Увидеть можно всё, что движется

Аватар пользователя ФИАН
Систематизация и связи
Логика
Философия науки и техники
Наука и техника
Психология
Педагогика

Уважаемые возможные читатели этой темы!
Предыдущие мои темы прекрасно заболтали. Так тому и быть!
Рискну предложить для очередного забалтывания Новую тему.
Содержание:
***
Помощь философов не нужна, мнение можно высказать.
Задача с решением.
УСЛОВИЕ
Троллейбус массой m=11 тонн едет со скоростью v= 36 км/час. Через бугели к двигателю постоянного тока троллейбуса подводится напряжение U= 550 вольт. Коэффициент полезного действия 80% . Коэффициент сопротивления к= 0.02.
Определить силу тока J через двигатель.
РЕШЕНИЕ
Коэффициентом сопротивления в таких задачах принято считать отношение силы сопротивления к весу. В данном случае вес троллейбуса равен P=mg=11000•10=110000 Н. Следовательно, сила сопротивления равна F1=kmg=110000•0.02=2200 H. Сила сопротивления направлена против скорости.
Поскольку троллейбус (по условию) движется с постоянной скоростью 36 км/час или 10 м/с, то к нему приложена вторая внешняя сила, направленная по скорости и равная по второму закону Ньютона силе сопротивления F2=F1=2200 H.
Механическая иощность, развиваемая этой силой, равна N2=v•F2=10•2200=22000 ватт.
По условию двигатель работает под напряжением U=550 вольт. Если через двигатель протекает ток J, то двигатель развивает электрическую мощность N1=J•U. При этом в механическую мощность переходит только 80% или N2=0.8•N1 или 22000=0.8•J•550. Отсюда находим искомую силу тока J=50 ампер.
Итак, подводимая мощность равна 550•50=27500 ватт. Из них на механическую уходит 22000 ватт и 5500 ватт безвозвратно теряются.
Если двигатель находится под напряжением 550 вольт и по нему протекает ток 50 ампер, то по закону Ома находим сопротивление R обмоток двигателя: R=U/J= 550/50 = 11 ом.
Если через любое сопротивление R протекает ток J, то на нем по закону Джоуля-Ленца выделяется тепловая мощность = J^2•R. В данном случае тепловая мощность равна 50•50•11= 27500 ватт. То есть в троллейбусе двигатель работает ещё как электрическая плитка мощностью 27,5 киловатт. Её достаточно для обогрева троллейбуса в холодное время года.
РЕЗЮМЕ
По бугелям в троллейбус из единственных внешних источников поступает мощность 27500 ватт. Других источников энергии у троллейбуса нет. На что расходуются эти 27500 ватт?
На механическую мощность 22000 ватт.
На нагревание двигателя 27500 ватт.
Потери мощности 5500 ватт.
Получили 27500 ватт.
Израсходовали 22000+27500+5500=55000 ватт.
Чудеса в решете!!
Или , по-другому, чтоб я так жил!!!
Вопрос ко всем читающим: где собака зарыта???
Можно собака-философ, можно собака-физик, можно собака-пустобрех.
***
***
***
Спасибо.
Время пошло.

Комментарии

Аватар пользователя Аим

Увидеть можно всё, что движется

Это не так. Формальная логика не работает со смыслом. Формальная логика (например, классическая логика высказываний или предикатов) оперирует статичными структурами: она анализирует отношения между утверждениями, не затрагивая их семантического содержания или временнóй динамики. Её инструменты (дедукция, силлогизмы, булевы операции) эффективны для проверки формальной корректности рассуждений, но не адаптированы для моделирования движения, развития или причинности в динамике.

ЭДЛ не работает с движением. Диалектическая логика (в духе Гегеля, Маркса или современных её интерпретаций) учитывает противоречия, переходы и развитие систем. Однако её формализация остаётся спорной: в отличие от формальной логики, она не имеет единой строгой системы аксиом, что затрудняет её применение в научном анализе. Диалектика подчёркивает движение через противоречие, но современная философия часто игнорирует её из-за сложности интеграции в аналитические рамки.

