Аркадий Гуртовцев. Куда движется современное общество? Назад в Средневековье?

Информация
Систематизация и связи
Основания философии
Эволюционизм
Теология
Философия религии
Философская антропология
Социальная философия
Философия культуры
Философия науки и техники

ГУРТОВЦЕВ А.Л.

 

Куда движется современное общество?

Назад в Средневековье?

 

Размышления по поводу  образования и воспитания молодых поколений. Каким оно  будет: светским, научным, материалистическим или  мифологическо-религиозным, антинаучным?

 

 

                                                                    Эпиграфы:

 

                                                            “Набожность … есть опиум для души;

                                                           она бодрит, оживляет и поддерживает,

                                                           когда принимается помалу; в слишком

                                                           сильных дозах усыпляет, или приводит

                                                           к безумию, или убивает”

                                                                            Фр. писатель Жан Жак Руссо, 1761 г. 

 

                                                                  “... религия действует как опий: она

                                                            завлекает и приглушает боли вместо того,

                                                            чтобы придать силы”

                                                                            Нем. поэт Новаис, 1798 г.

 

                                                                “Религия есть опиум народа

                                                                                 К. Маркс, 1843 г., В.Ленин, 1905 г.

 

 

Краткое введение

 

Человек смертен. Выживание и прогрессивное развитие человеческого рода, любого народа, нации, страны зависит от продолжения, смены и качества всех их последующих поколений. Что посеешь, то и пожнешь!  Даже животные инстинктивно заботятся о своем потомстве. Будущее любого народа на 99% зависит от воспитания и образования каждого нового поколения, начиная с первых дней его рождения и продолжая семейным, школьным и высшим образованием и воспитанием. Решающий вклад в развитие и судьбу каждого нового человека  вносят его убеждения, мировоззрение и трудовой опыт. Как взрослое, стареющее поколение подготовит нового человека к его семейной, общественной и профессиональной деятельности, такой результат общество и получит в своем будущем. Именно этим определяется важность семейного и общественного (частного, государственного) образования, формирующего у подрастающего поколения правильное, нужное, полезное для человека и общества мировоззрение и личные навыки саморазвития. Без этого нет общественного человека, а возможен лишь человек-маугли, или человек-зверь.

Возникает архиважный и сложный вопрос: а что такое есть правильное образование и мировоззрение? Всё существующее разнообразие человеческих взглядов по данному вопросу можно вместить в широкий диапазон между двумя исторически противоположными представлениями о телесном и духовном, о материи и духе, о бытии и сознании. Мировая философия, будучи квинтэссенцией наиболее общих представлений человека об окружающем его мире и самом человеке, разделила все философские мнения по этому вопросу на 2 большие группы: материализм и идеализм. Первая утверждает о материи, ее самодвижении, самоорганизации и саморазвитии как основе, фундаменте, субстанции всего мироздания, включая человека. Согласно ей, сознание, мышление и вся духовная жизнь человека есть следствие движения материи в форме вещества и поля, включая физико-химические процессы, происходящие в нейронной сети головного мозга человека. Вторая группа, идеалистическая, полагает первоосновой мира не материю, а дух, который отождествляется с тайными “божественными” силами, якобы существующими вне и независимо от материи. Эти силы в лице Бога (или богов) якобы творят чудесным образом из хаотической материи всё мироздание, в том числе живую и неживую природу, а также человека с его  душой.

Первыми и главными представителями идеализма в истории человечества стали первобытные верования всех людей и народов в форме анимизма, тотемизма, шаманизма и фетишизма, сформировавшие позднее различные мифологические и религиозные учения (в философии он нашли отражение в виде гилозоизма, пантеизма, панпсихизма, панлогизма и др.). Все древнейшие человеческие цивилизации (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай) в основе своей государственной идеологии имели религию в форме политеизма, или язычества. Так, например, у шумеров-аккадцев-вавилонян в их божественном пантеоне насчитывалось свыше 3600 богов различного ранга, а у древних египтян – более тысячи антропо- и зоомофных богов (изображались с частями тела человека и/или животных: например с головой птицы, змеи, лягушки, барана, крокодила или львицы).

Великие египетские пирамиды были построены именно для того, чтобы обеспечить путь в Дуат, в загробный мир, на небо, к астральным богам, в вечную и блаженную посмертную жизнь царям Египта, считавшимися детьми богов. Со своей системообразующей религиозной идеологией Древний Египет просуществовал свыше 4 тыс. лет. Помогла ли эта архаичная идеология выживать и развиваться Египту  столь долгое время? Несомненно, помогла. Оказалась ли она нужной и полезной для Египта того времени? Да, оказалась. Но вряд ли современные египтяне согласились бы жить сегодня с верой в бесчисленных богов, олицетворявших различные силы природы, и строить пирамиды для благополучия своих президентов или премьер-министров на том свете. Пришло другое время и другое общество. Реальный мир изменился, изменились ценности, традиции, потребности и мысли людей.

Развитие религиозных представлений о мире шло в человеческом обществе по мере становления и укрепления земных монархических государств (княжества, герцогства, королевства, царства, империи) от политеизма к монотеизму. Первый прообраз монотеистической религии появился в Новом царстве Египта во времена правления фараона Эхнатона, XIV в. до н.э. (он противопоставил сонму древних верховных богов Египта, включая Атума, Птаха, Амона и Ра, одного-единственного нового солнечного бога - Атона). Позже появился Бог у иудеев, затем Святая Троица у христиан (Бог Отец – Бог Сын – Бог Святой Дух), Аллах у мусульман. По существу, монотеизм есть модернизированная форма архаичной мифологии и язычества. Христианство, в отличие от иудаизма и ислама, трудно назвать монотеизмом. В нем “божественные, чудотворные” силы не сконцентрированы в одном Всевышнем, а распределены, переданы от Святой Троицы на откуп ангелам, апостолам, святым, иконам и другим фетишам, что сближает христианство с первобытной религией.

