Виталий Иванов. О понятиях

Из трактатов "Эволюция ИС" и "Категории и сознание"
Информация
Год написания: 
2025
Систематизация и связи
Гносеология
Философское творчество

Из трактата «Эволюция информационных систем»

http://philosophystorm.ru/article/vitalii-ivanov-evolyutsiya-informatsionnykh-sistem

 

Простейшие понятия отвечают закрепленным в памяти индивида диапазонам характеристик его органов ощущений, а также элементарным движениям других его органов.

Сложные понятия строятся посредством закрепления устанавливаемых в результате опыта связей между понятиями более низких уровней, что приводит к организации из них структур со многими измерениями - образов и представлений об объектах и явлениях материального мира, а также программ функционирования органов и систем организма, нацеленных по результатам как во вне, так и внутрь его.

 

Понятие в отношении к миру материальному - совокупность нескольких характерных сторон материальных объектов или явлений, выделенных субъектом, отраженная и запечатленная в его идеальном мире и, в той или иной мере, отвечающая ряду конкретных объектов мира материального. Т.е. это совокупность нескольких классифицированных диапазонов простейших характеристик различных органов ощущений - зрения, слуха, осязания и др. Другой тип понятия - последовательность действий организма своими органами.

 

Понятия - отлаженные (оптимально организованные) программы задействования органов индивида в материальном или идеальном (фиктивно) мирах, воспроизводящие схему его отношений к значимым для него внешним или внутренним, материальным или же идеальным объектам.

 

В условиях взаимодействия субъекта с окружающей средой сложные понятия могут развиваться и развиваются (уточняются и дополняются новыми характеристиками и связями), что соответствует накоплению опыта.

 

Понятия отвечают узнаваемым организмом воздействиям на него среды или используемым индивидом ответным реакциям, т.е. в понятиях фиксируются, хранятся узнаваемые раздражения и последующие ответные действия.

Например, в цепочке «жарко --> ползти» - «жарко» и «ползти» есть два связанных между собою идеальной связью понятия. Причем, «жарко» - понятие воздействия на организм среды, диапазон органа ощущения, а «ползти» - понятие (программа) ответной реакции, последовательность действий органов ответных реакций.

 

Выживали те организмы, которые физиологически лучше других подходили к конкретным условиям данной среды, - естественный отбор; и те, которые наилучшим образом научались реагировать на оперативные, динамические воздействия окружающей их среды, - понятийный отбор.

 

Понятийный отбор имеет сквозное, главное значение, высвечивает собою смысл эволюции жизни и смысл эволюции в целом Вселенной. Он дает даже возможность сравнивать совершенно различные виды животных по уровню развития их идеального (понятийного) мира, а также объяснить некоторые «загадки» эволюции природы: почему исчезали одни виды и выживали другие. «Секрет» в том, что в каждой экологической нише выживали не самые крупные, сильные, защищенные или похожие на окружающую среду, но, в самом общем случае, - наиболее понятливые, т.е. располагающие максимальным количеством понятий и понятиями высшего уровня.

 

Весомым аргументом тому, что понятийный отбор играет решающую роль в эволюции жизни, является человек, то место, которое он занимает сегодня.

 

Уже одноклеточные обладают основными свойствами всего живого: раздражимостью и способностью проводить раздражение, возникшее в какой-либо точке их крохотного тела, на другие участки клетки.

 

Даже простейший организм узнает и реагирует на некоторые значимые для него воздействия. Это узнавание может быть результатом врожденных особенностей строения и передаваться механизмом наследственности, или же являться результатом появления определенного опыта, развившегося на базе врожденных возможностей в процессе жизнедеятельности. Такое закрепленное понимание, узнавание, запоминание, пусть даже весьма кратковременное, соответствует первопонятиям, первым кирпичикам идеального мира субъекта.

 

Следующий шаг в развитии организмов - вырабатывание определенной ответной реакции на определенное раздражение.

