Навигация (8)

Аватар пользователя aritheros
Систематизация и связи
Онтология
Эпистемология
Философская антропология
Философия науки и техники

НАВИГАЦИЯ (8)

(Космология Аритеросизма)

 

1

СОКРАТ. Ты, Платон, прошлый раз так и не ответил на мой вопрос, КАК работать человеку сразу на двух (2) работах в системе геометрической прогрессии, а не только на одной (1), - как в арифметической.

ПЛАТОН. Сам как думаешь?

СОКРАТ. Вообще не знаю, где это!

ПЛАТОН. Это можно точно так же, как и я - нигде не работаю.

СОКРАТ. В смысле?

ПЛАТОН. Угловое геометрическое отношение имеет вид 1:2.

СОКРАТ. И?

ПЛАТОН. Это значит, что единица "1" в этом отношении составляет, образует или является - ЦЕНТРОМ всего круга или "вершиной" угла между двумя (2) направлениями к двум (2) элементам или работам из этого центра окружности.

СОКРАТ. И - что?

ПЛАТОН. То, Сократ, что ЦЕНТР мира, окружности или вершина угла уже вообще - нигде не работает!

СОКРАТ. А - как?

ПЛАТОН. Эти две (2) работы теперь сами работают на этот один центр мироздания, круга, вершину угла, коими теперь является сам человек как Само-Субъект (*) всего в виде его реально-бытийного Лица.

СОКРАТ. А ты что делаешь - как центр мироздания?

ПЛАТОН. Царствую, Сократ, над всем своим миром, а также и управляю оным.

СОКРАТ. Я не понял, что, так и каждый человек как Само-Субъект (*) на самом деле - ЦАРЬ, т.е. Цезарь всего мира как своего?

ПЛАТОН. Не только сам себе Цезарь, но и Александр Македонский и Наполеон Бонапарт?!

СОКРАТ. Что ты говоришь?!

ПЛАТОН. А ещё и Платон-Афинский и Аристотель-Лицейский как мыслители сами себе.

СОКРАТ. Ещё лучше!

ПЛАТОН. Почему - нет?!

СОКРАТ. Вообще ничего не понятно, Платон!

ПЛАТОН. Что - именно?

СОКРАТ. Как из центра под углом в геометрическо-прогрессивном отношении 1:2 получается разно-уровневая структура с центром мироздания - Лицом своего Само-Субъекта (*) всего, а с линейным арифметическо-прогрессивным отношением 1:1 - нет?!

ПЛАТОН. Сейчас - покажу.

 

2

СОКРАТ. И что же я должен увидеть?

ПЛАТОН. Не должен.

СОКРАТ. В смысле?!

ПЛАТОН. Просто - увидишь, если захочешь.

СОКРАТ. А если - нет?

ПЛАТОН. Не увидишь.

СОКРАТ. Ладно.

ПЛАТОН. Смотри, Сократ.

СОКРАТ. Весь во внимании, Платон.

ПЛАТОН. Арифметическо-прогрессивное отношение 1:1 - это равное отношение или неравное?

СОКРАТ. В смысле - равных или неравных элементов?

ПЛАТОН. Можно и так сказать.

СОКРАТ. Например?

ПЛАТОН. Например, ты один (1) пьёшь каждым одним (1) утром одну и ту же одну (1) чашку чая, как мы уже говорили.

СОКРАТ. И?

ПЛАТОН. Один (1) ходишь каждый один (1) день на одну и ту же одну (1) работу, у тебя есть одна и та же одна (1) жена и т.д.

СОКРАТ. Насколько я вижу, линейно-арифметическое отношение меня одного (1) к каждому одному (1) из этих разных элементов равное - один элемент (1) относится к такому же одному (1) элементу.

ПЛАТОН. Хорошо.

СОКРАТ. И что же тут - хорошего?

ПЛАТОН. Как думаешь, Сократ, может ли из двух равных элементов образоваться какие-то неравные отношения, которые разделили бы их на недоступные для другого структурные уровни - вышестоящий и нижестоящий?