На протяжении всего Средневековья христианство, ставшее с 4 в. государственной религией Римской империи и всех входящих в нее западных и восточных провинций, укрепляло свои позиции в сознании европейцев и других народов. С разделением в 395 г.  Римской империи на Западную и Восточную (Византия) начались процессы обособления западного католицизма (папство) и восточного православия (патриархат). С 9 в., при князе Владимире, византийское православие стало государственной религией Киевского княжества, а позже всего Русского государства. С тех пор вся жизнь русского общества протекала под бдительным контролем Русской Православной Церкви (РПЦ; с 1721 г. она стала неотъемлемой частью аппарата управления Российской империи). Перерыв в господстве РПЦ над душами людей произошел лишь в период Советской власти, 1917-1991 гг. В тот период была весьма популярна поговорка: “Поп да Бог  пока разум плох, А с ясным умом и без них проживем”. Но с распадом СССР в 1991 г. РПЦ вновь стала претендовать на управление сознанием людей на постсоветском пространстве, включая и Беларусь.

Возникает принципиальный вопрос: как сегодня, в 21-м веке, можно совместить образование народа на двух принципиально различных началах, основах, платформах – материалистической и религиозной. Первая – это фундамент мироздания, исследуемый наукой посредством разума человека, научных приборов, методов, опытов, экспериментов и теорий. Наука гарантирует верификацию (проверяемость), объективность, достоверность и точность результатов исследований - системы научных знаний. Материализм и наука предполагают естественный, антирелигиозный, атеистический взгляд на мир. Религия же основана на фантазиях и домыслах людей, которые не соответствую действительности и отвергаются наукой, хотя массово исповедуются большинством населения многих стран мира. Эти домыслы, верования субъективны и мифологичны, представляя собой по существу психические феномены, к материалистическому анализу которых наука приступает лишь в настоящее время в рамках таких научных направлений, как нейробиология, нейрофизиология, нейрогенетика, нейропсихология, нейроинформатика, искусственный интеллект и других.

Сегодняшний возврат религии в область воспитания и образования подрастающего поколения не может не вызывать обоснованную тревогу у людей науки и здравомыслящих граждан. Как можно, с одной стороны, требовать от человека эффективного исследования реального мира, расширения и углубления научного познания, формирования достоверной системы научных знаний, развития творческих возможностей человека, а, с другой стороны, идеологически заковывать мышление человека в религиозные цепи, тупо превращая его в “раба божьего”, призванного славить несуществующего Бога, его всезнание, всесилие и милосердие. Церковь, будучи особой профессиональной корпорацией, стремится  подчинить сознание граждан архаичным религиозным догмам и влиянию священнослужителей ради достижения своих собственных, частных, корпоративных целей, которые, конечно же, всегда упрятаны в упаковку “традиционных ценностей и всеобщего блага”.

Исторический опыт учит, как много бед принесла христианская церковь миру во времена преследования язычников, крестовых походов, религиозных войн, контрреформации, инквизиции, борьбы с алхимиками, астрологами, ведьмами, колдунами и просто здравомыслящими людьми, не говоря уже об ученых, философах и мыслителях, выдвигавших новые, прогрессивные научные идеи,  отличные от церковных установлений. Не следует забывать, что всего лишь несколько столетий назад наука рассматривалась в обществе всего лишь как “служанка религии”, призванная обосновать доводами человеческого разума величие замысла мифического Бога и “божественного творения” им всей огромной Вселенной, включая человека и его обитель Землю. Ученым пришлось на протяжении веков прикладывать неимоверные усилия для того, чтобы освободить науку и научное творчество от гнета религиозных догм и жесточайшего диктата церкви. Многим из них пришлось заплатить за свое вольнодумство и стремление к познанию тайн природы  собственным благополучием, здоровьем и самой жизнью.

Их пристальные наблюдения, прозорливые догадки и гипотезы, глубокие теории и поразительные открытия, ставшие доступными публике благодаря книгам и книгопечатанию, несли тогда еще спящему, темному и невежественному массовому сознанию ту правду о реальном мире и  новые знания, которые могли бы его пробудить. Однако, лучшие достижения человеческой мысли, воплощенные в научных трудах, клеймились господствовавшей в обществе религиозной идеологией и церковью как “ересь, заблуждение и безумие” (достаточно вспомнить пресловутый “Индекс запрещенных книг”, созданный католической церковью в 1559 г., выпускавшийся до 1966 г. и содержавший до 20 тыс. книг передовых мыслителей и ученых), противоречащие “вечным  библейским истинам” и поэтому достойные лишь сожжения на кострах вместе с их авторами (жрецы религии всегда отлично понимали, что наука может освободить человеческое сознание от религиозного подлога и обмана и стать могильщиком как религии, так и доходного церковного бизнеса “на душах” людей). Только сбросив с себя религиозные оковы, наука обрела, наконец, ту настоящую свободу, которая позволила ей за последние 300-400 лет стать для человеческой цивилизации той мощной производительной силой, какой мы ее теперь наблюдаем.

Но сегодня с возрождением и распространением в обществе религиозной идеологии наука, научное творчество и научное образование вновь находятся в опасности: науку опять пытаются сделать “служанкой религии” и тем самым закабалить развитие человеческого разума. Так что же предлагают высшие руководители государственных органов Республики Беларусь в отношении взаимодействия государства и церкви, науки и религии, образования и воспитания? Разберем это ниже на конкретном примере одного примечательного общественного события, имевшего место в мае 2025 г. в древнем белорусском городе Слоним (основан в 1252 г. в правление  короля Литвы Миндогва; расположен в 195 км к юго-западу от Минска, население 48 тыс. человек).

