ИЗОБИЛИЕ
(Политэкономия Аритеросизма)
1
ПЛАТОН. Сократ, что ты думаешь о благе, которое не является редким, и за него люди не конкурируют друг с другом, т.е. не ссорятся, не соперничают, не борются, во всяком случае в подавляющем большинстве как персонажей, так и случаев?
СОКРАТ. Вообще не понимаю, где это, Платон?
ПЛАТОН. Например, Сократ, как думаешь, солнца и воздуха всем хватает? За эти, как говорят, необходимейшие блага для жизни не только людей, а и всего живого, идёт та же самая конкуренция, борьба, грызня, что и за, например, кусок хлеба, стакан колы, бутерброд с сыром или котлетой?
СОКРАТ. Ну, Платон, многолюдных очередей за солнцем или за воздухом я, вроде, ещё нигде не видел.
ПЛАТОН. А на пляжах для отдыха за солнцем отдыхающие разве не стоят в очереди?
СОКРАТ. Ну, так это ж не за солнцем.
ПЛАТОН. А за чем ещё?
СОКРАТ. Это, Платон, скорее, - за местом на пляже или "под солнцем", как говорят, но не буквально, а в переносном смысле.
ПЛАТОН. Ясно. Конечно, если нет места на пляже, чтобы позагорать на солнце, можно по сути растянуться на песке, траве или даже на крыше и в другом месте.
СОКРАТ. Именно так, Платон.
ПЛАТОН. И в водоёмах вроде всем места хватает, если кто хочет освежиться или искупаться, может, поплавать на лодке или яхте.
СОКРАТ. Вроде и воды для этого всем хватает. Это ж не то, что - попить, утолить жажду.
ПЛАТОН. Да, пресной и чистой воды не так много, как солёной и в общем-то грязной, для питья непригодной.
СОКРАТ. Хотя и её немало, особенно в сельской местности, где достаточно естественных родников с в общем-то питьевой водой, бьющих из-под земли.
2
ПЛАТОН. Да, Сократ, совсем забыл.
СОКРАТ. Что именно?
ПЛАТОН. К упомянутым уже нами солнцу, воздуху и воде надо бы добавить ещё, я думаю, три (3) неконкурентных элемента или ресурса - дождь, снег, ветер.
СОКРАТ. Абсолютно.
ПЛАТОН. Ведь за них тоже нет никакой грызни, разве что упрёки "божественным" силам за случаи затяжной неблагосклонности, очевидно, за тяжкие "грехи" людей, когда "божество" подолгу на посылает нам дождя, снега или освежающего ветра.
СОКРАТ. Нет грызни. А на "божество" жаловаться - "грех".
ПЛАТОН. Да. Так о чём это я хотел тебя спросить, Сократ?
СОКРАТ. Об очень нужных людям благах, которые настолько изобильны и доступны, что за них никто не борется, и нет никакой конкуренции. Среди них - солнце, воздух, вода (морская, океанская), ну, и вот - дождь, снег, ветер.
ПЛАТОН. Вот именно, Сократ.
СОКРАТ. И?
ПЛАТОН. Как думаешь, Сократ, как устроен "рынок" вот этих двух товаров-благ - солнца и воздуха, - что на нём отсутствует всякая конкуренция, от слова "совсем"?
СОКРАТ. Это ты хочешь узнать в контексте нашего с тобой разговора о "не-конкуренции"?
ПЛАТОН. Да, в этом контексте, Сократ.
СОКРАТ. О том, как всем на этом "изобильном рынке" всегда хватает места? И эти места вроде как всегда заранее "зарезервированы" за каждым новым участником, и поэтому между ними никогда на этом "рынке" не идёт борьба, нет никакой конкуренции?
ПЛАТОН. Что-то вроде того, Сократ.
СОКРАТ. И?
3
ПЛАТОН. Каждый весь из "рынков" солнца, воздуха и воды (для купания, отдыха на море), как мы уже разговаривали в "Не-конкуренции", равен одной и той же единице (1) или 100%.
СОКРАТ. Да.
