
НАВИГАЦИЯ (8)
(Космология Аритеросизма)
1
СОКРАТ. Ты, Платон, прошлый раз так и не ответил на мой вопрос, КАК работать человеку сразу на двух (2) работах в системе геометрической прогрессии, а не только на одной (1), - как в арифметической.
ПЛАТОН. Сам как думаешь?
СОКРАТ. Вообще не знаю, где это!
ПЛАТОН. Это можно точно так же, как и я - нигде не работаю.
СОКРАТ. В смысле?
ПЛАТОН. Угловое геометрическое отношение имеет вид 1:2.
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. Это значит, что единица "1" в этом отношении составляет, образует или является - ЦЕНТРОМ всего круга или "вершиной" угла между двумя (2) направлениями к двум (2) элементам или работам из этого центра окружности.
СОКРАТ. И - что?
ПЛАТОН. То, Сократ, что ЦЕНТР мира, окружности или вершина угла уже вообще - нигде не работает!
СОКРАТ. А - как?
ПЛАТОН. Эти две (2) работы теперь сами работают на этот один центр мироздания, круга, вершину угла, коими теперь является сам человек как Само-Субъект (*) всего в виде его реально-бытийного Лица.
СОКРАТ. А ты что делаешь - как центр мироздания?
ПЛАТОН. Царствую, Сократ, над всем своим миром, а также и управляю оным.
СОКРАТ. Я не понял, что, так и каждый человек как Само-Субъект (*) на самом деле - ЦАРЬ, т.е. Цезарь всего мира как своего?
ПЛАТОН. Не только сам себе Цезарь, но и Александр Македонский и Наполеон Бонапарт?!
СОКРАТ. Что ты говоришь?!
ПЛАТОН. А ещё и Платон-Афинский и Аристотель-Лицейский как мыслители сами себе.
СОКРАТ. Ещё лучше!
ПЛАТОН. Почему - нет?!
СОКРАТ. Вообще ничего не понятно, Платон!
ПЛАТОН. Что - именно?
СОКРАТ. Как из центра под углом в геометрическо-прогрессивном отношении 1:2 получается разно-уровневая структура с центром мироздания - Лицом своего Само-Субъекта (*) всего, а с линейным арифметическо-прогрессивным отношением 1:1 - нет?!
ПЛАТОН. Сейчас - покажу.
2
СОКРАТ. И что же я должен увидеть?
ПЛАТОН. Не должен.
СОКРАТ. В смысле?!
ПЛАТОН. Просто - увидишь, если захочешь.
СОКРАТ. А если - нет?
ПЛАТОН. Не увидишь.
СОКРАТ. Ладно.
ПЛАТОН. Смотри, Сократ.
СОКРАТ. Весь во внимании, Платон.
ПЛАТОН. Арифметическо-прогрессивное отношение 1:1 - это равное отношение или неравное?
СОКРАТ. В смысле - равных или неравных элементов?
ПЛАТОН. Можно и так сказать.
СОКРАТ. Например?
ПЛАТОН. Например, ты один (1) пьёшь каждым одним (1) утром одну и ту же одну (1) чашку чая, как мы уже говорили.
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. Один (1) ходишь каждый один (1) день на одну и ту же одну (1) работу, у тебя есть одна и та же одна (1) жена и т.д.
СОКРАТ. Насколько я вижу, линейно-арифметическое отношение меня одного (1) к каждому одному (1) из этих разных элементов равное - один элемент (1) относится к такому же одному (1) элементу.
ПЛАТОН. Хорошо.
СОКРАТ. И что же тут - хорошего?
ПЛАТОН. Как думаешь, Сократ, может ли из двух равных элементов образоваться какие-то неравные отношения, которые разделили бы их на недоступные для другого структурные уровни - вышестоящий и нижестоящий?
СОКРАТ. Я думаю, Платон, что между равными элементами линейно-арифметической прогрессии это - невозможно.