 

 

Государство и церковь. На страже традиций

и нравственных ценностей белорусского общества” ?

 

16-го мая 2025 г. в агрогородке Жировичи Слонимского района Гродненской области на базе мужского Свято-Успенского Жировичского монастыря (один из главных центров белорусского православия: сегодня здесь живут 33 монашествующих; первое упоминание обители в 1587 г.: тогда Слоним входил в состав Речи Посполитой и был местом сражения между русскими и польско-литовскими войсками в рамках Русско-польских войн) прошел под председательством руководителя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игоря Сергеенко однодневный выездной семинар Палаты на тему “Государство и церковь. На страже традиций и нравственных ценностей белорусского общества”.

В мероприятии приняли участие: митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Вениамин; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий; уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак; Министр образования Андрей Иванец; Министр культуры Руслан Чернецкий; председатель Гродненского областного исполнительного комитета Юрий Караев; депутаты Палаты представителей, руководящие сотрудники облисполкома, министерств культуры, информации и образования, священнослужители и приглашенные гости. Всего более ста человек.

Основные вопросы, рассмотренные на заседании, касались духовно-нравственных ценностей как основы поступательного развития белорусского общества и ключевого вектора формирования информационного пространства. Акцент был сделан на сохранении межконфессионального мира как безусловного приоритета государственной политики, а также на роль культуры в сохранении духовно-нравственных ценностей общества и перспективных направлениях сотрудничества Министерства образования республики и Белорусской православной церкви (БПЦ) в деле воспитания подрастающего поколения.

Приведем в сокращенном виде тексты описания содержания семинара в изложении корреспондента БЕЛТА Сергея Шелега (оригинал на сайте агентства от 16 мая), касающиеся взаимодействия Минобразования и БПЦ, а также других связей государства и церкви. О выступлении министра образования корр. сообщает (выделения в тексте наши):

Система образования имеет богатый опыт соработничества с Белорусской православной церковью, сообщил министр образования Беларуси Андрей Иванец на семинаре на тему "Государство и церковь. На страже традиций и нравственных ценностей белорусского общества" ... “Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи всегда было и остается одной из ключевых задач системы образования. Система образования имеет богатый опыт соработничества с Белорусской православной церковью", - сказал Андрей Иванец. Он напомнил, что реализуется соответствующая программа совместной деятельности на 2020-2025 годы, результаты ее реализации на системной основе рассматриваются на Координационном совете при Министерстве образования и БПЦ...

Министр подчеркнул, что эта работа реализуется абсолютно на всех уровнях образования начиная от дошкольного, общего среднего до профессионально-технического и высшего образования. Министр точечно остановился на ключевых направлениях совместной работы. Во-первых, он указал на учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Все учебные пособия, которые издаются по социально-гуманитарному циклу, по его словам, проходят рецензирование в соответствующем Синодальном отделе Белорусской православной церкви. Это позволяет всесторонне посмотреть на тот учебный материал, который сегодня преподают школьникам. Ведется разработка совместных учебных программ факультативных занятий для учащихся 5-9 классов по основам духовно-нравственной культуры и патриотизма. Завершилось издание линейки учебных пособий. Такой факультатив есть практически в каждой второй школе, его на добровольной основе посещают более 25 тыс. учащихся.

Особый интерес, по словам министра, представляет проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной тематике, церковно-исторической, культурологической теме. При этом на современном этапе система образования ищет новые формы взаимодействия, обратил внимание Андрей Иванец. Положительной он назвал практику участия священнослужителей в реализации информационно-образовательного проекта "ШАГ" в учреждениях образования. По его словам, важно, чтобы священнослужители приходили и разговаривали с молодежью...           Традиционно значима работа учреждений образования и БПЦ по семейному воспитанию на основе христианских ценностей личности...”.

Из выступления Игоря Сергеенко: “Цель нашего семинара – вновь обратиться к важным вопросам взаимодействия государства и Церкви, обсудить, как мы можем вместе сохранить и развивать духовные ценности, на которых веками строилась Беларусь ... в современном мире все чаще предпринимаются попытки подорвать наши традиции, навязать чуждые и нетрадиционные ценности. Но у нас есть четкая, скоординированная политика государства и Церкви, направленная на защиту духовных устоев белорусского общества ... межконфессиональное и межнациональное многообразие и согласие являются важнейшей фундаментальной ценностью белорусского общества. В их основе лежат вековые духовные традиции и кропотливая выверенная государственная политика .... В нашей стране создано правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания ... В июле 2024 года вступила в силу новая редакция закона "О свободе совести и религиозных организациях". В ней учтены пожелания и предложения, касающиеся возможности церкви эффективно осуществлять свою просветительскую, духовно-нравственную деятельность и социальное  служение”. 

Председатель Палаты представителей также сказал: “В этих стенах, думаю, будет очень уместно вспомнить слова Митрополита Филарета, который внес огромный личный вклад в становление нашего государства, возрождение Белорусской Православной Церкви, укрепление духовности общества: "Нет сомнений в том, что благополучие нашего Отечества связано с его всесторонним духовным возрождением. Только тот народ, который сохранил и сохраняет веру своих отцов, народ, объединенный многовековой христианской традицией, может смело смотреть в будущее"”.

