МАТЕМАТИКА (3)
(Математика Аритеросизма)
1
СОКРАТ. Я так и не понял, Платон, ОТКУДА берётся двойка (2) - то самое начало многого, множественности, если изначально была только одна единица (1) как одно полное единство, например, - один (1) я сам, одно (1) яблоко, один (1) день и т.д.?
ПЛАТОН. Сам как думаешь?
СОКРАТ. Вообще не знаю, где это!
ПЛАТОН. А откуда берётся единица (1), одно - один (1) ты сам, одно (1) яблоко, один (1) день и т.д. - ты уже понимаешь?
СОКРАТ. Это - да.
ПЛАТОН. И как же?
СОКРАТ. Как мы и говорили ранее, это - установление мной как Само-Субъектом первым (1) математическим действием или прибавление одного и первого (1), первоначального бытия "+1" к ничему, т.е. к нулю "0": 0+1=1.
ПЛАТОН. Первое математическое действие - это сложение (+1)?
СОКРАТ. Да.
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. Что - "и"?!
ПЛАТОН. Откуда же берётся второе (2) бытие - к первому (1)?
СОКРАТ. Я не понимаю мотива, Платон, - зачем мне второе (2), другое, как бы чужое и многое, если у меня уже есть первое (1) и одно, моё, единичное?!
ПЛАТОН. Ты сам как один (1) можешь стать - другим, вторым (2) в отношении самого себя?
СОКРАТ. Нет, Платон. Я как был один (1), так и остаюсь всегда тем же самым, одним (1), единым, тождественным себе.
ПЛАТОН. Значит из тебя одного (1) самого не может получиться другой, второй (2) такой же - ты сам?
СОКРАТ. Не может. Но я ещё и не понимаю, ЗАЧЕМ мне это?!
ПЛАТОН. Не спеши, Сократ, - успеем и к этому вопросу и ответу на него.
СОКРАТ. Ладно.
ПЛАТОН. А вот скажи мне, одно (1) яблоко может ли стать ещё одним, другим и вторым (2) из самого себя?
СОКРАТ. Тоже не может, как и я сам.
ПЛАТОН. А сегодняшний один (1) день может ли точно так же стать из самого себя - другим, ещё одним, вторым (2) днём?
СОКРАТ. Та нет же, - не может!
ПЛАТОН. И я так думаю.
2
СОКРАТ. Так откуда же появляется второе (2), если не из самого одного первого (1)? И вообще, - зачем ему это?!
ПЛАТОН. Для решения данного вопроса, я думаю, Сократ, нам нужно вернуться к условиям и мотивации Само-Субъекта к установлению его одного и первого (1) единичного бытия, бытия самого-себя в бытии. Ведь сам же он всегда остаётся вне бытия - во вне-бытии.
СОКРАТ. Почему - к мотивации?
ПЛАТОН. Потому, Сократ, что больше неоткуда взяться никакому бытию, даже первому (1) - сложению (0+1=1), как из мотивации действия Само-Субъекта.
СОКРАТ. А без мотивации?
ПЛАТОН. Без мотивации, Сократ, Само-Субъект бездействует, и нигде ничего не происходит.
СОКРАТ. И, я так понял, что на каждое новое большое действие Само-Субъекту нужна и новая большая мотивация?
ПЛАТОН. Конечно.
СОКРАТ. Значит сложение и вычитание - это действия в пределах как бы одной (1) единичной мотивации на единичное же установление и отмену того же самого бытия?
ПЛАТОН. Получается, - так.
СОКРАТ. А то второе (2) бытие, о котором мы говорим теперь, - это уже не относится к тому первому (1) единичному бытию сложения, или прибавления, добавления к ничему, нулю (0).
ПЛАТОН. Да, Сократ, это уже относится не к одному (1) единичному бытию, а к многим бытиям, или многому, множественному бытию - той самой двойке (2), принципиально-мотивационно отличной от единицы (1), единичного бытия.
СОКРАТ. С ума сойти!
ПЛАТОН. Да, Сократ, слегка непросто это - понять.
3
СОКРАТ. Получается, тогда, Платон, что Само-Субъекту со временем становится скучно от того, что недостаточно для реализации его миссии лишь его одного (1) бытия?
ПЛАТОН. Очевидно, Сократ, что это именно так. Но..
СОКРАТ. Что - "но.."?
ПЛАТОН. Чтобы Само-Субъекту избавиться от терзающей его скуки, ему, наверно, нужно - иное, т.е. другое или второе (2) желание. Ведь первое (1) желание Само-Субъекта - установление единичного, одного (1) бытия - уже исчерпано, и из него ничего больше ему не выжать, Сократ.
