ВЛАСТЬ
(Политология Аритеросизма)
1
СОКРАТ. Привет, Платон!
ПЛАТОН. Привет, Сократ!
СОКРАТ. Хотел поговорить с тобой, Платон, - о власти и государстве.
ПЛАТОН. Прежде, чем говорить, о государственной власти, давай сначала, Сократ, исследуем власть человека над самим собой.
СОКРАТ. А зачем это?
ПЛАТОН. Чтобы нам, Сократ, понять, откуда есть пошла всякая власть, что она есть такое, и зачем она вообще нужна как самому человеку над самим собой, так и всем людям в их обществе.
СОКРАТ. Ты думаешь, Платон, власть в обществе, над другими людьми произошла из власти человека над самим собой, и этой основополагающей властью держится?
ПЛАТОН. Получается, так, Сократ. Власть человека над самим собой, я думаю, - это главное личное и общественное благо.
СОКРАТ. Хотелось бы, чтобы так оно и было на самом деле.
2
ПЛАТОН. Как думаешь, Сократ, что случится с человеком, если у него воцарится безвластие над самим собой?
СОКРАТ. Даже трудно себе нечто подобное представить.
ПЛАТОН. Например, в состоянии безвластия над самим собой, человек может легко растранжирить в один день все ресурсы и на завтра остаться ни с чем, чем подвергнуть риску не только своё нормальное существование, но и саму свою жизнь.
СОКРАТ. Ты хочешь сказать, что безвластие над самим собой очень опасно для самого человека?
ПЛАТОН. Власть над собой придаёт уверенности существованию человека, субъекта, Само-Субъекта не только в настоящем, но и в будущем, на много лет вперёд, что даёт ему - ясную и понятную перспективу, осмысленную цель жизни и деятельности.
3
СОКРАТ. Мне кажется, Платон, здесь с властью есть одна серьёзная проблема или противоречие.
ПЛАТОН. Какая?
СОКРАТ. С одной стороны человек имеет власть над самим собой, а с другой - общество над ним.
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. Если общество имеет власть над индивидом, субъектом, то куда ж девается его собственная власть над самим собой?
ПЛАТОН. Да, Сократ, похоже, это серьёзная проблема, явное противоречие.
СОКРАТ. И что же, Платон?
ПЛАТОН. Но, я думаю, неправильно уподоблять общество и власть в нём одному человеку и его власти над собой, как это делают некоторые философы.
СОКРАТ. Насколько я помню, Платон, эти философы, а на самом деле это один из знаменитых древних философов - некий Афинянин, - так вот он разговаривает не о власти, а о внутренней борьбе человека с самим собой, будто каждый человек "враг" самому себе, или, точнее, о борьбе в самом человеке двух противоположных начал - хорошего и плохого, доброго и злого, лучшего и худшего и т.д.
ПЛАТОН. Именно. Как раз тот самый Афинянин и разговаривал о том, что якобы "все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый - с самим собой".
4
ПЛАТОН. Ещё непонятно, почему этот Афинянин рассказывает нам в другом месте, что это само "государство может обеспечить себя всем этим: так, что кто-то будет земледельцем, кто-то - строителем, а некто - ткачом, сапожником и т.д.", как будто государство - это некий индивид или субъект, тем более Само-Субъект?
СОКРАТ. Очевидно, что за подобным высказыванием стоит нечто, что имеется [им] в виду, но о чём наш Афинянин преднамеренно умалчивает.
ПЛАТОН. И что же это могло бы быть, как думаешь, Сократ?
СОКРАТ. Я думаю, это нечто или некто такое, такой, что или кто за ним стоит - за этим "государством". Ведь понятно, что "государство" - это лишь некая абстракция, внутренне-мысленное или внешне-реальное понятие, которое само-по-себе не действует, значит и "обеспечить" себя ничем не может.
ПЛАТОН. Если ты говоришь о чём-то "действующем", то это явно не будет нечто, а, скорее, - некто. Ибо объект (нечто) не действует, - действует только субъект (некто).
СОКРАТ. Разумеется, за всяким государством стоит - некто, т.е. либо один заинтересованный в нём человек, субъект, либо группа.
ПЛАТОН. Значит за любым государством стоит - индивид, человек как субъект или даже Само-Субъект?
СОКРАТ. Я думаю, это совершенно очевидно.
5
ПЛАТОН. Но я вот, Сократ, всё-таки немного не понимаю нашего знаменитого философа Афинянина.
СОКРАТ. В чём именно, Платон?