СОКРАТ. Я думаю, Платон, что между равными элементами линейно-арифметической прогрессии это - невозможно.

ПЛАТОН. Правильно.

СОКРАТ. И?

ПЛАТОН. Значит ни один их этих двух (2) равных одних (1) элементов не может образовать - ни вышестоящего центра, ни нижестоящей периферии по кругу или окружности?

СОКРАТ. Начинаю - понимать.

ПЛАТОН. Что именно?

СОКРАТ. Между ними нет - УГЛА!

ПЛАТОН. В смысле?

СОКРАТ. Оба (2) эти равные по одному (1) элемента расположены на одной линии, и между ними нет УГЛОВОГО отношения.

ПЛАТОН. Ты хочешь сказать, Сократ, что "угол" между двумя (2) одними (1) элементами линейно-арифметического отношения всегда равен - НУЛЮ (0°)?

СОКРАТ. А разве это - не очевидно, Платон?!

ПЛАТОН. Более, чем.

 

3

СОКРАТ. Значит никакое линейно-арифметически-прогрессивное отношение не даёт нам - иерархию, структуру, уровни отношений между элементами, Платон?

ПЛАТОН. Никак.

СОКРАТ. И это всё - из-за линейности и равности арифметическо-прогрессивного отношения?

ПЛАТОН. А как иначе?!

СОКРАТ. И почему же всё так резко меняет именно УГЛОВОЕ геометрическо-прогрессивное отношение, получается, не между двумя (2) элементами, а между - тремя (3)?

ПЛАТОН. Значит три (3) элемента системы отношений уже создают неравенство, а два (2) - ещё нет.

СОКРАТ. А как это может быть?

ПЛАТОН.  В смысле?

СОКРАТ. Каков механизм или схема такой "чудесной" метаморфозы, перехода или скачка от двух (2) элементов - к трём (3), Платон?

ПЛАТОН. Музыкального интервала - квинты?

СОКРАТ. Опять - музыка, эстетика?

ПЛАТОН. Говорят, для Пифагора и его "музыки сфер", т.е. вращения тех самых кругов, рождение или происхождение которых от центрально-царского человека как Само-Субъекта (*) мы как раз сейчас обсуждаем, вот это отношение квинты 2:3 или 3:2 было самым главным философско-эстетическо-музыкальным отношением, даже почти "священным".

СОКРАТ. А само угловое геометрическо-прогрессивное отношение 1:2 - это же полная октава, а не квинта!

ПЛАТОН. Это - да.

СОКРАТ. А - как же?

ПЛАТОН. Но музыкальный интервал квинты 2:3 - это отношение не в самой системе, а между системами - линейно-арифметической (2) и углово-геометрической (3).

СОКРАТ. Да, эта квинта 2:3 или 3:2 - между системами.

ПЛАТОН. Так о чём ты спрашивал, Сократ?

СОКРАТ. Я спросил, каков механизм или схема метаморфозы  перехода между арифметической и геометрической системами, отношения между которыми составляет музыкально-гармонический интервал квинты - 2:3?

ПЛАТОН. Мы уже немного раньше говорили о существенном или сущностном недостатке линейно-арифметической системы отношений 1:1 лишь с двумя (2) элементами оной.

СОКРАТ. Да, говорили.

ПЛАТОН. И?

СОКРАТ. С бедностью и недостатком линейного отношения арифметической прогрессии 1:1 - понятно.

ПЛАТОН. Ну, если с этим понятно, тогда - давай рассмотрим следующий этап.

СОКРАТ. Давай.

ПЛАТОН. Хорошо.

 

4

СОКРАТ. И какой же следующий этап, - после недостатка и бедности линейно-арифметической системы отношений 1:1, - её перехода к углово-геометрической системе 1:2?

ПЛАТОН. Я думаю это, Сократ, - создание человеком как Само-Субъектом (*) своего само-субъектного (*) ЦЕНТРА структуры, системы и навигации всего мироздания, т.е. всего мироздания как своего.

