечто вторичное по отношению к самому существованию вещей. Однако предлагается радикальный пересмотр этого отношения: не движение есть свойство бытия, а само бытие есть движение.
Тезис формулируется следующим образом: движение (понимаемое в самом широком смысле как изменение, процесс, фениксование) является не просто характеристикой сущего, а способом и формой его существования. Всё актуализированное (Бытие) существует не иначе как в состоянии непрерывной трансформации своих форм, связей и состояний. Стабильность и покой — относительные понятия, возникающие как эффект наблюдателя в конкретной системе отсчёта или на определённом масштабе рассмотрения.
Онтологические основания данного тезиса можно вывести из нескольких принципов:
Принцип первичного неравновесия. Если принять, что изначальным состоянием Универсума является неравновесие (а равновесие тождественно Небытию), то любое сущее как узел этого неравновесия по определению находится в состоянии стремления к изменению.
Принцип процессуальности. Сущность вещи раскрывается не в её статическом состоянии, а в её траектории — в том, как она изменяется, взаимодействует и переходит в иные формы. "Вещь" есть снимок процесса.
Принцип релятивности покоя. Абсолютный покой, понимаемый как полное отсутствие изменений, онтологически невозможен для сущего. Он наблюдаем лишь как локальное и временное равновесие в рамках заданных условий наблюдения.
Следствия из этой позиции затрагивают ключевые философские категории:
Материя. Перестаёт быть субстратом, "носителем" свойств, и сама понимается как конкретная форма процесса — "узел устойчивого неравновесия" в вечном потоке изменений.
Энергия. Переосмысливается не как причина или "топливо" для движения, а как мера интенсивности и масштаба самого изменения, его количественная характеристика.
Время. Предстаёт не как внешний параметр, а как внутренняя мера накопленных системой изменений, имманентное измерение процесса.
Пространство. Понимается как одно из измерений изменения, геометрия которого отражает структуру возможных взаимодействий и преобразований.
Таким образом, предлагается переход от субстанциональной онтологии ("мир состоит из вещей") к процессуальной ("мир состоит из процессов"). Это снимает ряд классических апорий, связанных с соотношением покоя и движения, возникновения и уничтожения. Смерть и рождение видятся не как абсолютное исчезновение и появление, а как качественное изменение формы существования, выходящее за рамки данной системы восприятия.
Данный подход находит переклички с идеями Гераклита ("всё течёт"), процессуальной философией Уайтхеда, а также с некоторыми интерпретациями квантовой механики и космологии. Он открывает возможность для построения единой картины мира, где физические, биологические и ментальные феномены понимаются как различные уровни и модальности единого потока бытия-становления.
Комментарии
А стоит ли мудрить. Не лучше ли вспомнить современного философа всех времён и народов Ч.Дарвина и сказать, движение материи есть ЭВОЛЮЦИЯ.
Нет ни каких философов. Дарвин это учёный.