Из выступления Александра Румака: “В современном обществе к конфессиональным вопросам следует относиться с особым вниманием. Неоспоримым остается факт, что религия является той силой, которая обладает огромным миротворческим потенциалом в объединении людей. Но в то же время большое количество конфликтов на религиозной почве в мире позволяет говорить о том, что религиозные отношения могут быть использованы и для разъединения людей ... Формирование в белорусском обществе толерантности и веротерпимости является исторически длительным процессом. Белорусские земли знают разные периоды - от привилеев великих князей, поддерживающих различные конфессии, статутов Великого княжества Литовского, где была определена роль государства в сохранении мира между гражданами, решений Полоцкого собора, неоднозначного периода господства атеистического подхода до современного этапа межконфессионального мира и спокойствия ...Но главное в том, что мы не ищем в нашей истории то, что может разъединять наших людей, а берем только то, что объединяет ...
Опыт Беларуси в этом направлении полезен для многих государств, особенно отдельных соседей ... сегодня Беларусь - одна из немногих стран, где отсутствуют конфликты на конфессиональной почве. За этим стоит вековая история, традиции и нравственные ценности белорусского народа”.

Румак продолжал:”... поликонфессиональность белорусского общества никогда не становилась причиной политического разделения нации. Напротив, этноконфессиональные отличия и особенности в понимании мироздания со стороны представителей различных конфессий и вероисповеданий создавали основы к согласию и формированию толерантности белорусского народа. Этому способствовало и создание нормативно-правовой базы, позволяющей урегулировать развитие межконфессиональных отношений и содействовать деятельности религиозных организаций в правовом поле. В настоящее время с учетом изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, реалий сегодняшнего дня в стране действует новая редакция закона "О свободе совести и религиозных организациях", вступившая в силу в 2024 году. В ней более регламентирована деятельность религиозных организаций как юридических лиц в правовом поле”.

 

Правовые основы отношений государства и религиозных организаций. Конституции Беларуси и закон “О свободе совести и религиозных организациях”

 

При оценке тех или иных публичных суждений официальных лиц государства по тем или иным злободневным вопросам жизни людей, общества, государства или человеческой цивилизации в целом можно исходить из различных критериев: прагматических, идеологических, философских, культурных, исторических, политических, правовых, научных, нравственных и многих иных. Но в вопросах публичного обсуждения чиновниками жизни конкретной страны следует, в первую очередь, исходить из положений конституции этой страны и опирающихся на нее других законодательных актов.

Так что же нам говорит Конституция Беларуси по религиозным вопросам и отношениям к ним государства?

Статья 2 раздела I  “Основы конституционного строя” утверждает, что “Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства”. Прекрасно!

Статья 4 указывает, что “Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе идеологии белорусского государства, а также многообразия политических институтов и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан”. БПЦ и другие религиозные организации (католические, униатские, иудейские, исламские) не относятся к государственным учреждениям, т.е. это общественные организации, а потому их частная, корпоративная идеология, согласно ст.4, не может быть идеологией белорусского государства и быть обязательной для граждан. Запомним это.

А то, что является государственной идеологией, в Основном законе не раскрывается, хотя имеются реальные подозрения на то, что такой идеологией тихо, постепенно, ползуче становится русско-белорусское православие. И если это  действительно имеет место, то в опасности находятся права и свободы граждан. Никто не возражает, чтобы граждане добровольно выбирали себе то или иное вероисповедание, включая православие, иудаизм, ислам и иные направления, или, напротив, становились атеистами, отрицая веру в Бога как проявление мифологии и человеческого вымысла. Вольному воля! Опасность для общества и для государства возникает тогда, когда какое-то вероисповедание становится титульным и принудительно, под страхом того или иного наказания навязывается всем гражданам страны, всему обществу. Навязывается, как это обычно водится, из благих побуждений: ради объединения и сплочения людей одной верой, одной религиозной идеей. Примером такого глобального господства религии была Российская империя (Беларусь входила в состав ее Северо-Западного края), в которой РПЦ стала частью чиновничьего госаппарата (какие законы и порядки царили в то время в русском и белорусском обществе современный читатель не ведает, но может узнать из Приложения ниже).

Но вернемся к нашей современной Конституции.

 Статья 7 устанавливает, что “Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики Беларусь. Иные правовые акты издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Государство, все его органы и должностные лица, организации и граждане действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства”. Превосходно!

Статья 16 регламентирует: “ Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности”. Замечательно!

А теперь кратко остановимся на некоторых статьях закона “О свободе совести и религиозных организациях” (первоначально принят 17 декабря 1992 г. №2054; новая последняя редакция от 30 декабря 2023 г. № 334-3; всего 42 статьи).

Преамбула закона сообщает: “Настоящий Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из:

прав каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии;

равенства религий перед законом;

признания особой роли Белорусской православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;

духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси;

неотделимости от общей истории народа Беларуси религиозных организаций Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама;

необходимости содействия достижению взаимного понимания, терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания”.

По отношению к Конституции в данном законе выделены традиционные для Беларуси конфессии, так или иначе связанные с ее историей и культурой. Здесь также введено новое понятие “духовность”, отсутствовавшее в Конституции. Такие понятия, как история, культура и их традиции хорошо известны и понятны каждому образованному человеку. У каждой страны есть своя история, своя культура и свои традиции. Но вот чем является понятия духовности и духовных традиций, введенных в настоящий закон, нигде не раскрывается, не определяется и не детализируется. Остается догадываться, что под духовностью в законе понимается, видимо, деятельность, относящая исключительно к религии и церкви, т.е. религиозность (по аналогии с понятием духа, духовенства, духовника, духовного сана). Очевидно, что при коррекции закона юристы попали под некрическое восприятие термина “духовность”, монополизированного церковью со времен средневековья.

А вот что сообщает об этом понятии “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Даля издания 1880-82 гг., т.е. времен господства РПЦ в Российской империи: “Духовный -  неплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля”. Как видим, у Даля, этого великого лексикографа, понятие духовности имеет более глубокий и широкий смысл, не замыкаясь на одной религии, а распространяясь на всю душевную и умственную деятельность человека. В этом светском, земном, общечеловеческом значении синонимами духовности становятся душевность, рассудок, ум, интеллект, сознание, мышление. В этом смысле говорят о духовном (не плотском, кровном и не религиозном) родстве некоторых людей или их душ, о духовной работе и духовном подвиге человека, о духовных страданиях, о духовном завещании и т.д. Все виды умственной деятельности, в том числе творчество ученых, инженеров, писателей, философов, поэтов и композиторов, есть духовная, сознательная, мыслительная работа. Религия связывает такую работу с Богом, а наука – с организмом человека и материей его мозга. В этом разница.