 

Можно спорить, является ли, например, «мясо» понятием для собаки, или «жарко» - понятием для инфузории; имеет ли понятие «жарко» объективно нечто общее для инфузории, собаки и человека по отношению к действительным проявлениям материальной Вселенной. Ясно, однако, что у собаки понятий в предложенном нами понимании этого термина много больше, чем у инфузории, понятия эти значительно выше по качеству и отвечают большему участку материальной Вселенной, нежели идеальный мир туфельки.

 

На обыкновенном в обиходе понимании слова «понятие» я и строю свою концепцию понятия «понятие».

 

Исконный народный смысл слов «понятие» и «понимание», как нельзя лучше, подходит к тому, о чем мыслю.

Осознаю расхождение с «научной» трактовкой понятия «понятие», которая допускает их наличие только у человека. Наука вразумительно не объясняет, однако, откуда вдруг они у нас появились. С моей точки зрения, понятия человека - продукт длительной и непрерывной эволюции всей природы и даже - Вселенной, в том числе, неорганической.

 

Например, в марксистко-ленинской философии под «понятием» понимают одну из форм отражения мира на ступени познания, связанную с применением языка, форму обобщения предметов и явлений. Но разве туфельки не обобщают и не познают в своей мере? Понятием называют также мысль (?!), представляющую собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим признакам (См. Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова, изд. пятое, М., Изд. Политической литературы, 1987, стр. 371.). Но понятие - это не мысль; мысль - осуществленная связь между понятиями. Мысль, действительно, свойственна в основном человеку. Но результатом связи между понятиями может быть и рефлекс. Он свойственен как человеку, так и животным.

 

Считаю, что любое, самое сложное понятие, для составления которого необходимы аналитические способности развитого ума, можно разложить на понятия более простые, а те, в свою очередь, - на понятия еще более простые, и так до понятий совсем простых, наипростейших, доступных и простым организмам, которые ими и располагают, в меру наличия у них соответствующих элементарных органов ощущений.

 

С дальнейшим накоплением структурной информации в материальном и идеальном мирах организмов в результате понятийного и естественного отборов у наиболее высокоорганизованных животных развивается чувствительность и возникает такая форма отражения, как психика. Она проявляется в способности иметь более сложные образы значительного числа объектов материального мира, складывающиеся из ряда характеристик, соответствующих нескольким органам ощущений.

 

Образы - сложные комбинации понятий, имеющие иерархическую многоуровневую структуру. Животные, обладающие психикой, могут располагать в своем идеальном мире значительным количеством внешней информации о мире материальном и довольно крупной библиотекой поведенческих реакций в ответ на воздействия среды.

 

Вершиной понятийного отбора, взаимосвязанного развития материального, идеального и активного стал человек.

 

Коллективный идеальный мир популяции, представляющий собою взаимосвязанную сумму общих для всех индивидов понятий, начинает выступать в качестве носителя долговременной памяти данной группы индивидуальных информационных систем в рамках некоторой объединенной информационной системы (ОИС).

 

Сознание свойственно только человеку и появилось в своей первичной обыденной форме одновременно с рождением речи и началом производства орудий труда.

Бытовое сознание - переходная форма от психики животных к космическому сознанию. Последнее же можно понимать как ясное представление своего места и роли в глобальной информационной системе, Вселенной. А именно: осмысление себя в роли инструмента самопознания и саморазвития материи

 

Жесткая ассоциативная связь, которая после своей активизации в идеальном мире непременно приводит в действие органы индивида (ведет к действию в материальном мире) - рефлекс.

Связь между понятиями в идеальном мире (вызванная или не вызванная воздействием материального мира), не повлекшая за собой раскрытие программы понятия в материальном мире (т.е. не повлекшая действия) - мысль.

 

Язык - средство передачи понятийной схемы. Построение языка косвенно отражает ее построение, но далеко не исчерпывает. Упрощенно можно представить корни слов как названия понятий. Части речи, построенные на однокорневой основе, объединяют два или более понятий.