ПЛАТОН. Вот он нам дальше рассказывает, что некто "заметил неразумие большинства людей, не понимающих, что у всех в течение жизни идёт непрерывная война со всеми государствами", "ибо то, что большинство людей называет миром, есть только имя, а на деле же от природы существует вечная и непримиримая война между всеми государствами".
СОКРАТ. И он же там далее продолжает, что, мол, это состояние постоянной войны, характерное для всех государств, точно так же полностью подходит и ко всем поселениям, посёлкам внутри каждого государства.
ПЛАТОН. Да. А кроме этого и то, что это же верно и в отношении каждого дома в этих поселениях и посёлках, а также и для каждого человека в каждом доме, о чём мы уже упоминали чуть раньше.
СОКРАТ. Иными словами, этот наш Афинянин хочет нас убедить в том, что все всем враги от природы, начиная с государств, и заканчивая каждым отдельным человеком, который так же враг себе самому. Ибо в каждом человеке, как бы внутри его идёт постоянная борьба хорошего и плохого, лучшего и худшего, доброго и злого. В общем, всё это якобы "вечная" дуалистская борьба двух совершенно разных, исключающих друг друга начал, пронизывающая собой всё.
ПЛАТОН. Да. Но в то же время в другом месте мы от нашего Афинянина слышим совершенно иную концепцию о государстве.
СОКРАТ. Какую?
ПЛАТОН. Этот Афинянин нам предлагает, если можно так выразиться, "дружественную" или "сотрудническую" концепцию происхождения или появления государства, - как государства "взаимопомощи", - а вовсе не воинственную и не враждебную.
СОКРАТ. И что же он нам говорит об этом, Платон?
ПЛАТОН. Вот послушай, Сократ: "Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства".
СОКРАТ. Удивительно, Платон, что и то, и это нам рассказывает - один и тот же человек, так называемый "философ" из Афин - знаменитый Афинянин.
ПЛАТОН. Вот именно, Сократ.
6
СОКРАТ. Но и кроме этих двух исключающих друг друга концепций начала и сути государства, у нашего Афинянина я нашёл ещё и третью концепцию, отличную от этих обеих.
ПЛАТОН. И что же это за концепция, Сократ?
СОКРАТ. Насколько я понимаю, это концепция управления этим государством и людьми в нём, которые сами, по-видимому, ни на что не способны, и даже, вроде, и не понимают, зачем, для чего, почему они объединились в государство и живут вместе или сообща.
ПЛАТОН. Интересно?
СОКРАТ. Вот послушай, Платон, этого нашего чудесного Чужеземца-Афинянина.
ПЛАТОН. Слушаю.
СОКРАТ. Чужеземец-Афинянин: "Вначале мы установили повелевающую часть познавательного искусства (умения). В качестве уподобления ей мы называли самоповелевающую часть. От этой части мы отделили немаловажный род - искусство (умение) выращивания животных, от него, в свой черёд, вид стадного выращивания, а от этого последнего - выращивание сухопутное. От выращивания сухопутных мы отделили прежде всего искусство (умение) выращивания безрогих животных, а уж если кто желает отделить от него следующую часть, он должен по меньшей мере представить её троякой, если хочет охватить её единым понятием и назвать её искусством (умением) пасти несмешанное стадо. Следующим сечением будет отделение от двуногого стада людей и искусства (умения) их пестовать, а это уже - искомое нами искусство (умение) царствовать, или, что то же самое, государственное искусство (умение)".
ПЛАТОН. Значит люди, общество, согласно этой его концепции, - это глупое, неспособное управлять собой стадо животных?!
СОКРАТ. Получается, что так, Платон. Но вот ещё немного из "примечательных" высказываний нашего "пастуха" Чужеземца-Афинянина.
ПЛАТОН. Давай ещё послушаем нашего "чудотворного пастыря".
СОКРАТ. Чужеземец-Афинянин: "Не правда ли, одним из многих искусств (умений) пестования, сейчас перед нами явившихся, было государственное искусство (умение), состоящее в попечении о некоем одном стаде? (..) И это, согласно нашему определению, являет собой выращивание не лошадей либо каких-то других животных, но людей и заключается в общем их воспитании".
ПЛАТОН. Что я могу сказать, Сократ?! По-моему, в этой его концепции и близко нет намёка на то, что люди сами на что-то подобное способны, - на то, чтобы добровольно и осмысленно сотрудничать между собой и объединяться в некую общность, например, - в государство.
СОКРАТ. Абсолютно, Платон.
--
© 1988-2025, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==