ПЛАТОН. Правильно.
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. Значит ни один их этих двух (2) равных одних (1) элементов не может образовать - ни вышестоящего центра, ни нижестоящей периферии по кругу или окружности?
СОКРАТ. Начинаю - понимать.
ПЛАТОН. Что именно?
СОКРАТ. Между ними нет - УГЛА!
ПЛАТОН. В смысле?
СОКРАТ. Оба (2) эти равные по одному (1) элемента расположены на одной линии, и между ними нет УГЛОВОГО отношения.
ПЛАТОН. Ты хочешь сказать, Сократ, что "угол" между двумя (2) одними (1) элементами линейно-арифметического отношения всегда равен - НУЛЮ (0°)?
СОКРАТ. А разве это - не очевидно, Платон?!
ПЛАТОН. Более, чем.
3
СОКРАТ. Значит никакое линейно-арифметически-прогрессивное отношение не даёт нам - иерархию, структуру, уровни отношений между элементами, Платон?
ПЛАТОН. Никак.
СОКРАТ. И это всё - из-за линейности и равности арифметическо-прогрессивного отношения?
ПЛАТОН. А как иначе?!
СОКРАТ. И почему же всё так резко меняет именно УГЛОВОЕ геометрическо-прогрессивное отношение, получается, не между двумя (2) элементами, а между - тремя (3)?
ПЛАТОН. Значит три (3) элемента системы отношений уже создают неравенство, а два (2) - ещё нет.
СОКРАТ. А как это может быть?
ПЛАТОН. В смысле?
СОКРАТ. Каков механизм или схема такой "чудесной" метаморфозы, перехода или скачка от двух (2) элементов - к трём (3), Платон?
ПЛАТОН. Музыкального интервала - квинты?
СОКРАТ. Опять - музыка, эстетика?
ПЛАТОН. Говорят, для Пифагора и его "музыки сфер", т.е. вращения тех самых кругов, рождение или происхождение которых от центрально-царского человека как Само-Субъекта (*) мы как раз сейчас обсуждаем, вот это отношение квинты 2:3 или 3:2 было самым главным философско-эстетическо-музыкальным отношением, даже почти "священным".
СОКРАТ. А само угловое геометрическо-прогрессивное отношение 1:2 - это же полная октава, а не квинта!
ПЛАТОН. Это - да.
СОКРАТ. А - как же?
ПЛАТОН. Но музыкальный интервал квинты 2:3 - это отношение не в самой системе, а между системами - линейно-арифметической (2) и углово-геометрической (3).
СОКРАТ. Да, эта квинта 2:3 или 3:2 - между системами.
ПЛАТОН. Так о чём ты спрашивал, Сократ?
СОКРАТ. Я спросил, каков механизм или схема метаморфозы перехода между арифметической и геометрической системами, отношения между которыми составляет музыкально-гармонический интервал квинты - 2:3?
ПЛАТОН. Мы уже немного раньше говорили о существенном или сущностном недостатке линейно-арифметической системы отношений 1:1 лишь с двумя (2) элементами оной.
СОКРАТ. Да, говорили.
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. С бедностью и недостатком линейного отношения арифметической прогрессии 1:1 - понятно.
ПЛАТОН. Ну, если с этим понятно, тогда - давай рассмотрим следующий этап.
СОКРАТ. Давай.
ПЛАТОН. Хорошо.
4
СОКРАТ. И какой же следующий этап, - после недостатка и бедности линейно-арифметической системы отношений 1:1, - её перехода к углово-геометрической системе 1:2?
ПЛАТОН. Я думаю это, Сократ, - создание человеком как Само-Субъектом (*) своего само-субъектного (*) ЦЕНТРА структуры, системы и навигации всего мироздания, т.е. всего мироздания как своего.
СОКРАТ. А в линейно-арифметической системе отношений 1:1 - что, нет подобного центра мира, Платон?