 

В предложении передается сложная понятийная схема.

Восприятие смысла понятия при передаче его названия посредством языка требует знания программы данного понятия. Для усвоения простого понятия необходимо наличие органов ощущений, определяющих его содержание.

Обучение понятию высокого уровня требует ознакомления с его схемой, знания понятий более простых, его составляющих, и связей между ними.

 

Построение языка, наличие связей между частями речи (классами понятий) - косвенные понятийные связи (связи между понятиями не в результате опыта) подталкивают мышление к творчеству, установлению новых прямых связей между понятиями и группами понятий.

 

Мозг - физический носитель сознания, информации. Он осуществляет функции хранения понятий и их ввода-вывода по каналам информации, т.е. отношений между идеальным и материальным мирами.

 

Понятия - это только первоэлементы идеального мира, но из этих первоэлементов построено здание сознания.

 

 

 

Из трактата «Категории и сознание»

http://philosophystorm.ru/article/vitalii-ivanov-kategorii-i-soznanie

 

Понятие - основополагающий элемент идеального мира у представителей животного царства.

Структура понятия - иерархически сетевая.

 

Понятия простейшие, нижнего уровня - суть выделенные, фиксированные диапазоны восприятия тех или иных, отдельно взятых органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса или других.

Например, если температура выше каково-то уровня, возникает понятие «жарко» и, как следствие, - «активность», или, наоборот, «пассивность». Это уже другой тип простейших понятий - элементарные движения органов ответных реакций. Так возникает связка понятий, простейшая их цепочка.

 

Понятия второго уровня складываются в систему минимум из двух или более понятий первого уровня и могут иметь связи с другими понятиями второго или других уровней.

Понятия третьего уровня складываются из понятий первого и второго уровней. И т.д.

 

Можно утверждать, что каждому виду жизни отвечает вполне определенный, максимально возможный для него на данный момент уровень развития понятий.

 

Особь в своем пути от эмбриона до смерти последовательно развивает свой идеальный мир и проходит от первого уровня понятий до усреднено максимально возможного для данного вида. При этом можно предположить, что развитие понятийного мира особи идет как бы параллельно по многим направлениям. Не только появляются все новые понятия все более высокого уровня, но идет процесс как бы одновременного развития всех понятий всех уровней. И понятия первого уровня, казалось бы, простейшие, у взрослой особи не те, что у юной. Возможно, что с накоплением опыта самые нижние уровни понятий вообще исчезают, и все понятия с развитием идеального мира более или менее развиваются, усложняются, находят новые связи. А чем больше связей, тем сложнее понятие и, соответственно, тем оно более высокого уровня. Вообще, чем выше достигнутый уровень развития идеального мира, тем более условным становится его разделение на понятия, т.к. возникают все более сложные комплексы, представления, внутри которых все очень сложно переплетено.

 

Объект идеального мира, понятие, может иметь себе аналоги, объекты или явления в мире материальном. Все понятия нижних уровней имеют такие аналоги.

 

Будем понимать под материальными объектами некоторые выделенные субъектом участки материального мира. Объект определяется субъектом посредством статических и динамических характеристик. Статические - структура в пространстве; физические, химические и прочие соотношения. Динамические - структура во времени; череда физических, химических и других изменений, что в сумме представляет собою явление.

 

Понятие возникает путем выделения органами чувств индивида некоторой суммы характеристик, под которые подпадают ряд объектов или явлений мира материального. При этом характеристики от различных органов ощущений складываются механически. Например, понятие какого-то зверя складывается следующим образом: размер такой-то, окрас такой-то, форма, движения, запах, вкус, осязание, и т.д. - такие-то. Все характеристики имеют некоторые диапазоны.