СОКРАТ. Значит, Платон, нам нужно искать - другое, ВТОРОЕ (2), следующее желание самого Само-Субъекта, именно его дополнительную МОТИВАЦИЮ, чтобы решить этот "неразрешимый" вопрос о "внезапном" появлении двойки (2), которая сама-по-себе, объективно никак не вытекает, не появляется и не может этого сделать из единицы (1)?
ПЛАТОН. Думаю, - да, Сократ.
СОКРАТ. И как же?
ПЛАТОН. Давай начнём, как обычно, с начала - с мотивации первого желания математического действия Само-Субъекта сложения (0+1=1).
СОКРАТ. Давай.
ПЛАТОН. Насколько я понимаю, мотивация первого желания действия Само-Субъекта - установление своего единичного, одного (1) бытия, утверждение самого-себя как целостную единицу (1) - в бытии.
СОКРАТ. Да, Платон, это мы уже установили.
ПЛАТОН. Ещё раз. Из одного (1) тебя не может сам-по-себе "объективно" появиться ещё один, второй (2) ты, из одного (1) яблока само-по-себе, "объективно" не может появиться ещё одно, второе (2) яблоко, из одного (1) дня сам-по-себе, "объективно" не может появиться ещё один, второй (2) день.
СОКРАТ. Не может.
ПЛАТОН. Значит, чтобы это произошло, как мы выяснили, у Само-Субъекта должна появиться другая, вторая (2) мотивация к другому, второму (2) действию, принципиально отличному от первого сложения (0+1=1), но такое же прямое и созидательное по характеру, однако уже другого, второго (2) уровня.
СОКРАТ. Вроде - да.
ПЛАТОН. Хорошо.
4
СОКРАТ. Так что же это за такая другая, вторая (2) мотивация желания действия Само-Субъекта, вокруг которой мы с тобой, Платон, всё кружимся, кружимся, но приземлиться никак не можем?!
ПЛАТОН. Я думаю, Сократ, нам нужна - драматическая пауза.
СОКРАТ. Для чего? У нас вроде ж - философский диспут?!
ПЛАТОН. А страсти-то - шекспировские!
СОКРАТ. Это - да.
ПЛАТОН. Ладно. Давай начнём - с простого.
СОКРАТ. Давай.
ПЛАТОН. Вот, у тебя есть одно (1) яблоко.
СОКРАТ. Есть.
ПЛАТОН. Зачем тебе нужно ещё одно - другое, второе (2) яблоко?
СОКРАТ. Странный вопрос, Платон.
ПЛАТОН. И всё же.
СОКРАТ. А зачем тебе нужен - второй (2) завтрак?
ПЛАТОН. Наверно, первого (1) - не хватило.
СОКРАТ. Не хватило первого (1) завтрака - для чего?
ПЛАТОН. Чтобы насытиться - снова.
СОКРАТ. Второй (2) раз?
ПЛАТОН. Ну, - да.
СОКРАТ. А - зачем?
ПЛАТОН. Странный вопрос.
СОКРАТ. Во-о-от!
ПЛАТОН. Что - "во-о-от"?
СОКРАТ. А зачем тебе, Платон, нужен ещё один - другой, второй (2) день?
ПЛАТОН. В смысле?
СОКРАТ. Вот, у тебя есть "сегодня" - это один (1) день.
ПЛАТОН. Да.
СОКРАТ. А "завтра" - это ещё один день, второй (2).
ПЛАТОН. Второй (1).
СОКРАТ. Так зачем он - тебе?
ПЛАТОН. Очень странный вопрос.
5
СОКРАТ. Так в чём же странность этих вопросов - о ещё одном, другом, втором (1), когда у нас уже есть первое (1)?
ПЛАТОН. Думаю, Сократ, тут всё просто.
СОКРАТ. Что же?
ПЛАТОН. Вот мы позадавали друг другу довольно острые, хотя и вроде простые вопросы, - зачем ещё одно, другое, второе (2), когда уже есть одно, первое (1).
СОКРАТ. Да.
ПЛАТОН. И в самом деле, - ЗАЧЕМ? Это ж вопрос - о мотивации?
СОКРАТ. О мотивации.
ПЛАТОН. Без этой новой, другой, второй (2) мотивации нам бы и не понадобилось ничего - другого, второго (2)?
СОКРАТ. Не понадобилось.
ПЛАТОН. Так бы мы и остались - в одним и первым (1).
СОКРАТ. Как у разбитого корыта.
ПЛАТОН. Прекрасно, Сократ!
СОКРАТ. Это ты о чём, Платон?
ПЛАТОН. Почему в этой мудрёной сказке "для детей", хотя, конечно, она для взрослых, А. Пушкина "О золотой рыбке" старуха в конце осталась - НИ С ЧЕМ, у разбитого корыта?
СОКРАТ. В сказке А. Пушкина - "Сказка о рыбаке и рыбке"?
ПЛАТОН. Именно.
