Гексаграмма (3)

Аватар пользователя aritheros
Систематизация и связи
История философии
Основания философии
Онтология
Эпистемология

ГЕКСАГРАММА (3)

(Учение Аритеросизма)

 

1

СОКРАТ. Продолжим, Платон?

ПЛАТОН. Всегда!

СОКРАТ. И?

ПЛАТОН. Так что там с пентаграммой (5) Порфирия, кстати, перекликающейся по числу с пентаграммой его учителя - Плотина?

СОКРАТ. Это - да.

ПЛАТОН. То же число!

СОКРАТ. Оно.

ПЛАТОН. Итак, - Порфирий?

СОКРАТ. Порфирий: "Так вот, когда Аристотель обнаружил десять (10) родов вещей, с которым сталкивается ум в процессе мышления (intelligendo) или рассуждающий человек в разговоре (ибо всё, что мы постигаем мыслью (intellectus), мы сообщаем другому с помощью речи), - тогда оказалось, что для понимания (intelligentia) этих десяти (10) категорий необходимо разобраться в других пяти (5) и выяснить, что такое РОД (genus), ВИД (species), ОЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК (differentia), ПРИЗНАК СОБСТВЕННЫЙ (proprium), а также ПРИВХОДЯЩИЙ (accidens)".

ПЛАТОН. Интересно!

СОКРАТ. Похоже на нашу гексаграмму (6) Аритеросизма.

ПЛАТОН. Похожа, да - НЕ ТО.

СОКРАТ. Что - не то?

ПЛАТОН. Покажи ещё сюда же пентаграмму (5) учителя Порфирия - Плотина, чтобы два раза не вставать, как говорят.

СОКРАТ. Хорошо. Плотин: "1) Единое - 2) Ум - 3) Душа - 4) Природа - 5) Материал".

ПЛАТОН. Единое (1) - ВСЁ, Материал (5) - НИЧТО?

СОКРАТ. Что-то вроде того.

ПЛАТОН. Ясно.

СОКРАТ. А у Порфирия?

ПЛАТОН. Думаю, то же самое.

СОКРАТ. Например?

ПЛАТОН. Род (1) - ВСЁ, Случайность (5) - НИЧТО.

СОКРАТ. Обще-вечно-неизменное (1) - ВСЁ, Единично-преходяще-случайное - НИЧТО?

ПЛАТОН. Оно.

СОКРАТ. И в самом деле!

ПЛАТОН. И то, и другое - очень похоже на "священную" четвёрку (4) Пифагора, но с добавлением ещё одного, ВЫСШЕГО элемента, её скрепляющего?

СОКРАТ. И - как же?

ПЛАТОН. Получается, у Порфирия скрепка - РОД (genus), а у Плотина скрепка - ЕДИНОЕ (en).

СОКРАТ. И в самом деле!

ПЛАТОН. А ты, Сократ, не находишь, что порфирьевский "Genus" и плотиновское "En" - это ТО ЖЕ САМОЕ?

СОКРАТ. В смысле?!

ПЛАТОН. Это однокоренные слова-понятия, содержащие один и тот же - СМЫСЛ.

СОКРАТ. Один корень "-EN-" - "одно-единое-единство"?

ПЛАТОН. Оно.

СОКРАТ. А разница - в чём?

ПЛАТОН. Единое Плотина - статичное, Род Порфирия - динамичный.

СОКРАТ. Почему?

ПЛАТОН. Из Единого самопроизвольно, как вода через край, изливается весь мир.

СОКРАТ. А из Рода?

ПЛАТОН. А Родом динамически всё - ПРОИЗВОДИТСЯ.

СОКРАТ. Генерируется - Родом?

ПЛАТОН. Им.

 

2

СОКРАТ. А чем же пентаграммы (5) Плотина и Порфирия отличаются он нашей всесовершенной гексаграммы (6) Аритеросизма, Платон?

ПЛАТОН. Самым главным.

СОКРАТ. И - что это?

ПЛАТОН. Их пентаграммы (5) добавили недостающий и очень важный элемент ЕДИНСТВА, целостности в пифагорейскую четвёрку (4) бытия.

СОКРАТ. Получается, до Плотина и Порфирия четверичное (4) пифагоровское бытие было - недостаточным, неустойчивым, хаотичным, несобираемым воедино?