СОКРАТ. А в линейно-арифметической системе отношений 1:1 - что, нет подобного центра мира, Платон?

ПЛАТОН. Если он и есть, Сократ, то он не у самого человека как субъекта, тем более Само-Субъекта (*) всего.

СОКРАТ. А у кого?

ПЛАТОН. У - объекта, Сократ!

СОКРАТ. Внешне-объективный?

ПЛАТОН. А какой же ещё?

СОКРАТ. И - что с этого?

ПЛАТОН. Сам как думаешь?

СОКРАТ. Вообще не знаю, где это!

ПЛАТОН. Как это - не знаешь?

СОКРАТ. В смысле?!

ПЛАТОН. А - объективный "бог"?

СОКРАТ. Что - "объективный бог"?

ПЛАТОН. Разве у них центр мироздания - не "объективный бог", а человек как винтик системы - на периферии оного?!

СОКРАТ. У них - да.

ПЛАТОН. Ну?

СОКРАТ. Так мы ж не о них разговариваем!

ПЛАТОН. А - о ком?

СОКРАТ. О нас, Платон.

ПЛАТОН. И?

СОКРАТ. Разве у них человек не стремится, как истинный субъект, занять место "центра мира", - хотя бы "для себя"?!

ПЛАТОН. Есть такие. Но больше - пассивных.

СОКРАТ. И что, у тех - активных, - не получается?

ПЛАТОН. Ты сам-то - пробовал превзойти в центровке мироздания и навигации не то что их "бога", а хотя бы - семью, коллектив, тем более целое государство?!

СОКРАТ. Ясно.

ПЛАТОН. Что - "ясно"?

СОКРАТ. У них, Платон, это - иллюзия. Люди только себе лбы сшибают на этом невозможном пути, и то, это - в лучшем случае.

ПЛАТОН. А - в худшем?

СОКРАТ. Сам - знаешь не хуже меня.

ПЛАТОН. Смерть?

СОКРАТ. Она.

ПЛАТОН. Ото ж.

 

5

СОКРАТ. Вот ещё вопрос, Платон.

ПЛАТОН. Какой?

СОКРАТ. Интересно, откуда у них взялось это понятие - "угла", так сказать, каково его происхождение или, как говорят, этимология данного ихнего слова-понятия?

ПЛАТОН. Какой изначальный смысл или сущность - ихнего "угла"?

СОКРАТ. Да, именно это.

ПЛАТОН. Хорошо. Дай-ка мне их определение - "угла".

СОКРАТ. Вот, слушай: "УГОЛ - геометрическая фигура, образованная двумя лучами, называемыми сторонами угла, выходящими из одной точки, которая называется вершиной угла".

ПЛАТОН. Это - не то, Сократ.

СОКРАТ. Почему?

ПЛАТОН. А что здесь можно понять?!

СОКРАТ. В смысле?

ПЛАТОН. Всё, что они здесь написали об угле, технически мы и так знаем.

СОКРАТ. А - что?

ПЛАТОН. Я ж сказал, нам нужны, например, древнегреческие или древнеримские оригиналы данного понятия, как они там произошли, появились, что значили и т.д.

СОКРАТ. Почему именно эти - древнегреческие и древнеримские?

ПЛАТОН. Потому что, Сократ, вся их современная "наука", в том числе геометрия произошла - оттуда.

СОКРАТ. Понятно.

ПЛАТОН. Давай, найди - что-нибудь из этих, древних об "угле".

СОКРАТ. Вот - из древнегреческого: "ΓΏΝΙΑ (гониа) или γωνία (гониа) - это древнегреческое слово для угла, которое также используется в математике для обозначения углов, например, α (альфа), β (бета), γ (гамма)".

ПЛАТОН. Вот, Сократ, какая прелесть!

СОКРАТ. Что это так, Платон, радуешься?!

ПЛАТОН. То, Сократ, что вот это уже кое-что, даже, я бы сказал, - то, что нужно!