ПЛАТОН. Допустим, потребители этих "рынков" одно и то же количество людей - 10 млрд. Это все люди мира.
СОКРАТ. Как я понял, 10 млрд людей - и на каждый их этих трёх (3) "рынков", и на все три (3) сразу?
ПЛАТОН. Получается, так, Сократ.
СОКРАТ. Но нам для нашего анализа, я думаю, Платон, совсем не надо рассматривать всех людей мира.
ПЛАТОН. Верно. Достаточно - 2-3-х человек, как в том нашем примере с одной (1) улицей, двумя (2) ресторанами и ещё одним, третьим (3) конкурентом.
СОКРАТ. Да, я думаю, что этих трёх (3) "сосен" вполне хватит, чтобы даже в них заблудиться от небольшого ума.
ПЛАТОН. Точно, Сократ. Ну, и "рынок" из этих трёх тоже возьмём один, например, - солнца.
СОКРАТ. Конечно. Его одного - хватит.
4
ПЛАТОН. Итак, редкость солнца как "блага" равна - нулю.
СОКРАТ. Да. Это на сегодня абсолютно изобильный "товар".
ПЛАТОН. На "рынке" его так много, что "продавцы" раздают его всем - даром, кто сколько унесёт с собой или загрузит на личный автотранспорт, а, может, ещё и на нанятый многотонный самосвал.
СОКРАТ. Представляю себе эту красочную картинку на "рынке" солнца!
ПЛАТОН. Так вот, Сократ. Этот "рынок" солнца, - бога-Солнца Амона-Ра, - равен одной (1) единице или 100%.
СОКРАТ. Да.
ПЛАТОН. И кто бы на него не пришёл, зашёл из продавцов или потребителей данного "товара", на нём всегда для них зарезервированы места, которые при этом не отнимают ни малейшей доли у тех, кто там уже находится - продаёт или покупает этот "товар".
СОКРАТ. Получается, что так.
ПЛАТОН. А как это возможно, Сократ?
СОКРАТ. Что именно?
ПЛАТОН. Ведь, по нашей концепции "рынков" и "конкуренции", ни на каком "рынке" нет и не может быть места для новых участников, кроме тех, кто там уже есть. И они распределили все 100% или всю единицу (1) "рыночных" долей между собой без какого-либо "зазора", "резерва", "остатка" для новичков и т.д.
СОКРАТ. Вообще не знаю, где это, Платон.
5
ПЛАТОН. Хорошо. Продолжим.
СОКРАТ. Конечно. Я вот подумал, Платон, что, в общем-то, такое же неограниченное "благо", как солнце, воздух, вода (морская, океанская), дождь, снег, ветер, также - пространство и время!
ПЛАТОН. Просто очаровательно, Сократ! Даже я до этого не успел додуматься.
СОКРАТ. Стараюсь, Платон. У тебя учусь уму-разуму.
ПЛАТОН. Так держать! А вот мышление, Сократ, - тоже ж неограниченный ресурс, изобильное благо, не подверженное конкуренции и борьбе, или нет?
СОКРАТ. Сказать по правде, Платон, наше мышление хоть вроде свободно и неограниченно, но власти и олигархат даже на это наше вселенское благо пытаются набросить ковбойское лассо или аркан.
ПЛАТОН. Верно, Сократ. Как думаешь, а наша свобода - ограниченна или безгранична.
СОКРАТ. Я думаю, если смотреть в суть вопроса, то наша свобода безгранична. Но, как и с мышлением, власти и олигархат всеми силами стремятся лишить нас изобилия как свободы, так и мышления.
ПЛАТОН. Абсолютно.
СОКРАТ. Вот ещё одно наблюдение, Платон.
ПЛАТОН. Какое же?
СОКРАТ. Ведь коммунисты в своих программных прожектах тоже всем рассказывали о коммунизме как о строе полного товарного или экономического - изобилия.
ПЛАТОН. Я тобой всё больше восхищаюсь, Сократ.
СОКРАТ. Ещё бы!