ПЛАТОН. Не было.

СОКРАТ. Было - разболтанным?

ПЛАТОН. Им.

СОКРАТ. И чего же недоставало всё это время теперь уже пентаграммам (5) Плотина и Порфирия?

ПЛАТОН. Больше того, христианство на полторы тысячи лет не то что не добавило недостающий элемент к более совершенным этим неоплатоническим пентаграммам (5), но и редуцировало их до всего трёх (3) элементов!

СОКРАТ. Христианская - Троица (3)?

ПЛАТОН. Она.

СОКРАТ. Так они ж ещё и объявили её - "богом"!

ПЛАТОН. Ото ж.

СОКРАТ. Менее совершенное мошеннически выставили - "более совершенным", да ещё и "обожествили"?

ПЛАТОН. Ну, да - для глупого и забитого народа, тогдашних рабов и крепостных колонов, чтобы не лезли в умные сферы, доступные только "мудрым" начальникам и правителям, императорам, королям и попам с епископами.

СОКРАТ. Кошмарр!

ПЛАТОН. Не то слово.

СОКРАТ. А какие 2 числа христиане отняли от плотиновско-порфирьевской пентаграммы (5), чтобы получить ихнюю - троицу (3), Платон?

ПЛАТОН. Сам как думаешь?

СОКРАТ. Вообще не знаю, кто это!

ПЛАТОН. Это же - легко.

СОКРАТ. Для кого - как.

ПЛАТОН. Что христиане презирают догматически, - дух или материал?

СОКРАТ. По-моему, не только догматически, но и практически.

ПЛАТОН. Так - что?

СОКРАТ. Дух или плоть?

ПЛАТОН. Их.

СОКРАТ. Презирают - плоть, т.е. материал.

ПЛАТОН. Песок, кирпичи, цемент?

СОКРАТ. Их.

ПЛАТОН. Материал и что ближе к нему - это, по-ихнему, грех?

СОКРАТ. Он.

ПЛАТОН. Так что они от неоплатонизма оставили, а что - отвергли?

СОКРАТ. А! Понятно.

ПЛАТОН. Что же?

СОКРАТ. Оставили - Единое (1), Ум (2), Душу (3) в виде троицы (3) богов - 1) Отца, 2) Сына, 3) Святого Духа.

ПЛАТОН. А презрели?

СОКРАТ. Отвергли - Природу (4) и Материал (5) как недостойные грех и грязь.

ПЛАТОН. Их.

 

3

СОКРАТ. Хорошо. Так почему все эти числовые системы - пифагорейская четверичная (4), неоплатоническая пятеричная (5) и регрессивная христианская троичная (3) - неправильные?

ПЛАТОН. Сам как думаешь?

СОКРАТ. Вообще не знаю, где это!

ПЛАТОН. Ну, какие они все - по характеру?

СОКРАТ. Злые, добрые, - как люди?

ПЛАТОН. Нет, Сократ, они ж - не люди!

СОКРАТ. Ну, ещё есть - собаки, кошки, лошади..

ПЛАТОН. Морские свинки, попугаи, шиншиллки..

СОКРАТ. Не знаю "характера" - неживых систем.

ПЛАТОН. В переносном смысле.

СОКРАТ. Всё равно - не знаю.

ПЛАТОН. Ладно. Как насчёт близости к человеку, эти системы - какие?

СОКРАТ. Наверно, - далёкие, Платон, удалённые.

ПЛАТОН. Насколько - далеко.

СОКРАТ. Думаю, - "бесконечно".

ПЛАТОН. А как насчёт их зависимости от людей?

СОКРАТ. Точно так же.

ПЛАТОН. Как?

СОКРАТ. Очень далёкие от того, чтобы от людей - зависеть.

ПЛАТОН. Объективные?

СОКРАТ. Ну, да. Как марксисты разговаривают, объективные - значит внешне-независимые от субъекта.

ПЛАТОН. От человека?

СОКРАТ. От него.

ПЛАТОН. А неотомисты разве не то же самое разговаривают?

СОКРАТ. О - чём?

ПЛАТОН. О своём внешне-объективном "боге", наместник коего на грешной земле - Папа римский.

СОКРАТ. Значит - то же самое.

ПЛАТОН. Так значит неотомистский религиозный объективизм - то же самое, что и марксистский материалистический объективизм?