В связи с этим возникает вопрос, почему корректоры закона связали духовность и духовные традиции исключительно с религиозными организациями как их хранителями и распространителями. А что, другие общественные и государственные организации, включая различные научные и просветительские общества, библиотеки, музеи, культурные объединения и союзы, партии, не являются хранителями и распространителями накопленных предыдущими поколениями научных и культурных знаний, навыков, умений, опыта и других духовных ценностей, важных для существования и развития страны? Почему особая роль в этих исторических процессах присваивается данным законом (не Конституцией!) именно БПЦ и другим религиозным организациям? Вопрос без ответа. Неужели для государства архаичная религиозная вера становится более важным фактором развития чем научно-технические и технологические исследования, разработки и внедрения, чем гуманитарные исследования, направленные на развитие и совершенствование общества и духовных, исключительно земных, творческих возможностей человека?

Статья 1 закона (Задачи настоящего Закона) сообщает: “Задачами настоящего Закона являются обеспечение и гарантирование прав каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и законных интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения в религиозные организации. Прекрасно!

Важна статья 3, приводящая основные термины, всего 20, и их определения, используемые в законе. Вы там не найдете определения духовности, но зато там даны, в частности, определения религии (“исторический тип мировоззрения и форма общественного сознания, а также соответствующие им поведение и специфические действия, основанные на убеждениях и вере в сверхъестественное и возможность взаимодействия с ним), религиозная деятельность (“деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих, распространение религий, в том числе путем миссионерской и паломнической деятельности, религиозное просвещение, проведение богослужений, молитвенных собраний, чтение проповедей, подготовка священнослужителей, а также иная деятельность, направленная на организационное и материальное обеспечение культовой практики религиозной организации (издание и распространение религиозной литературы, изготовление и распространение предметов культа, производство облачений для священнослужителей и другая деятельность))” и религиозного просвещения (“вид религиозной деятельности, направленный на информирование граждан об особенностях вероучения и культовой практики религиозной организации”). Правильные, взвешенные определения.

В наших  целях можем ограничиться приведенной информацией о правовом поле рассматриваемого вопроса и перейти непосредственно к анализу содержания выступлений отдельных чиновников на слонимском семинаре.

 

Критический анализ с правовых позиций выступлений государственных руководителей на Слонимском семинаре

 

Выступление министра образования

 

Министр сообщил о существовании Координационного совета при министерстве и БПЦ,  о программе их совместной деятельности на 2020-2025 годы на всех уровнях образования, начиная от дошкольного, общего среднего до профессионально-технического и высшего. Он подчеркнул, что в рамках государственного учебно-методического образовательного процесса все учебные пособия по социально-гуманитарному направлению проходят рецензирование в соответствующем Синодальном отделе БПЦ, что позволяет всесторонне посмотреть на тот учебный материал, который сегодня преподают школьникам. Кроме того, ведется разработка совместных учебных программ  факультативных занятий для учащихся 5-9 классов по основам духовно-нравственной культуры (такой факультатив есть практически в каждой второй школе, и его на “добровольной” основе посещают 25 тыс. учащихся).

Ну, что же, браво! При такой организации дела не нужны и церковно-приходские или воскресные школы, семинарии и высшие церковные Академии. Религиозное обучение и образование, проведение “божьих уроков” берет на себя государство. Странно только, что министерство ограничивается рецензированием в БПЦ лишь учебными пособиями гуманитарного направления. А почему бы не дать на откуп церкви учебные пособия или даже учебники по естественным и техническим наукам? Церковь быстро навела бы и там “порядок”, сделав Землю плоской или квадратной, отменив ее вращение вокруг своей оси и заодно ее орбитальное движение вокруг Солнца, отменив принципы эволюции в живой и косной природе (удалив Дарвина, его происхождение видов, включая происхождение человека – этой божьей твари -  от обезьяны). И почему государственная учебная литература согласовывается только с БПЦ? А где же религиозные организации других церквей, имеющих по закону якобы равные права с БПЦ? Пусть мусульмане скажут свое слово об Аллахе, а иудеи – о Яхве. Недорабатывает здесь Минобразования. Следует поправить это дело. 

А религиозные факультативы следует внедрить во все школы и сделать их обязательными. Негоже, когда только часть школьников выходит в жизнь с православным мировоззрением. Зачем лишать такой привилегии и благодати остальную молодежь? Пусть присоединяется к духовным ценностям и традициям христианского наследия (а может быть и более раннего, языческого наследия предков?). В сверхъестественное, в Бога и Дьявола, в ангелов, в чудотворные иконы и мощи святых должен верить каждый гражданин Беларуси. Иначе, как их сплотишь в единое демократическое целое? Или это слишком сильно сказано? И следует оставить в обществе долю сомнений, неверия, критического разума?

По словам министра, особый интерес представляет “проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной тематике, церковно-исторической, культурологической теме”. Он отметил, что важно “чтобы священнослужители приходили и разговаривали с молодежью...Традиционно значима работа учреждений образования и БПЦ по семейному воспитанию на основе христианских ценностей личности”. Научные исследования совместно с БПЦ? Оригинально! Оказывается наука и религия это не антиподы, а друзья, которые не могут жить друг без друга. Эти бы слова да в уши Джордано Бруно, сожженного в 1600 г. на костре инквизиции в Риме, или Галилео Галилею, проведшего последние 9 лет своей жизни в домашнем заключении под бдительны оком иезуитов. Странно, что министр образования, доктор наук, профессор не понимает простой вещи: наука в своем методе исходит из материальности и саморазвития мира, а религия – из вымышленных субъектом познания сверхъестественных сил, несуществующего Бога. Разные первоосновы, разные выводы!

