ГЕКСАГРАММА (3)
(Учение Аритеросизма)
1
СОКРАТ. Продолжим, Платон?
ПЛАТОН. Всегда!
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. Так что там с пентаграммой (5) Порфирия, кстати, перекликающейся по числу с пентаграммой его учителя - Плотина?
СОКРАТ. Это - да.
ПЛАТОН. То же число!
СОКРАТ. Оно.
ПЛАТОН. Итак, - Порфирий?
СОКРАТ. Порфирий: "Так вот, когда Аристотель обнаружил десять (10) родов вещей, с которым сталкивается ум в процессе мышления (intelligendo) или рассуждающий человек в разговоре (ибо всё, что мы постигаем мыслью (intellectus), мы сообщаем другому с помощью речи), - тогда оказалось, что для понимания (intelligentia) этих десяти (10) категорий необходимо разобраться в других пяти (5) и выяснить, что такое РОД (genus), ВИД (species), ОЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК (differentia), ПРИЗНАК СОБСТВЕННЫЙ (proprium), а также ПРИВХОДЯЩИЙ (accidens)".
ПЛАТОН. Интересно!
СОКРАТ. Похоже на нашу гексаграмму (6) Аритеросизма.
ПЛАТОН. Похожа, да - НЕ ТО.
СОКРАТ. Что - не то?
ПЛАТОН. Покажи ещё сюда же пентаграмму (5) учителя Порфирия - Плотина, чтобы два раза не вставать, как говорят.
СОКРАТ. Хорошо. Плотин: "1) Единое - 2) Ум - 3) Душа - 4) Природа - 5) Материал".
ПЛАТОН. Единое (1) - ВСЁ, Материал (5) - НИЧТО?
СОКРАТ. Что-то вроде того.
ПЛАТОН. Ясно.
СОКРАТ. А у Порфирия?
ПЛАТОН. Думаю, то же самое.
СОКРАТ. Например?
ПЛАТОН. Род (1) - ВСЁ, Случайность (5) - НИЧТО.
СОКРАТ. Обще-вечно-неизменное (1) - ВСЁ, Единично-преходяще-случайное - НИЧТО?
ПЛАТОН. Оно.
СОКРАТ. И в самом деле!
ПЛАТОН. И то, и другое - очень похоже на "священную" четвёрку (4) Пифагора, но с добавлением ещё одного, ВЫСШЕГО элемента, её скрепляющего?
СОКРАТ. И - как же?
ПЛАТОН. Получается, у Порфирия скрепка - РОД (genus), а у Плотина скрепка - ЕДИНОЕ (en).
СОКРАТ. И в самом деле!
ПЛАТОН. А ты, Сократ, не находишь, что порфирьевский "Genus" и плотиновское "En" - это ТО ЖЕ САМОЕ?
СОКРАТ. В смысле?!
ПЛАТОН. Это однокоренные слова-понятия, содержащие один и тот же - СМЫСЛ.
СОКРАТ. Один корень "-EN-" - "одно-единое-единство"?
ПЛАТОН. Оно.
СОКРАТ. А разница - в чём?
ПЛАТОН. Единое Плотина - статичное, Род Порфирия - динамичный.
СОКРАТ. Почему?
ПЛАТОН. Из Единого самопроизвольно, как вода через край, изливается весь мир.
СОКРАТ. А из Рода?
ПЛАТОН. А Родом динамически всё - ПРОИЗВОДИТСЯ.
СОКРАТ. Генерируется - Родом?
ПЛАТОН. Им.
2
СОКРАТ. А чем же пентаграммы (5) Плотина и Порфирия отличаются он нашей всесовершенной гексаграммы (6) Аритеросизма, Платон?
ПЛАТОН. Самым главным.
СОКРАТ. И - что это?
ПЛАТОН. Их пентаграммы (5) добавили недостающий и очень важный элемент ЕДИНСТВА, целостности в пифагорейскую четвёрку (4) бытия.
СОКРАТ. Получается, до Плотина и Порфирия четверичное (4) пифагоровское бытие было - недостаточным, неустойчивым, хаотичным, несобираемым воедино?
ПЛАТОН. Не было.
СОКРАТ. Было - разболтанным?
ПЛАТОН. Им.