Легенды говорят, что были
1620, Бэкон, Фрэнсис (1561–1626), «Новый Органон»
1843, Милль Джон Стюарт (1806–1873), «Система логики силлогистической и дедуктивной»
и описывали они способы разделения явлений на причины и следствия.

Однако таких авторов нет в списке литературы про логику. В современных учебных курсах их работы часто игнорируются, так как акцент сделан на математическую логику (например, логику предикатов, теорию моделей), а не на индуктивные методы. Это создаёт разрыв между логикой как инструментом формализации и логикой как инструментом выявления причинно-следственных связей в реальных процессах.

Отсутствие инструментов для выявления причин движения (развития, изменения) ограничивает философию. в том числе философский анализ сознания: движение мысли, противоречия в восприятии, развитие идей — всё что требует диалектического подхода.
Современная аналитическая философия (от Рассела до Квайна) фокусируется на языке, логике и семантике, игнорируя диалектические категории. Это приводит к:
- Статичности моделей: анализ сводится к структурным связям, а не к процессам.
- Фрагментации знания: разрыв между логикой, наукой и гуманитарными дисциплинами.
- Невидимости противоречий: формальная логика исключает противоречия, тогда как диалектика видит в них источник развития. Отсутствие возможностей выявлять причины движения блокирует создание полноценной теории изменения и развития.

Поэтому нет у современных философов инструментов для того, чтобы видеть движущееся.

Аватар пользователя ФИАН

Точно!
Вы им ничего не говорите!
А ещё лучше и здесь помолчите.
Как я и написал, началось забалтывание темы.
Прекрасно!
Quod erat demonstrandum!!!

Аватар пользователя Аим

Бу́гель (нидерл. beugel «дуга, дужка», нем. Bügel «ручка, дуга») — деталь механизма, устройства, транспортного средства

На нагревание двигателя 27500 ватт.
На механическую мощность 22000 ватт.
Потери мощности 5500 ватт.

Ну, всё сходится же: 27500 = 22000 + 5500. Осталось только диалектически объяснить, что чему противоречит.

Аватар пользователя ФИАН

А где ещё 27500 ватт???
Вы решение изучите внимательно.

Аватар пользователя Аим

Да всё я внимательно читал. По рогам троллейбуса втекает 27500 ватт, они превращаются в тепло разными способами, у вас их (способов) выделено два. На первый 22000, на второй 5500.

Аватар пользователя ФИАН

А едет троллейбус, преодолевая сопротивление, за счёт чего?

Аватар пользователя Аим

за счёт чего?

Термоядерная реакция - это взаимодействие, в котором сильное ядерное взаимодействие, является доминирующим. Солнце светит, энергия конвертируется (разными способами) в электрическую (например выращивают кукурузу на биотопливо и используют её в трёхфазных дизель-генераторах). Чтобы термоядерная реакция запустилась, нужна гравитация и туннельный эффект. Вот за счёт неё (гравитации в Солнечной системе) троллейбус и ездит. На всё, конечно, воля народа, концентрирующаяся в воле мэрии на прокладку дорог, ведь троллейбус это колёсное транспортное средство, а не гусеничное. Приняла бы мэрия решение на использование автобусов, и всё, троллейбусов могло бы и не быть. С приходом электробусов всё к этому и идёт.

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Если через любое сопротивление R протекает ток J, то на нем по закону Джоуля-Ленца выделяется тепловая мощность = J^2•R.

Дык, это если током не совершается никакой другой работы, кроме нагрева, когда вся энергия тратится на тепло. Но двигатель-то, слава богу, работает, да ещё как. Так что, на тепло тут тратится совсем не много. Какая-то часть от тех самых 5.5. кВт потерь, в которых уже учтены тепловые потери в проводниках. 

Аватар пользователя ФИАН

Илья Геннадиевич!
Лично я Вам ничего не отвечу просто потому, что просто не хочу. Пусть другие, if any, объясняют Вам физику.
То, что Вы не правы, для физика очевидно.

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Т.е. в кпд двигателя не учитываются тепловые потери в меди? И все тысячи онлайн калькуляторов тепловых расчётов двигателей нагло врут? От нас что-то скрываютЬ? 