СОКРАТ. В этом смысле - один-к-одному.

ПЛАТОН. В смысле внешне-объективной независимости от субъекта, т.е. от человека?

СОКРАТ. В нём.

ПЛАТОН. Ясно.

 

4

СОКРАТ. Значит их системам, обозначим их так по первой букве названия - П-4 (пифагорейская), Н-5 (неоплатоническая), Х-3 (христианская), - не хватает близости к человеку, так сказать, - ЧЕЛОВЕЧНОСТИ?

ПЛАТОН. Её.

СОКРАТ. Гуманизма?

ПЛАТОН. Его.

СОКРАТ. А ещё - чего?

ПЛАТОН. Есть какие-то мысли, Сократ?

СОКРАТ. Никаких!

ПЛАТОН. "Вечного двигателя"!

СОКРАТ. Дизельного, карбюраторного, электрического?

ПЛАТОН. Это - китайская подделка, Сократ!

СОКРАТ. Сейчас китайцы - везде.

ПЛАТОН. Ото ж.

СОКРАТ. Значит китайский двигатель - не "вечный"?

ПЛАТОН. Гарантия всего - на 100 тыс. км.

СОКРАТ. Да, - не подходит.

ПЛАТОН. А что - надо?

СОКРАТ. Кроме китайского, - ничего нет.

ПЛАТОН. А если - подумать?

СОКРАТ. Думалка - тоже "китайская".

ПЛАТОН. Понятно.

СОКРАТ. И?

ПЛАТОН. Они нам подают все три свои системы - П-4, Н-5 и Х-3 - как "объективные", работающие как бы "сами-по-себе".

СОКРАТ. Как у Канта, - "вещь сама-по-себе"?

ПЛАТОН. Примерно так, - внешне-объективная и независимая от субъекта.

СОКРАТ. И?

ПЛАТОН. И что это значит?

СОКРАТ. И - что?

ПЛАТОН. То, Сократ, что они предполагают какого-то субъекта, который всем этим движет, но - СКРЫВАЮТ его.

СОКРАТ. Скрывают - за якобы "объективным" движением, действием?

ПЛАТОН. Да.

СОКРАТ. Зачем?

ПЛАТОН. Чтобы нас - обмануть.

СОКРАТ. Так в системе Х-3 говорят, что всем движет - "бог"!

ПЛАТОН. Их "бог" - это субъект?

СОКРАТ. Вроде, - да.

ПЛАТОН. А человек - субъект?

СОКРАТ. Как будто - тоже.

ПЛАТОН. А может ли во всём мире, всей вселенной быть больше ОДНОГО (1) субъекта, например, - ДВА (2)?!

СОКРАТ. Не понял?!

ПЛАТОН. Сейчас - поймёшь.

 

5

СОКРАТ. И кто же такой - "субъект", и почему во всей вселенной их не может быть больше одного (1)?

ПЛАТОН. Сам как думаешь?

СОКРАТ. Пока, Платон, это - ВЫШЕ моего думания.

ПЛАТОН. Понимания?

СОКРАТ. Его.

ПЛАТОН. Субъект (человек) - основание или носитель смысла и действия, познающий, мыслящий, действующий агент.

СОКРАТ. И?

ПЛАТОН. Например, вот ты, Сократ, субъект как носитель, содержатель, удержатель, основание своего смысла, действия, сам мыслишь, создаёшь смысл, действуешь.

СОКРАТ. Да.

ПЛАТОН. Кто-то ещё в тебе самом - сидит, пререкается с тобой, создаёт другие смыслы, правая рука не знает, что делает левая, левый глаз не видит то, что правый, одно ухо слышит не то, что другое, одна нога идёт назад, другая вперёд и т.д.?

СОКРАТ. Какой-то ещё субъект, например, второй (1), во мне самом, роме меня одного-единственного (1) и неповторинственного?

ПЛАТОН. Его.

СОКРАТ. Никого!

ПЛАТОН. А - "бог"?

СОКРАТ. Моя - придумка.

ПЛАТОН. Игрушка?

СОКРАТ. Оловянный солдатик!

ПЛАТОН. Значит?

СОКРАТ. Что - "значит"?

ПЛАТОН. Во всём мышлении и мире как твоём - только ОДИН (1) субъект, и это - ты сам, без никого другого, третьего и т.д.?