ПЛАТОН. Если он и есть, Сократ, то он не у самого человека как субъекта, тем более Само-Субъекта (*) всего.
СОКРАТ. А у кого?
ПЛАТОН. У - объекта, Сократ!
СОКРАТ. Внешне-объективный?
ПЛАТОН. А какой же ещё?
СОКРАТ. И - что с этого?
ПЛАТОН. Сам как думаешь?
СОКРАТ. Вообще не знаю, где это!
ПЛАТОН. Как это - не знаешь?
СОКРАТ. В смысле?!
ПЛАТОН. А - объективный "бог"?
СОКРАТ. Что - "объективный бог"?
ПЛАТОН. Разве у них центр мироздания - не "объективный бог", а человек как винтик системы - на периферии оного?!
СОКРАТ. У них - да.
ПЛАТОН. Ну?
СОКРАТ. Так мы ж не о них разговариваем!
ПЛАТОН. А - о ком?
СОКРАТ. О нас, Платон.
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. Разве у них человек не стремится, как истинный субъект, занять место "центра мира", - хотя бы "для себя"?!
ПЛАТОН. Есть такие. Но больше - пассивных.
СОКРАТ. И что, у тех - активных, - не получается?
ПЛАТОН. Ты сам-то - пробовал превзойти в центровке мироздания и навигации не то что их "бога", а хотя бы - семью, коллектив, тем более целое государство?!
СОКРАТ. Ясно.
ПЛАТОН. Что - "ясно"?
СОКРАТ. У них, Платон, это - иллюзия. Люди только себе лбы сшибают на этом невозможном пути, и то, это - в лучшем случае.
ПЛАТОН. А - в худшем?
СОКРАТ. Сам - знаешь не хуже меня.
ПЛАТОН. Смерть?
СОКРАТ. Она.
ПЛАТОН. Ото ж.
5
СОКРАТ. Вот ещё вопрос, Платон.
ПЛАТОН. Какой?
СОКРАТ. Интересно, откуда у них взялось это понятие - "угла", так сказать, каково его происхождение или, как говорят, этимология данного ихнего слова-понятия?
ПЛАТОН. Какой изначальный смысл или сущность - ихнего "угла"?
СОКРАТ. Да, именно это.
ПЛАТОН. Хорошо. Дай-ка мне их определение - "угла".
СОКРАТ. Вот, слушай: "УГОЛ - геометрическая фигура, образованная двумя лучами, называемыми сторонами угла, выходящими из одной точки, которая называется вершиной угла".
ПЛАТОН. Это - не то, Сократ.
СОКРАТ. Почему?
ПЛАТОН. А что здесь можно понять?!
СОКРАТ. В смысле?
ПЛАТОН. Всё, что они здесь написали об угле, технически мы и так знаем.
СОКРАТ. А - что?
ПЛАТОН. Я ж сказал, нам нужны, например, древнегреческие или древнеримские оригиналы данного понятия, как они там произошли, появились, что значили и т.д.
СОКРАТ. Почему именно эти - древнегреческие и древнеримские?
ПЛАТОН. Потому что, Сократ, вся их современная "наука", в том числе геометрия произошла - оттуда.
СОКРАТ. Понятно.
ПЛАТОН. Давай, найди - что-нибудь из этих, древних об "угле".
СОКРАТ. Вот - из древнегреческого: "ΓΏΝΙΑ (гониа) или γωνία (гониа) - это древнегреческое слово для угла, которое также используется в математике для обозначения углов, например, α (альфа), β (бета), γ (гамма)".
ПЛАТОН. Вот, Сократ, какая прелесть!
СОКРАТ. Что это так, Платон, радуешься?!
ПЛАТОН. То, Сократ, что вот это уже кое-что, даже, я бы сказал, - то, что нужно!
СОКРАТ. И что же здесь - примечательного?