СОКРАТ. И что же здесь - примечательного?

ПЛАТОН. Сейчас - расскажу.

 

6

СОКРАТ. Так что же в этом древнегреческом "ГОНИЯ", т.е. "угле" - примечательного, Платон?

ПЛАТОН. Сократ, ты музыкой когда-нибудь - занимался?

СОКРАТ. Опять - музыка?!

ПЛАТОН. А ты вообще в курсе, что в первых в древних учебных заведениях и средневековых европейских университетах было обязательным преподавание - семи (7) свободных искусств?

СОКРАТ. Первый раз слышу!

ПЛАТОН. И, кстати, отношение между первым, начальным циклом и вторым, высшим было равно музыкальному гармоническому интервалу кварте - 3:4?

СОКРАТ. Я никак не пойму, Платон, мы философию обсуждаем или музыку?!

ПЛАТОН. Вообще-то они - тесно связаны.

СОКРАТ. И - как же?

ПЛАТОН. Музыка относится к искусству или эстетике, в которой выражается именно - философия.

СОКРАТ. И?

ПЛАТОН. Иногда нужно понимать, как эстетически выражаются некоторые сложные философские концепции, для их лучшего и философского уяснения.

СОКРАТ. Ясно.

ПЛАТОН. Хорошо.

СОКРАТ. Так что там - о древних и средневековых семи свободных искусствах в их техникумах, институтах и университетах?

ПЛАТОН. Первая, начальная ступень тогдашнего образования - тривиум (3) - состояла, что понятно, из трёх (3) предметов: 1) грамматика; 2) диалектика; 3) риторика.

СОКРАТ. Так это ж и есть, собственно, - наша ФИЛОСОФИЯ!

ПЛАТОН. Именно. Но обрати внимание, Сократ, что философия - лишь НАЧАЛЬНАЯ ступень, так сказать, - "тривиальная" наука!

СОКРАТ. Не отсюда ли пошло - "тривиальный", в смысле - примитивный, избитый, простой, пошлый?!

ПЛАТОН. Я думаю, да. Они, так сказать, извратили высокое предназначение философии и неправомерно, а, может, намеренно из злых, реакционных побуждений превратили её - в глупую и отвратительную банальность.

СОКРАТ. Насколько я понимаю, тогда всем овладело тёмное и тупоумное мракобесие, на корню третировавшее философию.

ПЛАТОН. Именно так, Сократ. Но это в принципе сохраняется и по сей день, может, не так жёстко и воинственно, но не менее разрушительно для правильного философского мышления людей, философской культуры и т.д.

СОКРАТ. Ладно. С первоначальным тривиумом - понятно.

ПЛАТОН. Хорошо.

СОКРАТ. Что - дальше?

ПЛАТОН. Высшая ступень, Сократ, того образования - квадриум (4) - состояла, что видно из самого названия, из четырёх (4) предметов: 1) арифметика; 2) геометрия, 3) МУЗЫКА; 4) астрономия.

СОКРАТ. А! Понятно!

ПЛАТОН. Чего теперь ты, Сократ, такой радостный?!

СОКРАТ. Так мы как раз сейчас с тобой, Платон, и занимаемся этими ВЫСШИМИ предметами - арифметикой, геометрией, МУЗЫКОЙ и астрономией или, по-нашему, мирозданием, а также и ориентацией в этом всём, т.е. НАВИГАЦИЕЙ!

ПЛАТОН. Именно!

СОКРАТ. Также видно, что МУЗЫКА - это отнюдь не тривиально, т.е. не примитивно, в искажённом смысле этого начального тривиума (3) философских наук!

ПЛАТОН. А я тебе - о чём?!

СОКРАТ. МУЗЫКА - это такое же ВЫСШЕЕ, можно сказать, философское знание о соотношениях и гармонии, как и арифметика, геометрия и мироздание (астрономия) вместе с навигацией, не говоря уже о начальном философском тривиуме (3).

ПЛАТОН. Ото ж.

--

© 1984-2025, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==