СОКРАТ. Во всём мышлении и мире как моём - да.

ПЛАТОН. А где-то - нет?!

СОКРАТ. А другие субъекты? Вот - ты, например?

ПЛАТОН. А я что, не такой, как ты?!

СОКРАТ. Как субъект, вроде, - такой же.

ПЛАТОН. Если такой же, то и у меня точно так же, и у других, как у тебя.

СОКРАТ. Каждый сам и один субъект во всём мышлении и мироздании как своих?

ПЛАТОН. Именно так.

СОКРАТ. И поэтому везде и во всём только один субъект - ты сам.

ПЛАТОН. Да, Сократ, ты сам, и каждый сам - один (1) субъект во всём мышлении и мироздании как и их.

СОКРАТ. И никакого "другого" субъекта во всём мышлении и мироздании, кроме меня самого и одного (1) нет и быть не может - ни у кого?

ПЛАТОН. Ни у кого.

 

6

СОКРАТ. Значит всем тем системам - П-4, Н-5, Х-3 - не хватало субъективности, человечности, а главное - источника всего, мышления и действия самого человека как вне-бытийно-вне-предельного Само-Субъекта (*))?

ПЛАТОН. Его.

СОКРАТ. И мы с тобой представляем "Городу и миру" ("Urbi et orbi") нашу совершенную гексаграмму (6) Аритеросизма с Само-Субъектом (*)) во главе?

ПЛАТОН. Да, Сократ. Это действительно человечная, гуманная система, полностью совмещённая с человеком как Само-Субъектом (*)), ставящая его во главе всего, но в то же время и вне всего, чтобы у него не оказалось уязвимых мест вроде пятки Ахиллеса, за которую его мать Фетида держала его ещё младенцем, купая в неуязвимой воде Стикса.

СОКРАТ. Наш "младенец" настолько совершенен, что сам купался в пучине неуязвимостей, что не утонул.

ПЛАТОН. Он же - вне всего, во вне-бытии!

СОКРАТ. А! Ну, - да.

ПЛАТОН. Теперь покажем развитие нашей совершенной гексаграммы (6) Аритеросизма в сравнении с их неполными системами.

СОКРАТ. Давай.

ПЛАТОН. Само-Субъект (*)) из вне-бытия, из вне-всего создаёт - ПРЕДЕЛ (0) всего возможного будущего бытия, как бы границу его целостности, единства, за которое он не сможет потом выйти, разрушить целостность.

СОКРАТ. У Пифагора в четвёрке (4) вообще нет этих элементов - *) и 0.

ПЛАТОН. Нет.

СОКРАТ. У Плотина нашему нулевому (0) пределу соответствует Единое, у Порфирия - Род, а у христиан - Отец ("бог").

ПЛАТОН. Хорошо. Идём дальше.

СОКРАТ. Идём.

ПЛАТОН. Далее, в соответствии с пределом (0), Само-Субъект (*)) устанавливает первое НАЧАЛО (1) бытия.

СОКРАТ. У Пифагора это - тоже первый (1) элемент бытия - монада, у Плотина - Ум, у Порфирия - Вид, у христиан - Сын ("бог").

ПЛАТОН. Потом Само-Субъект (*)), исходя из начала (1), создаёт ОСНОВАНИЕ (2) начала (1) бытия для его дальнейшего продвижения.

СОКРАТ. У Пифагора это тоже второй (2) элемент бытия, диада, или начало множества, у Плотина - Душа, у Порфирия - Отличие, у христиан - Дух ("бог").

ПЛАТОН. Дальше Само-Субъект (*)), основываясь на втором (2), осуществляет свободное РАЗВИТИЕ (3) обоснованного бытия.

СОКРАТ., у Плотина - Природа, у Порфирия - Свойство, у христиан - нет этого элемента.

ПЛАТОН. И в конце всего одного (1) цикла Само-Субъект (*)) как результат свободного и полного развития устанавливает ЗАВЕРШЕНИЕ (4), исполненность бытия.

СОКРАТ. У Пифагора это тоже четвёртый (4) бытийный элемент тоже как завершение и полнота бытия, у Плотина - Материал, у Порфирия - Случайность, у христиан этого элемента тоже нет.

ПЛАТОН. Прекрасно, Сократ!

--

© 1984-2025, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==