И последнее. Похоже министр не уверен в квалификации подведомственных ему научных кадров, коль скоро приглашает для нравоучительных бесед с учащейся молодежью монахов и священнослужителей, страшно далеких от понимания истинных причин существования и развития мироздания и его познающего субъекта – человека. Моление в церквях и монастырях не прибавляет знания молящимся. Они живут архаичными догмами, уходящими своими корнями в первобытное общество. Их воображение играет и звенит, но критический разум спит. Сон разума рождает чудовищ. В то же время этот сон, как наркотик, спасает слабые души от жестоких воздействий внешнего, реального, материального, страшного и одновременно прекрасного земного мира. Мира, где ежедневно идет борьба не на жизнь, а на смерть.

 

Выступление председателя Палаты представителей

 

В своем выступлении председатель выделил задачу “обсудить, как мы можем вместе сохранить и развивать духовные ценности, на которых веками строилась Беларусьв условиях внешних попыток “подорвать наши традиции, навязать чуждые и нетрадиционные ценности”. Задача действительно важная и актуальная, хотя в значительной мере слабо определенная. Мы уже выше отмечали размытость понятий духовности, духовных ценностей, духовных традиций. Если под ними понимать исключительно религиозные, христианские, православные ценности, то это будет одна задача и одна методика ее решения. Если же под такими ценностями понимать гражданские, светские, земные, общечеловеческие, то это будет другая задача и другой метод ее решения. Кроме того, следует отметить, что ныне нашей стране внешние силы угрожают разрушит не только наши духовные ценности, но наши сугубо материальные ценности, а также независимость, свободу, суверенитет, социальное устройство и демократию нашей страны. Поэтому вопросы защиты нашего государства следует решать комплексно, системно.

Автор отметил, что “у нас есть четкая, скоординированная политика государства и Церкви, направленная на защиту духовных устоев белорусского общества” и что важнейшей фундаментальной ценностью белорусского общества является “межконфессиональное и межнациональное многообразие и согласие”. Совершенно справедливая мысль. Весь вопрос в том, какими государственными механизмами можно и следует сохранять эту действительно архиважную ценность. Автор поясняет: “ В нашей стране создано правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания”. Действительно, правовой механизм является важным условием решения указанной задачи, но все-же недостаточным. Важнейшей частью гарантий права является правоприменительная практика, а здесь, как мы видим на примере взаимодействия минобразования и РПЦ, далеко не все благополучно.

Автор подчеркнул, что “в июле 2024 года вступила в силу новая редакция закона "О свободе совести и религиозных организациях". В ней учтены пожелания и предложения, касающиеся возможности церкви эффективно осуществлять свою просветительскую, духовно-нравственную деятельность и социальное  служение”. О просветительской деятельности церкви приходится часто слышать в средствах массовой информации, но большинство слушателей и читателей не очень-то представляют себе, в чем она заключается (см. выше ст.3 закона). Следует просто помнить, что речь идет о религиозном просвещении, которое в корне противоположно научному просвещению. Первое закабаляет разум человека архаичными, вечными, “истинными” догмами, а второе, напротив, просветляет разум человека проверенными, достоверными, научными знаниями, полученными в результате серьезных исследованиях материального мира, включая человека с его сознанием, мышлением.

В заключение своего выступления Сергеенко привел слова покойного митрополита Филарета о том, что “благополучие нашего Отечества связано с его всесторонним духовным возрождением. Только тот народ, который сохранил и сохраняет веру своих отцов, народ, объединенный многовековой христианской традицией, может смело смотреть в будущее”. Священнослужитель, убежденный в существовании Бога, по другому сказать и не мог. Но материалисты, знающие и убежденные в отсутствии в мире нематериальных, сверхъестественных сил, скептически смотрят и на религиозную веру. История не раз доказала, что вера в фантомы, призраки и иллюзии не столько объединяет, сколько разъединяет людей, удобряя почву для вражды и насилия между иноверцами. Вера в Бога – это очень шаткий фундамент для объединения людей. Люди рождены для счастливой, но короткой земной жизни, а не для мнимого вечного благополучия в некоем загробном, потустороннем мире.

 

Выступление уполномоченного

по  делам религии и национальностей

 

В своем выступлении уполномоченный отметил, что “религия является той силой, которая обладает огромным миротворческим потенциалом в объединении людей. Но в то же время большое количество конфликтов на религиозной почве в мире позволяет говорить о том, что религиозные отношения могут быть использованы и для разъединения людей”. С последним утверждением автора нельзя не согласиться, но его первый тезис  вызывает большие сомнения. Безусловно, у религии имеется огромный потенциал по объединению больших групп людей на основе определенных мифологических идей, доступных неискушенному сознанию большинства простых, доверчивых и легковерных людей. Но носит ли такое объединение миротворческий характер, вот в чем вопрос. Для чего церкви или секты объединяют вокруг себя те или иные группы верующих? Ответ однозначен – для управления сознанием и поведением людей. Зачем им это надо? Ради пользы людей, собственной выгоды или по заданию правящей в обществе элиты? Не будем лукавить: не ради первого, а ради второго и третьего! Цели религии далеки от миротворчества, а преследуют исключительно материальный, корпоративный, прагматический, меркантильный, корыстный интерес, прикрываемый высокопарными словами. Это подтверждает историческая деятельность религиозных организаций всех стран и народов.