 

К слову отметим, что сегодня с трудом возможно представить себе немеханическое сложение характеристик от различных органов ощущений. Как можно понять вкусо-цвет? Разве что через ассоциацию вкуса с цветом; но это же - не единое ощущение. Однако, когда-нибудь немеханическое сложение характеристик различных сторон, возможно, и разовьется у неких высших существ. Это будет объективное - непрерывное вИдение мира.

 

Кроме характеристик самого объекта, понятие подразумевает в себе и связи с другими понятиями; т.е. при его возникновении сразу определяется ему место в общей структуре идеального мира, соответственно его месту в структуре мира материального.

 

В растительном царстве, без сомнения, также существует свой идеальный мир, хотя организация его меньше исследована. Но кажется ясным, что у растений идеальные структуры хранят понятия освещенности, температуры, а также понятия немногих ответных реакций на соответствующие, значимые для них раздражители (хотя бы поворот листьев за солнцем, раскрытие и закрытие цветов в зависимости от времени дня, схлопывание ловушки и др.).

 

Структурная информация идеального мира складывается из структурного содержания всех наличествующих в нем понятий.

Структурная информация идеального мира какого-либо сообщества или, в пределе, в целом природы - из суммы структурной информации идеальных миров входящих в сообщество индивидов.

 

Первичные объекты идеального мира - выделяемые и устанавливаемые субъектом диапазоны результатов отражений его органов ощущений. Например, для зрения это цвета, относительные размеры (большой - маленький, далеко - близко и пр.); для слуха - сила звука, тональность и пр.; для осязания такие характеристики как «гладко - шершаво», «мокро - сухо», «больно - приятно» и пр.

 

Первичные отношения идеального мира - отношения между первичными идеальными объектами - выделенными диапазонами восприятия каждого органа ощущений (например, для зрения - между цветами, размерами, расстояниями, яркостями и пр.) и между первичными идеальными объектами, соответствующими восприятиям различных органов ощущений.

 

Первичные объекты и отношения идеального мира образуют первичную структуру идеального мира, которая в результате жизнедеятельности субъекта, т.е. работы органов ощущений и мозга, постоянно усложняется и совершенствуется, все в большей степени отвечая объективной структуре материального мира, что позволяет субъекту все лучше в нем ориентироваться.

 

Понятия, отвечающие материальному миру, формируются в процессе жизнедеятельности субъекта на базе значимых для него и сходных по своему значению отражений, помещающихся в некую назначаемую и затем, в процессе дальнейшего опыта, корректируемую субъектом сумму сторон. Каждая сторона идеального объекта - диапазон характеристик, которые согласен признать субъект за объектом материальным, относя его к данному идеальному объекту.

 

Понятия, частично отвечающие объектам материального мира или не имеющие материальных объектов-аналогов, формируются на базе ранее построенных понятий. Т.е. в основе любых понятий - взаимодействие субъекта с окружающей его средой.

Понятия могут развиваться, включая в себя все новые стороны, меняя диапазоны сторон, усложняясь и меняя свою структуру.

 

Знание - исчерпывающая, не избыточная сумма информации об объекте идеального мира, т.е. понятии (часть понятий в той или иной мере отвечает объектам материального мира) в пространстве, времени и структуре идеальной Вселенной (индивидуальной или же коллективной).

 

Изначальное кодирование и конечное раскодирование осуществляет субъект, располагающий идеальным миром. Для него информация - коды понятий, посредством которых осуществляется общение с другими субъектами, каждый из которых имеет свой идеальный мир со своими понятиями и связями между ними, своей структурой.