СОКРАТ. И чего же недоставало всё это время теперь уже пентаграммам (5) Плотина и Порфирия?
ПЛАТОН. Больше того, христианство на полторы тысячи лет не то что не добавило недостающий элемент к более совершенным этим неоплатоническим пентаграммам (5), но и редуцировало их до всего трёх (3) элементов!
СОКРАТ. Христианская - Троица (3)?
ПЛАТОН. Она.
СОКРАТ. Так они ж ещё и объявили её - "богом"!
ПЛАТОН. Ото ж.
СОКРАТ. Менее совершенное мошеннически выставили - "более совершенным", да ещё и "обожествили"?
ПЛАТОН. Ну, да - для глупого и забитого народа, тогдашних рабов и крепостных колонов, чтобы не лезли в умные сферы, доступные только "мудрым" начальникам и правителям, императорам, королям и попам с епископами.
СОКРАТ. Кошмарр!
ПЛАТОН. Не то слово.
СОКРАТ. А какие 2 числа христиане отняли от плотиновско-порфирьевской пентаграммы (5), чтобы получить ихнюю - троицу (3), Платон?
ПЛАТОН. Сам как думаешь?
СОКРАТ. Вообще не знаю, кто это!
ПЛАТОН. Это же - легко.
СОКРАТ. Для кого - как.
ПЛАТОН. Что христиане презирают догматически, - дух или материал?
СОКРАТ. По-моему, не только догматически, но и практически.
ПЛАТОН. Так - что?
СОКРАТ. Дух или плоть?
ПЛАТОН. Их.
СОКРАТ. Презирают - плоть, т.е. материал.
ПЛАТОН. Песок, кирпичи, цемент?
СОКРАТ. Их.
ПЛАТОН. Материал и что ближе к нему - это, по-ихнему, грех?
СОКРАТ. Он.
ПЛАТОН. Так что они от неоплатонизма оставили, а что - отвергли?
СОКРАТ. А! Понятно.
ПЛАТОН. Что же?
СОКРАТ. Оставили - Единое (1), Ум (2), Душу (3) в виде троицы (3) богов - 1) Отца, 2) Сына, 3) Святого Духа.
ПЛАТОН. А презрели?
СОКРАТ. Отвергли - Природу (4) и Материал (5) как недостойные грех и грязь.
ПЛАТОН. Их.
3
СОКРАТ. Хорошо. Так почему все эти числовые системы - пифагорейская четверичная (4), неоплатоническая пятеричная (5) и регрессивная христианская троичная (3) - неправильные?
ПЛАТОН. Сам как думаешь?
СОКРАТ. Вообще не знаю, где это!
ПЛАТОН. Ну, какие они все - по характеру?
СОКРАТ. Злые, добрые, - как люди?
ПЛАТОН. Нет, Сократ, они ж - не люди!
СОКРАТ. Ну, ещё есть - собаки, кошки, лошади..
ПЛАТОН. Морские свинки, попугаи, шиншиллки..
СОКРАТ. Не знаю "характера" - неживых систем.
ПЛАТОН. В переносном смысле.
СОКРАТ. Всё равно - не знаю.
ПЛАТОН. Ладно. Как насчёт близости к человеку, эти системы - какие?
СОКРАТ. Наверно, - далёкие, Платон, удалённые.
ПЛАТОН. Насколько - далеко.
СОКРАТ. Думаю, - "бесконечно".
ПЛАТОН. А как насчёт их зависимости от людей?
СОКРАТ. Точно так же.
ПЛАТОН. Как?
СОКРАТ. Очень далёкие от того, чтобы от людей - зависеть.
ПЛАТОН. Объективные?
СОКРАТ. Ну, да. Как марксисты разговаривают, объективные - значит внешне-независимые от субъекта.
ПЛАТОН. От человека?
СОКРАТ. От него.
ПЛАТОН. А неотомисты разве не то же самое разговаривают?
СОКРАТ. О - чём?
ПЛАТОН. О своём внешне-объективном "боге", наместник коего на грешной земле - Папа римский.
СОКРАТ. Значит - то же самое.
ПЛАТОН. Так значит неотомистский религиозный объективизм - то же самое, что и марксистский материалистический объективизм?