Автор далее подчеркнул, что “формирование в белорусском обществе толерантности и веротерпимости является исторически длительным процессом. Белорусские земли знают разные периоды - от привилеев великих князей, поддерживающих различные конфессии, статутов Великого княжества Литовского, где была определена роль государства в сохранении мира между гражданами, решений Полоцкого собора, неоднозначного периода господства атеистического подхода до современного этапа межконфессионального мира и спокойствия”. Действительно, на протяжении столетий белорусские земли были буферной зоной и полем боя между государствами запада и востока, юга и севера. Каждое из них шло в бой под лозунгом “С нами Бог!”. Белорусы видели, сколько на их глазах сталкивалось разных богов и народов  друг с другом. Поневоле станешь толерантным и веротерпимым. У белорусов этого не отнять.

 

Выводы

 

1. Государственная политика и правоприменительная практика продвижения той или иной религиозной идеологии (в первую очередь БПЦ) на роль государственной идеологии ошибочна и опасна для будущего Беларуси.

2. Все виды государственного образования и воспитания, включая дошкольное, школьное и высшее, необходимо освободить от прямого воздействия религиозной идеологии. Эта идеология как учебный фактор допустима лишь в рамках частных и религиозных образовательных учреждений.

3. Все виды государственного образования должны  основываться исключительно на базе системы научных знаний, полученных в результате научных исследований реального материального мира, включая косную и живую природу, а также общества и  человека как продукта эволюции природы, обладающего сознанием и мышлением общественно-биологического происхождения.

4. Обеспечение межконфессионального и межэтнического мира и согласия должно базироваться на безусловном исполнении законов и соблюдения принципа равенства всех религий и вероисповеданий перед законом. 

 

Минск, 5 июня 2025 г.

Полный текст работы в формате PDF доступен бесплатно по ссылке  с международного философского сайта РР

 

https://philpapers.org/archive/TSLNPS.pdf

 

                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Религиозная идеология в Российской империи, включая Беларусь

 как ее часть, до Октябрьской революции 1917 г.

 

До Октябрьской революции 1917 г. Беларусь входила в состав Северо-Западного края (бывшая территория Великого княжества Литовского, 13-16 вв., а позже Речи Посполитой, 1569-1795 гг., вошедшая при Первом разделе Польши в 1772 г. в состав России) Российской империи (Русское царство, ставшее империей в 1721 г. при Петре I). Любопытен девиз католической Речи Посполитой: ” Если с нами Бог, то кто против нас?“, превращенный в  XVIII в. в новый посыл: “За веру, закон и короля!”. Аналогично звучали девизы и православной Российской империи: “С нами Бог!” и  “За Веру, Царя и Отечество!”. С кем на самом деле “Бог” и существует ли он реально, вне и независимо от сознания человека, до сих пор остается для большинства простых людей всех стран и народов великой тайной и причиной бесконечных непримиримых споров между верующими и неверующими, безбожниками, атеистами.

Вся государственная, общественная и культурная жизнь (в том числе все виды народного образования: от начального до высшего)  Российской империи, включая Беларусь как ее западную часть, проходила под жестоким давлением государственной идеологии, которую можно назвать гостеизмом. Если до Петра I идеологию Русского государства можно обозначить как гостеоунию (союз государства и христианской, православной церкви, при котором последняя имела определенную автономию, самостоятельность по отношению к царской власти, а подчас даже с ней конкурировала), то император сделал Русскую православную церковь, РПЦ, неотъемлемой частью государства и его властного, чиновничьего аппарата (см. Гуртовцев А.Л. Под властью русского православия, 2020). Каждый шаг гражданина страны, от его первого вздоха и до смертного одра, проходил под неусыпным, бдительным контролем церковнослужителей РПЦ всех рангов и законов империи, пропитанных церковным духом.

Для доказательства этого факта сошлемся на неизвестные для большинства читателей исторические документы - статьи  уголовного законодательства 15-томного “Свода законов Российской империи” от 1835 г. (заменил устаревшее “Соборное Уложение 1649 г.” царя Алексея Михайловича; вступил в действие с 1 января 1835 г. в царствование императора Николая I, 1796-1853; переиздан в 1842-1845 гг.). В статьях раздела “О преступлениях против веры и выражающих оную постановлений ” XV-го тома говорится следующее.

Статья 182 (оригинальный, полный текст): “Кто дерзнет публично в церкви с умыслом возложить хулу на славимаго в Единосущной Троице Бога, или на Пречистую Владычицу нашу Богородицу  и присно-Деву Марию, или на честный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на бесплотные Силы Небесные, или на Святых Угодников Божиих и их изображения, тот подвергается:

лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу в рудниках на время от двенадцать до пятнадцати лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и наказанию плетьми через палачей в мере, определенной статьей 21 сего Уложения для третьей степени наказаний сего рода, с наложением клейм.

Когда сие преступление учинено не в церкви, но в публичном месте или при собрании более или менее многолюдном, то виновный приговаривается:

  к лишению всех прав состояния и ссылке в каторжную работу на заводах на время от шести до восьми лет, а если он по закону не изъят от наказаний телесных, и к наказанию плетьми через палачей в мере, определенной статьей 21  для шестой степени наказаний сего рода, с наложением клейм”.

Та же статья 182 в сжатом, редуцированном виде:”Богохульство в церкви - ссылка и каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте -  ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение”.

Последующие редуцированные статьи свидетельствуют.

Статья 183Непубличное богохульство - ссылка в Сибирь и телесные наказания.

Статья 184. Порицание Христианства и церкви, публично - ссылка до 8 лет, телесные наказания, клеймение; непублично  - ссылка в Сибирь и телесные наказания.

Статья 185. Сокрытие свидетельства богохульства, порицания, критики Христианства - тюремное заключение до года или арест до 3 месяцев.

Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла - заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.

Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства - ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 188. Насмешки над Христианством, умышленно - заключение до года; неумышленно - до 3 месяцев.

Статья 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме - по умыслу - наказание согласно ст. 183; без умысла - заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.

Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное - ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное - ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Статья 191. Отступление от веры - лишения прав на время отступления от веры.

Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере - расторжение брака, ссылка в Сибирь.

Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание - ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении - ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 197. Не Православная проповедь - заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение - заключение до 6 лет. В третий раз - ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями - заключаются в смирительном доме до года.

Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере - заключение до 2 лет.

Статья 199. Воспрепятствование добровольному присоединению к Православной церкви - заключение до 6 месяцев. Насильственное воспрепятствование - заключение в смирительном доме до 3 лет.

Статья 200. Не воспрепятствование детям и опекаемым самовольного отлучения от веры - арест до 3 месяцев, предание покаянию.

Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола - каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Статья 214. Издание, распространение, продажа старопечатных книг, приобретение, использование раскольнических книг - денежный штраф, заключение в тюрьму до 6 месяцев.

Статья 220. Не привод детей в церковь - духовное и гражданское внушение.

Статья 222. Погребение верующего без соответствующего ритуала - арест до 3 месяцев.

Статья 223. Оскорбление святынь - каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.

Статья 226. Неуважение к святыне - заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.

Статья 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем - заключение в тюрьме до года, повторно - до 2 лет.

Статья 230. Порча символов веры - заключение в смирительном доме до года, при неумышленности - арест до 3 месяцев.

Статья 231. Нарушение при Богослужении - денежный штраф или арест до 3 месяцев.

Итак, самым жесточайшим образом наказывались богохульство, поношения, насмешки, порицания и критика христианской веры, а также сокрытие подобных преступлений (по умолчанию требовалось безусловное доносительство со стороны свидетелей), оскорбление священнослужителя и неуважение к святыням, уклонение от веры и ее обрядов, воспитание детей вне православия (иноверчество), вероотвлечение, вероотступничество и понуждение к ним, переход в другую веру, раскольничество, ересь и т.д. Эти действия рассматривались как преступные, но с дифференцированным наказанием, учитывающим место и обстоятельства совершения преступления: в церкви публично, вне церкви публично, непублично при очевидцах, с умыслом или без умысла, единожды или повторно,  насильственно или ненасильственно и т.д.

Анализ показывает, что в Российской империи образца XIX века невозможно было не то, чтобы свободно и публично излагать свое мнение по поводу государственной, православной религии и тем паче критиковать религию, церковь и носителей веры,  но практически невозможно было уклониться с малых лет от принятия православия и совершения установленных церковных обрядов в течение всей своей частной, семейной жизни. Ученые того времени, исследуя живую природу и человеческий организм, вынуждены были постоянно в своих научных работах  ссылаться на божественное происхождение жизни и всех видов живых организмов, славя Бога за его мудрость, прозорливость, могущество, заботу о человеческом роде и милости. Те же мыслители и ученые, которые пытались говорить о саморазвитии, самодвижении и эволюции материального мира, рассматривались как еретики, преследовались за свои убеждения, свободомыслие, лишались работы и средств к существованию.

Православие буквально насильно, не испрашивая соизволения граждан, навязывало им с малых лет свои мировоззренческие, не подлежащие сомнениям и критике установки, и свои архаичные догматические религиозные представления – одним словом, свою ”духовность”. Эта “духовность” достигалась не свободным выбором людей, а абсолютным принуждением и насилием. Такую идеологическую работу государство и церковь называли “духовным просвещением” народа (в нынешние времена эта риторика возрождается, дополняясь указанием на религию и церковь как хранителей традиционных ценностей). Наличие креста на шее, а в сознании граждан - православной веры и соответствующих ей мыслей, подкрепленных “правильными” словами, жестами и поступками, подвергалось со стороны государства, церкви и их явных и тайных служб тотальному контролю. В случаях отступления граждан от религиозных правил и норм немедленно следовало наказание. Православная вера рассматривалась в обществе как символ или штамп благонадежности человека и его безусловной преданности властным органам - государству, царю, церкви и их бюрократии.

Христианская идеология, которая воспевала через библейские евангелия такие высокие и достойные человеческие качества, как доверие, терпимость, сокровенность, милосердие, прощение, понимание и любовь, на деле, через свои государственные, религиозные, православные законы утверждала и распространяла между людьми совершенно иное, обратное - недоверие, нетерпимость, доносительство, жестокосердие, мстительность, отчуждение и  вражду. Христианская вера твердо делила в отечестве и в мире всех людей на “наших’, “своих”, христиан, православных, божьих людей и “не наших”, “чужих”, нехристей (антихристов), иноверцев, безбожников, сатанистов, еретиков, сектантов или поганцев (язычников).

Русское православие своими драконовскими законами отобрало у людей право на свободу мысли, слова и совести, на свободу выбора своего собственного мировоззрения, своих идеалов, жизненных ценностей и образа жизни. Монархическое государство, церковь, ее иерархи и служители прочно связали духовными, “божественными” цепями сознание и души простых людей, как будто те должны быть их вечными рабами,  крепостными и должниками. В ответ на естественное стремление людей к свободе, справедливости и лучшей жизни, духовные пастыри бесконечно призывали и продолжают призывать людей к молитвам, жертвам, покорности и терпению, суля взамен божественное, райское вознаграждение в будущей, загробной, потусторонней жизни – “на том свете”. Христианский мир, придя на смену языческому и громогласно провозгласив над ним свое небесное, божественное и одновременно земное, моральное превосходство, на самом деле за много веков своего господства не изменил людей в лучшую сторону, а лишь добавил им лицемерия, хитрости, изворотливости, корыстолюбия, похотливости, агрессивности и жестокости.