Аватар пользователя ФИАН

1. В моем троллейбусе обмотки выполнены из серебра.
2. Про медь ничего не знаю.
3. Калькуляторами не пользуюсь. Только логарифмическая линейка.
4. Никогда не делал никаких тепловых расчётов. Даже не знаю, о чём речь.
5. Скрывают? Не исключаю, но это не ко мне.
P.S.
Для всех.
Прошу учесть
Задача для учеников 10 класса обычной школы. Решение тоже ученика 10 класса
P.S.2 КПД рассчитывается как отношение полезной работы к затраченной энергии, выраженное в процентах.
Больше ничего школьнику знать не нужно - очень вредно. Что такое полезность в каждом случае нужно сообразить.

Аватар пользователя ФИАН

Добавляю комментарий.
Ещё раз:
- к двигателю троллейбуса по проводам подводится энергия в количестве 27500 джоулей каждую секунду;
- двигатель в свою очередь каждую секунду совершает работу 22000 джоулей на преодоление сопротивления, а также 27500 джоулей тратит на неизбежное при работе нагревание обмотки и дополнительно совершает бесполезную работу 5500 джоулей из-за неидеальности двигателя - трение во всех подвижных элементах и т.п.
Все эти процессы происходят одновременно и независимо.
Вопрос в том, как такое может быть:
по приведенным расчётам ежесекундно двигатель получает 27500 джоулей, а тратит 55000 джоулей?

Аватар пользователя Аим

Из ложных посылок дедукция выдаст ложные выводы. Так и вышло.

Аватар пользователя ФИАН

И нам ничего не говорите!
Написать можете.
1. Укажите конкретные ложные посылки, тогда и продолжим.
2. Из ложных антецедентов может следовать любой консеквент - как истинный, так и ложный.
3. Ваш аргумент во внимание не принимается.

Аватар пользователя m45

ФИАН, 25 Июль, 2025 - 07:48, ссылка

1. Укажите конкретные ложные посылки, тогда и продолжим.

Неправильно измеряете сопротивление обмотки. Электрическое сопротивление меньше. Двигатель не резистор. 

Аватар пользователя ФИАН

Не соглашусь.
Если на обмотке напряжение 550 вольт и ток через неё 50 ампер, то её сопротивление 11 ом. Резистор она или нет совершенно не важно.

Аватар пользователя m45

С точки зрения учителя, вы несомненно правы. Во-первых, сохраняется интрига задачи, во-вторых, не раскрыта  физическая суть законов - Ома и Джоуля-Ленца.Что за сопротивление определяется первым и какое во втором .

Аватар пользователя Дмитрий

Ответ не скажу, но намекну: обращает на себя внимание то, что расчет тепла по закону Джоуля-Ленца аккурат равен сумме механической мощности и потерь. Совпадение? Не думаю.

Аватар пользователя ФИАН

И дальше что?

Аватар пользователя Дмитрий

А дальше сами думайте. :)

Аватар пользователя ФИАН

Извините, думать - это не ко мне.
Это к философам.

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

обращает на себя внимание то, что расчет тепла по закону Джоуля-Ленца аккурат равен сумме механической мощности и потерь. Совпадение? Не думаю.

Дык, а чего бы им не быть равной? 

I ²*R=P=U*I

Если бы был обычный ТЭН, то вся мощность была бы в виде тепла (ну почти), КПД под 100%, ну почти, так как ток в ТЭНе никакой работы, кроме нагрева не совершает, ну почти. Была бы печечка на 27,5 кВт, как и описал почтенный Сеня с Божедомки. Можно было бы прогреть не то что троллейбус, но кубометровый бойлер на многоквартирный дом. А так-то, в 5.5. кВт потерь входит, естественным образом, и тепловые потери в обмотках, примерно на 2.2 -2.5 кВт. Впрочем, для реального тягового двигателя такой мощности, вряд ли были бы больше 2кВт.

Аватар пользователя ФИАН

Илья Геннадиевич!
А что такое ТЭН??

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Ой, не берите в голову. 

Аватар пользователя ФИАН

Ай, рад бы и взять, да только не во что!

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Ну, тем более.

Аватар пользователя ФИАН

Нет.
Лучшее менее, чем более.
Я про ум.

Аватар пользователя ФИАН

!!!