ПЛАТОН. Но я вот, думаю, что "бесконечно-неограниченное", т.е. "изобильное" пространство и время нам-то власти и олигархат всё-таки - ограничивают, причём очень сильно, что ни вздохнуть полной грудью, ни пройтись-прогуляться, где хочется. Да и времени они нам на эти вольности и "свободу" не дают, - всё гонят нас, как ослов или баранов, непонятно, куда, и хлещут плетью по сгорбленным спинам, чтобы никто не оглядывался, а главное - не думал своей головой, но боялся и бежал без оглядки, куда они укажут.
СОКРАТ. Да, Платон, нет счастья на всём белом свете. И будет ли оно когда-то, тоже неизвестно.
6
ПЛАТОН. Ладно. На всех "рынках" всех этих изобильных благ, - солнца, воздуха, воды (морской, океанической, озёрной, речной, родниковой), а также дождя, снега, ветра, а кроме того, пространства и времени, и ещё мышления и свободы, - величина каждого блага составляет одну полную единицу (1) или 100% на его "рынке".
СОКРАТ. Именно так, Платон.
ПЛАТОН. Все участники этих "рынков изобилия", например, все 10 млрд людей всего мира имеют принципиально абсолютно равные доли - ни меньше, ни больше, чем другие, если и разнящиеся в деталях, то незначительно. Ибо один человек не может намного больше дышать, чем другой, как и загорать на солнце, видеть днём, купаться в большем количестве воды в море-океане-озере-реке, быть поливаемым дождём или обсыпанным снегом, обдуваемым ветром, а также иметь меньше или больше пространства и времени, свободы и мышления, чем кто-либо другой.
СОКРАТ. Это совершенно очевидно, Платон.
ПЛАТОН. Хорошо. Если мы упростим, для наглядности и лучшего понимания, и уменьшим количество участников этих рынков до двух (2) человек и одного - третьего (3) - нового, я думаю, это будет правильно, тем более, мы уже делали это.
СОКРАТ. Конечно.
ПЛАТОН. Ладно. Вот эти двое (2) сидят на одном рельсе, к ним подходит третий (3) и говорит - "Подвиньтесь!"
СОКРАТ. А! Я знаю этот анекдот!
ПЛАТОН. И в чём его - суть?
СОКРАТ. Как раз к нашему случаю. Место на непрерывном рельсе через всю Евразию длиной в 10 тыс. километров, а, может, и больше, для двух-трёх грибников, решивших присесть на нём на каком-то участке пути и немного отдохнуть, пока нет вдалеке несущегося поезда, фактически - неограниченно. Для них оно изобильно.
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. Суть иронии, т.е. смысл анекдота в том, что этим двум (2) уже сидящим на рельсе охотникам за грибами, совсем не надо "подвигаться", чтобы на этом же рельсе поместился ещё третий их товарищ. И этот третий (3) шутит, что, мол, "подвиньтесь", как будто рельс - это коротенькая деревянная скамейка в парке, уже до отказа набитая отдыхающими, хотя на самом деле "подвигаться" не надо ни ему, ни им. Поэтому анекдот - смешной.
ПЛАТОН. Отлично, Сократ! Значит смысл "рынка изобилия" в том, что каждый новый участник не отнимает никакой доли этого "рынка" у уже имеющихся на нём посетителей, но при этом получает для себя ту же самую долю от общего блага, которое неисчерпаемо, как и они, и другие, и все 10 млрд людей всего мира.
СОКРАТ. Ясно. А в чём же подвох, Платон?
ПЛАТОН. Подвох в том, Сократ, ОТКУДА берётся на "изобильном рынке" хотя бы одна мизерная доля для нового участника, равная такой же доле, как и у всех, если она не отнимается у других уже имеющихся кинозрителей в зале, когда приходит один опоздавший и просит всех других - "подвинуться"?! И при этом весь "изобильный рынок" как был до нашего нового зрителя равен той самой заветной единице (1) или 100%, так и остался равен 100%-ной единице (1) и верен ей после, никак не изменившись.
СОКРАТ. Вообще не понимаю, где это!
--
© 1988-2025, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==