 

Единые коды понятий устанавливаются субъектами путем идентификации объектов их идеальных миров с объектами мира материального. Если два субъекта имеют навыки общения и оба органами своих ощущений выделяют, например, дерево; но при этом один из субъектов слепой, а другой - глух, и глухой говорит слепому, что этот объект материального мира называется «деревом», то происходит процесс идентификации соответствующих материальному дереву идеальных объектов двух субъектов и присвоение обоим им кода в виде слова «дерево». Сами эти идеальные объекты далеко не тождественны друг другу и отличаются по причинам различия у субъектов, во-первых, набора органов ощущений и их рабочих диапазонов и, во-вторых, различного окружения данного объекта, различий в связях с другими различными идеальными объектами, благодаря различной опытности субъектов. Тем не менее, при получении информации в виде кода «дерево», у каждого из субъектов возникнет свое, но отвечающее одному и тому же объекту материального мира, представление в мире идеальном.

 

Слова - названия понятий. Для создания модели языка, для начала нужна понятийная модель, модель сознания, а не наоборот.

Но понятия непрерывны, а слова дискретны. Центр понятия - корень слова. Суффиксы, приставки, окончания и прочее - типовые косвенные связки между понятиями.

 

Слова - названия для понятий. Произнося их, мы выражаем свой идеальный мир, а попадаем в общественный. Слова-то у всех одни, да понятия могут быть разные... Всегда ли вдумываемся мы в истинный смысл сказанного, услышанного, во все много смыслообразие?

 

Психика у животных характеризуется тем, что действие, связь между объектами идеальными почти всегда ведет к действию, связи между соответствующими объектами материальными.

Сознание дает возможность иллюзорного действия, действия только в идеальном мире, допускает разрыв непреложной для психики связи между процессами в идеальном и материальном, разрешает проигрывание вариантов сложного действия в идеальном без обязательного перенесения соответствия их в мир материальный.

 

Дополнение понятия новым оттенком смысла - новая связь с другими понятиями.

 

Понятия могут не иметь четких границ. Но у них есть некоторые смысловые центры, от которых они постепенно сходят на нет, переходя в другие понятия. Отсюда взаимопроникаемость понятий. Так цветовой спектр постепенно переходит от цвета к цвету. У разных людей границы одноименных понятий различны.

 

Пространство понятий непрерывно и многомерно. У сознания столько измерений, сколько оно содержит понятий. В многомерном пространстве понятий каждое из них можно связать с любым другим понятием. Ограничения - стереотипы мышления, речи. Гении разрывают жесткие связи и устанавливают новые, более оптимальные.

 

Поле понятий непрерывно, как и мир материальный. Стоит вспугнуть одну мысль, как их встревоживается целая стая. Это как ветер и кроны деревьев, или тонкая ткань; не может шевелиться один лист или одна ниточка, порыв - и все заволновалось...

 

Как картина с помощью красок и кисти пишется на холсте, сцена жизни запечатлевается на кинопленке, музыка записывается с помощью нотных знаков, так и понятия запечатлеваются в мозгу с помощью естественных процессов - химических, электромагнитных, ядерных или других; каких именно, пока неизвестно. Факт то, что фиксируется посредством некоего кода одна или несколько сторон предмета, доступных органам ощущений. Тем самым из материального объекта (интеграл по непрерывному полю всех своих сторон) получается идеальный (сумма сторон, воспринимаемых субъектом дискретно, - зрение плюс слух и т.д.). Точно так же, в случае другой группы понятий - реакции организма - в кодах фиксируется необходимая последовательность деятельности органов (абстрактная работа ума, органов воздействия на среду или др.). Раскрывая систему кодов, мы понимаем и повторяем уже известное.

 

Подсознание - готовые, крупные, однако не используемые постоянно понятийные схемы, полученные на базе чужого или личного опыта. Все многочисленные внутренние, промежуточные связи глубоко спрятаны, не осознаются, как важные; на поверхности - только малозаметные вход и выход.

Сознание - то, что на поверхности идеального мира, в постоянном поле зрения «я», наиболее в данное время важные для субъекта понятийные схемы, где происходит активная логическая генерация новых понятий, теорий.