СОКРАТ. В этом смысле - один-к-одному.
ПЛАТОН. В смысле внешне-объективной независимости от субъекта, т.е. от человека?
СОКРАТ. В нём.
ПЛАТОН. Ясно.
4
СОКРАТ. Значит их системам, обозначим их так по первой букве названия - П-4 (пифагорейская), Н-5 (неоплатоническая), Х-3 (христианская), - не хватает близости к человеку, так сказать, - ЧЕЛОВЕЧНОСТИ?
ПЛАТОН. Её.
СОКРАТ. Гуманизма?
ПЛАТОН. Его.
СОКРАТ. А ещё - чего?
ПЛАТОН. Есть какие-то мысли, Сократ?
СОКРАТ. Никаких!
ПЛАТОН. "Вечного двигателя"!
СОКРАТ. Дизельного, карбюраторного, электрического?
ПЛАТОН. Это - китайская подделка, Сократ!
СОКРАТ. Сейчас китайцы - везде.
ПЛАТОН. Ото ж.
СОКРАТ. Значит китайский двигатель - не "вечный"?
ПЛАТОН. Гарантия всего - на 100 тыс. км.
СОКРАТ. Да, - не подходит.
ПЛАТОН. А что - надо?
СОКРАТ. Кроме китайского, - ничего нет.
ПЛАТОН. А если - подумать?
СОКРАТ. Думалка - тоже "китайская".
ПЛАТОН. Понятно.
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. Они нам подают все три свои системы - П-4, Н-5 и Х-3 - как "объективные", работающие как бы "сами-по-себе".
СОКРАТ. Как у Канта, - "вещь сама-по-себе"?
ПЛАТОН. Примерно так, - внешне-объективная и независимая от субъекта.
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. И что это значит?
СОКРАТ. И - что?
ПЛАТОН. То, Сократ, что они предполагают какого-то субъекта, который всем этим движет, но - СКРЫВАЮТ его.
СОКРАТ. Скрывают - за якобы "объективным" движением, действием?
ПЛАТОН. Да.
СОКРАТ. Зачем?
ПЛАТОН. Чтобы нас - обмануть.
СОКРАТ. Так в системе Х-3 говорят, что всем движет - "бог"!
ПЛАТОН. Их "бог" - это субъект?
СОКРАТ. Вроде, - да.
ПЛАТОН. А человек - субъект?
СОКРАТ. Как будто - тоже.
ПЛАТОН. А может ли во всём мире, всей вселенной быть больше ОДНОГО (1) субъекта, например, - ДВА (2)?!
СОКРАТ. Не понял?!
ПЛАТОН. Сейчас - поймёшь.
5
СОКРАТ. И кто же такой - "субъект", и почему во всей вселенной их не может быть больше одного (1)?
ПЛАТОН. Сам как думаешь?
СОКРАТ. Пока, Платон, это - ВЫШЕ моего думания.
ПЛАТОН. Понимания?
СОКРАТ. Его.
ПЛАТОН. Субъект (человек) - основание или носитель смысла и действия, познающий, мыслящий, действующий агент.
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. Например, вот ты, Сократ, субъект как носитель, содержатель, удержатель, основание своего смысла, действия, сам мыслишь, создаёшь смысл, действуешь.
СОКРАТ. Да.
ПЛАТОН. Кто-то ещё в тебе самом - сидит, пререкается с тобой, создаёт другие смыслы, правая рука не знает, что делает левая, левый глаз не видит то, что правый, одно ухо слышит не то, что другое, одна нога идёт назад, другая вперёд и т.д.?
СОКРАТ. Какой-то ещё субъект, например, второй (1), во мне самом, роме меня одного-единственного (1) и неповторинственного?
ПЛАТОН. Его.
СОКРАТ. Никого!
ПЛАТОН. А - "бог"?
СОКРАТ. Моя - придумка.
ПЛАТОН. Игрушка?
СОКРАТ. Оловянный солдатик!
ПЛАТОН. Значит?
СОКРАТ. Что - "значит"?
ПЛАТОН. Во всём мышлении и мире как твоём - только ОДИН (1) субъект, и это - ты сам, без никого другого, третьего и т.д.?
СОКРАТ. Во всём мышлении и мире как моём - да.