ПЛАТОН. Сейчас - расскажу.
6
СОКРАТ. Так что же в этом древнегреческом "ГОНИЯ", т.е. "угле" - примечательного, Платон?
ПЛАТОН. Сократ, ты музыкой когда-нибудь - занимался?
СОКРАТ. Опять - музыка?!
ПЛАТОН. А ты вообще в курсе, что в первых в древних учебных заведениях и средневековых европейских университетах было обязательным преподавание - семи (7) свободных искусств?
СОКРАТ. Первый раз слышу!
ПЛАТОН. И, кстати, отношение между первым, начальным циклом и вторым, высшим было равно музыкальному гармоническому интервалу кварте - 3:4?
СОКРАТ. Я никак не пойму, Платон, мы философию обсуждаем или музыку?!
ПЛАТОН. Вообще-то они - тесно связаны.
СОКРАТ. И - как же?
ПЛАТОН. Музыка относится к искусству или эстетике, в которой выражается именно - философия.
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. Иногда нужно понимать, как эстетически выражаются некоторые сложные философские концепции, для их лучшего и философского уяснения.
СОКРАТ. Ясно.
ПЛАТОН. Хорошо.
СОКРАТ. Так что там - о древних и средневековых семи свободных искусствах в их техникумах, институтах и университетах?
ПЛАТОН. Первая, начальная ступень тогдашнего образования - тривиум (3) - состояла, что понятно, из трёх (3) предметов: 1) грамматика; 2) диалектика; 3) риторика.
СОКРАТ. Так это ж и есть, собственно, - наша ФИЛОСОФИЯ!
ПЛАТОН. Именно. Но обрати внимание, Сократ, что философия - лишь НАЧАЛЬНАЯ ступень, так сказать, - "тривиальная" наука!
СОКРАТ. Не отсюда ли пошло - "тривиальный", в смысле - примитивный, избитый, простой, пошлый?!
ПЛАТОН. Я думаю, да. Они, так сказать, извратили высокое предназначение философии и неправомерно, а, может, намеренно из злых, реакционных побуждений превратили её - в глупую и отвратительную банальность.
СОКРАТ. Насколько я понимаю, тогда всем овладело тёмное и тупоумное мракобесие, на корню третировавшее философию.
ПЛАТОН. Именно так, Сократ. Но это в принципе сохраняется и по сей день, может, не так жёстко и воинственно, но не менее разрушительно для правильного философского мышления людей, философской культуры и т.д.
СОКРАТ. Ладно. С первоначальным тривиумом - понятно.
ПЛАТОН. Хорошо.
СОКРАТ. Что - дальше?
ПЛАТОН. Высшая ступень, Сократ, того образования - квадриум (4) - состояла, что видно из самого названия, из четырёх (4) предметов: 1) арифметика; 2) геометрия, 3) МУЗЫКА; 4) астрономия.
СОКРАТ. А! Понятно!
ПЛАТОН. Чего теперь ты, Сократ, такой радостный?!
СОКРАТ. Так мы как раз сейчас с тобой, Платон, и занимаемся этими ВЫСШИМИ предметами - арифметикой, геометрией, МУЗЫКОЙ и астрономией или, по-нашему, мирозданием, а также и ориентацией в этом всём, т.е. НАВИГАЦИЕЙ!
ПЛАТОН. Именно!
СОКРАТ. Также видно, что МУЗЫКА - это отнюдь не тривиально, т.е. не примитивно, в искажённом смысле этого начального тривиума (3) философских наук!
ПЛАТОН. А я тебе - о чём?!
СОКРАТ. МУЗЫКА - это такое же ВЫСШЕЕ, можно сказать, философское знание о соотношениях и гармонии, как и арифметика, геометрия и мироздание (астрономия) вместе с навигацией, не говоря уже о начальном философском тривиуме (3).
ПЛАТОН. Ото ж.
--
© 1984-2025, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==