СОКРАТ. Насколько я знаю и понимаю эту сказку для взрослых, старуха прокололась на том, что захотела - СЛИШКОМ МНОГОГО.
ПЛАТОН. Вот! Правильно! Ключевые слова - "старуха захотела слишком МНОГОГО"!
СОКРАТ. Ты хочешь сказать, Платон, что это совпадение у нас и у Пушкина проходит по той же самой концепции - МНОГОГО, т.е. того самого МНОЖЕСТВА, число которого - два (2)?
ПЛАТОН. Конечно!
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. И А. Пушкин в этой сказке как раз показал нам МОТИВАЦИЮ желания и действия старухи от того единичного и одного (1) разбитого корыта, которое у неё и так уже было, к другому, второму (2) и более благополучному и счастливому состоянию души, которое и заключается в ЖЕЛАНИИ БОЛЬШЕГО или МНОГОГО, МНОЖЕСТВЕННОГО, т.е. много большего того одного (1) единичного бытия разбитого корыта, которое у неё и так уже было, - желании стать не просто "столбовою дворянкой", а ещё и "владычицей морскою", поработив волшебную "золотую рыбку", несущую лично ей одной чудесные "золотые яйца".
СОКРАТ. Кто бы мог подумать, Платон?!
ПЛАТОН. И я о том же, Сократ.
6
СОКРАТ. А как это назойливое, даже, я бы сказал, приставучее "желание большего, многого, множественного" называется по научному, Платон?
ПЛАТОН. По-моему, адекватное название этому неотступному внутреннему беспокойству - ЭКСПАНСИЯ.
СОКРАТ. А что это такое?
ПЛАТОН. Вот что они говорят об этом: "ЭКСПАНСИЯ (от лат. expansio) - распространение, расширение".
СОКРАТ. Как раз - подходит к нашей теме.
ПЛАТОН. На все 100%.
СОКРАТ. Так значит мотивация желания другого, второго (2) действия Само-Субъекта - экспансия?
ПЛАТОН. А как - иначе?!
СОКРАТ. И значит старуха в этой сказке А. Пушкина - вредная, жадная и злобная экспансионистка?
ПЛАТОН. А разве этого - не видно?!
СОКРАТ. Всё видно, Платон.
ПЛАТОН. Хорошо.
СОКРАТ. Так как же мы теперь назовём это по общему порядку третье (3) математическое действие Само-Субъекта, прямое и созидательное, как первое (1) сложение (+1), но уже на другом, втором (2), так сказать, экспансионистско-захватническом уровне, а не только на своём узком единично-бытийном?
ПЛАТОН. Сам как думаешь?
СОКРАТ. Вообще не знаю, куда это!
ПЛАТОН. Смотри.
СОКРАТ. Смотрю.
ПЛАТОН. Мы уже выше выяснили, что экспансия уходит от одного (1) и единичного и, не будучи довольна одной (1) собою и желая большего, неистово, с неприглядной жадностью набрасывается на другое, второе (2), т.е. МНОГОЕ.
СОКРАТ. Это - да.
ПЛАТОН. И, тем самым, Само-Субъект, находясь в экспансионистском угаре, совершает качественный прыжок через пропасть от себя одного, первого (1) единичного - к себе же, но уже другому, которого не узнать, второму (2) множественному.
СОКРАТ. Это - как? Само-Субъект - раздваивается, растраивается, разбивается на части?
ПЛАТОН. Нет, Сократ, это - не буквально, а концептуально.
СОКРАТ. Ясно. Это что-то вроде изменения внутреннего состояния, но направленного уже во вне, за пределы самого-себя?
ПЛАТОН. Что-то вроде того, Сократ. Ты вроде тот же самый, что и вчера, но уже совсем - другой, второй (2), сам не свой.
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. И поскольку эта чудесно-жуткая метаморфоза внезапного превращения одного в многое происходит с ним самим как бы внутри него, внешне вроде незаметно, Само-Субъект добавляет к смыслу своей уже наступившей внутренней множественности приставку "у-", которая что обозначает, какой придаёт дополнительный смысл понятию или слову?
СОКРАТ. Там много значений. Но главный смысл приставки "у-", по-моему, - именно как раз внутреннее преобразование, завершение действия, достижение результата, приобретение нового качества, даже удалении, видимо, от одного к другому, от того же самого себя.
ПЛАТОН. И, если мы теперь добавим приставку "у-" с тем самым смыслом, значением, о котором ты сказал, к "многому", "множеству", какое у нас понятие, слово получится, обозначающее наше искомое третье (2) математическо-экспансистско-захватническое действие Само-Субъекта получится?
СОКРАТ. Я думаю, Платон, это - "УМНОЖЕНИЕ".
ПЛАТОН. Абсолютно, Сократ! "Есть такое слово в этой букве"!
--
© 1988-2025, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==