ПЛАТОН. А где-то - нет?!
СОКРАТ. А другие субъекты? Вот - ты, например?
ПЛАТОН. А я что, не такой, как ты?!
СОКРАТ. Как субъект, вроде, - такой же.
ПЛАТОН. Если такой же, то и у меня точно так же, и у других, как у тебя.
СОКРАТ. Каждый сам и один субъект во всём мышлении и мироздании как своих?
ПЛАТОН. Именно так.
СОКРАТ. И поэтому везде и во всём только один субъект - ты сам.
ПЛАТОН. Да, Сократ, ты сам, и каждый сам - один (1) субъект во всём мышлении и мироздании как и их.
СОКРАТ. И никакого "другого" субъекта во всём мышлении и мироздании, кроме меня самого и одного (1) нет и быть не может - ни у кого?
ПЛАТОН. Ни у кого.
6
СОКРАТ. Значит всем тем системам - П-4, Н-5, Х-3 - не хватало субъективности, человечности, а главное - источника всего, мышления и действия самого человека как вне-бытийно-вне-предельного Само-Субъекта (*))?
ПЛАТОН. Его.
СОКРАТ. И мы с тобой представляем "Городу и миру" ("Urbi et orbi") нашу совершенную гексаграмму (6) Аритеросизма с Само-Субъектом (*)) во главе?
ПЛАТОН. Да, Сократ. Это действительно человечная, гуманная система, полностью совмещённая с человеком как Само-Субъектом (*)), ставящая его во главе всего, но в то же время и вне всего, чтобы у него не оказалось уязвимых мест вроде пятки Ахиллеса, за которую его мать Фетида держала его ещё младенцем, купая в неуязвимой воде Стикса.
СОКРАТ. Наш "младенец" настолько совершенен, что сам купался в пучине неуязвимостей, что не утонул.
ПЛАТОН. Он же - вне всего, во вне-бытии!
СОКРАТ. А! Ну, - да.
ПЛАТОН. Теперь покажем развитие нашей совершенной гексаграммы (6) Аритеросизма в сравнении с их неполными системами.
СОКРАТ. Давай.
ПЛАТОН. Само-Субъект (*)) из вне-бытия, из вне-всего создаёт - ПРЕДЕЛ (0) всего возможного будущего бытия, как бы границу его целостности, единства, за которое он не сможет потом выйти, разрушить целостность.
СОКРАТ. У Пифагора в четвёрке (4) вообще нет этих элементов - *) и 0.
ПЛАТОН. Нет.
СОКРАТ. У Плотина нашему нулевому (0) пределу соответствует Единое, у Порфирия - Род, а у христиан - Отец ("бог").
ПЛАТОН. Хорошо. Идём дальше.
СОКРАТ. Идём.
ПЛАТОН. Далее, в соответствии с пределом (0), Само-Субъект (*)) устанавливает первое НАЧАЛО (1) бытия.
СОКРАТ. У Пифагора это - тоже первый (1) элемент бытия - монада, у Плотина - Ум, у Порфирия - Вид, у христиан - Сын ("бог").
ПЛАТОН. Потом Само-Субъект (*)), исходя из начала (1), создаёт ОСНОВАНИЕ (2) начала (1) бытия для его дальнейшего продвижения.
СОКРАТ. У Пифагора это тоже второй (2) элемент бытия, диада, или начало множества, у Плотина - Душа, у Порфирия - Отличие, у христиан - Дух ("бог").
ПЛАТОН. Дальше Само-Субъект (*)), основываясь на втором (2), осуществляет свободное РАЗВИТИЕ (3) обоснованного бытия.
СОКРАТ., у Плотина - Природа, у Порфирия - Свойство, у христиан - нет этого элемента.
ПЛАТОН. И в конце всего одного (1) цикла Само-Субъект (*)) как результат свободного и полного развития устанавливает ЗАВЕРШЕНИЕ (4), исполненность бытия.
СОКРАТ. У Пифагора это тоже четвёртый (4) бытийный элемент тоже как завершение и полнота бытия, у Плотина - Материал, у Порфирия - Случайность, у христиан этого элемента тоже нет.
ПЛАТОН. Прекрасно, Сократ!
--
© 1984-2025, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==