Сверхсознание - разрыв подсознания, пробой готовых схем, молниеносное установление новых связей не логически или непосредственным опытом, а внеопытным прозрением, интуитивной догадкой. Устанавливается принципиально новая прямая связь или более оптимальная понятийная схема. Идет по нарастающей «снежный ком» установления новых связей, лавинообразных ассоциативных доказательств, подтверждений глубоко скрытым внутренним опытом.

Прозрения и решения приходят мгновенно. На их доказательство и «оправдание» может не хватить жизни...

 

Первые понятия были элементарно просты и существовали элементарно малый отрезок времени. Многие из них, возникнув раз, исчезали, но появлялись вновь; снова и снова, появлялись и исчезали; и так - многократно. Но общая тенденция была все-таки к усложнению и отбору необходимого. Необходимейшее, все более сложное, закреплялось.

Так шла природа к понятиям человека. Человек и то, что идет за ним, призваны для сохранения всех понятий, всех до единого.

 

Сознание - многомерная сфера понятий, где каждое понятие - сфера меньшая целого. «Я» путешествует между понятиями и, объединяя их, порождает мысль, которая, по существу, - связь между понятиями.

«Я» бродит и внутри сферы понятия сложного. Сейчас оно на одной его стороне, через мгновение - на противоположной. Вы слышали одну фразу, через минуту - другую. Если вы не знаете содержания моего понятия полностью, эти две фразы вам могут показаться совершенно несвязанными. Тем не менее, я говорил об одном, находясь в сфере одного своего понятия, непростого, хранящего внутри себя многое.

Это «я», или внутренняя инстанция, считывает информацию идеального мира. Она же и всю жизнь конструирует идеальный мир из элементарных кирпичиков информации, поступающих извне, из материального мира через органы ощущений. Она же осуществляет и более сложные перестройки блоков информации.

«Я», соразмеряясь с понятиями и информацией, поступающей от органов ощущений, руководит сложными реакциями организма, ориентацией его в окружающем мире, постановкой целей и проч.

 

Не говорит ли о единой природе психики и сознания и естественном переходе одного в другое то, что любой человек на своем именно опыте многократно сталкивался с очевидным полным взаимопониманием с животными. С собакою, например. Уверен, у каждого были ощущения полного взаимопонимания: вы понимали собаку, а она - вас. В этот миг вы встречались по какому-то частному вопросу на одном уровне осознания мира: вы несколько спускались от своих средних возможностей, а собака - поднималась, может быть, до своего потолка. Конечно, в основном совпадения наблюдаются в некоторых самых простых понятиях и эмоциях и в их несложных взаимосвязях. Но это естественно.

Все это говорит о том, что и сознание, и психика, и другие, более ранние формы организации идеального мира и «я» организмов - все это формы осознания мира и организации взаимодействия с ним, только формы разного уровня по развитию. Причем каждому уровню свойственны и познание, и развитие мира, но познание и развитие в своей мере.

 

Понимают ли друг друга ежи? - Видимо, да. Значит, у них есть свои, общие для ежей понятия. Возможно, и туфельки понимают друг друга. У них своя система передачи информации, свои коды-слова, свой язык. Может быть, этот язык тоже имеет корни слов, суффиксы, приставки и прочее, или нечто иное, много проще, но имеющее аналогичное назначение.

Возможно, у животных есть и своя письменность, своя система знаков (например, устойчивых запахов?), которые оставляют, желая передать что-то сородичу, находящемуся вне прямого действия органов ощущений.

Понятия человеческие, язык - ничто не является вдруг. Все в мире развивается постепенно: от простого и несовершенного - к сложному и более оптимальному.

 

Можно попробовать создать единый код понятий - общий язык для всего живого. Для простых - простое, более сложных - более сложное; основа, простейшее - едино для всех.

А может быть, он давно уже существует, этот единый язык природы, и мы только забыли частично его простейшие, ближние к миру природы уровни и разделы?

Эволюция языка непрерывна, как и эволюция жизни. От языка животных - к человеку, и далее, далее!..